"Об итогах социально-экономического развития АРК за первое полугодие 2011 года"

Доклад Председателя Оппозиционного Совета Министров АРК В.А.Лысенко

Уважаемые коллеги!! Автономная Республика Крым – уникальный регион Украины, в котором соединены мощный природно-климатический и производственно- технологические потенциалы.

В структуре экономики АРК доля услуг составляет больше половины – 65,9%, на производственную сферу приходится - 34,1%, (промышленность – 18,4%, сельское хозяйство – 8,7%, строительство – 6,5%, рыбное хозяйство -0,5% ). Промышленный комплекс является одной из основных отраслей экономики республики, дающей до трети всех поступлений в сводный бюджет.

Основу промышленного комплекса АРК составляет пищевая промышленность ( до 33,0% общего объема реализации промышленной продукции), химическая промышленность-( 22,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды- ( 24,0%), машиностроение- (12,0%) и добывающая промышленность- ( 5,0%). Структуру продукции сельского хозяйства АРК в равной степени формируют продукции растениеводства- ( 50,1%). и животноводства- ( 49,9%), при этом структура предприятий аграрного сектора образуется хозяйствами населения ( 55,6%) и сельскохозяйственными предприятиями ( 44,4%)

Сельскохозяйственные предприятия специализируются, преимущественно, на производстве продукции растениеводства, а хозяйства населения на производстве продукции животноводства.

Транспортный комплекс АРК представляет собой систему коммуникаций автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта.

В структуре перевозок максимальный удельный вес принадлежит автомобильному транспорту – 73,8%, железнодорожному транспорту- 17,8%. Автотранспорту принадлежит и большая часть пассажирских перевозок – 55,6% в т.ч. троллейбусному -28,5%. Проанализируем динамику социально – экономических показателей развития Крыма за 1-полугодие 2011 года. Несмотря на незначительный рост объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции в текущем году по сравнению с аналогичным периодом 2010 год, в июне 2011г. выпуск промышленной продукции уменьшился по сравнению с маем месяцем текущего года на - 1,5%.

На предприятиях добывающей промышленности относительно января–июня 2010 года объем производства продукции снизился на - 2,5%, в т.ч. на предприятиях по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – на 6,2%, На предприятиях по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий по итогам 1-го полугодия 2011г. наблюдалось снижение выпуска продукции на - 4,7%. По сравнению с январем–июнем 2010г. сократился выпуск круп на - 3,2 тыс. тонн, молока обработанного жидкого – на 1,2 тыс. тонн, свежих или охлажденных говядины и телятины – на 149 т, макаронных изделий без начинки – на 244 т, кисломолочных продуктов – на 630 т, вина виноградного – на 1,2 млн. дал, напитков безалкогольных – на 329 тыс.дал.

В легкой промышленности по итогам января–июня 2011г. наблюдается снижение производства продукции на – 24,4 %,. В январе–июне 2011г. в отрасли сельского хозяйства общие объемы производства в хозяйствах населения сократились на - 1,8%. По состоянию на 1 июля 2011 года. всеми категориями хозяйств под урожай 2011 года сельскохозяйственные культуры посеяны на площади 821,8 тыс. га, площади под зерновыми культурами составили 606,3 тыс.га ( на 10,6% меньше прошлогоднего уровня), из них пшеница озимая и яровая 351,5 тыс.га ( на 5,1% меньше прошлогоднего уровня)

Технические культуры посеяны на 130,2 тыс.га - на 40,4% больше прошлогоднего, в том числе подсолнечника в 2раза. Посевные площади картофеля и овощебахчевых культур составили 41,2 тыс.га (на 3,2% меньше, чем в 2010 году), кормовых культур – 44,1 тыс.га( на 16,0% меньше прошлогоднего).

По состоянию на 1 июля 2011 года поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств насчитывало- 173,5 тыс голов, что на 3,1% меньше в сравнении с 1 июлем 2010 года, в том числ коров – 75,3 т ыс. голов , на-9,5% меньше, свиней 188,6 тыс. голов ( на 3,0% меньше), овец и коз 406,0 тыс.голов ( на 4,2% меньше).

В сельскохозяйственных предприятиях общая численность крупного рогатого скота уменьшилось на - 17,5% и составила – 27,0 тыс.голов , в том числе коров стало меньше на - 8,0% и составила-8,0 тыс. голов, овец и коз уменьшилось на - 18,7%, свиней на - 8,9%.В хозяйствах населения поголовье коров уменьшилось на- 10,5%, овец и коз на-2,3%, птицы на-1,8%. Средние цены продажи аграрной продукции сельскохозяйственными предприятиями по всем направлениям реализации в январе–июне 2011г. в сравнении с январем–июнем 2010г. увеличились на - 11,6%, в том числе на продукцию растениеводства – на 34,8%, на продукцию животноводства – на 2,2%.

За январь–июнь 2011г. в АР Крым введено в эксплуатацию более 200 тыс.м2 общей площади жилых домов, большая часть введена индивидуальными застройщиками.

Объем выполненной транспортной работы сохранился на уровне января-июня 2010 года и составил 143,1 млн.ткм. Автомобильным транспортом перевезено 66,2 млн. пассажиров, по сравнению с январем-июнем 2010 года количество пассажиров уменьшилось на - 1,7%, количество пассажиров воспользовавшихся услугами железнодорожного и трамвайного транспорта уменьшилось с январем - июнем 2010 года соответственно на - 0,2% и 2,4%.

Объем экспорта товаров Автономной Республики Крым в январе–мае 2011г. составил 263,4 млн.долл. , импорта – 242,6 млн.долл. По сравнению с январем –маем 2010 года объем экспорта увеличился на- 17,4%,импорта в 2,5 раза.

Уважаемые коллеги! Финансовый результат субъектов хозяйствования от обычной деятельности до налогообложения( кроме малых, сельхозпредприятий, и бюджетных учреждений) за январь- май 2011 года составил 83,2 млн.грн. убытка, сумма прибыли составила- 721,2 млн.грн., убытков - 804,4 млн. грн, На протяжении января - мая 2011 года убыточно работали - 52.0% предприятий, наибольшая доля таких предприятий в рыболовстве( 83,3%), охране здоровья и предоставления социальной помощи ( 83,1%), деятельности гостиниц и ресторанов ( 81,1%), транспорте и связи (54,4%).

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) в январе–июне 2011г. составил- 108,5% (в январе–июне 2010г. – 104,4%). За январь–июне 2011 года продукты питания подорожали на - 9,7%. Среди продовольственных товаров наиболее всего возросли цены на картофель на 67,6% , на 44,4% – фрукты ,на 35,5%- овощи. На - 15,6% подорожал хлеб и хлебопродукты, на 9,5% - стал дороже сахар, на 5,5% – рыба и продукты из рыбы, на 5,7% – безалкогольные напитки, на 2,2% – мясо и мясопродукты. Алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на - 4,7%, в том числе алкогольные напитки – на- 8,7%, табачные изделия на - 2,0%. Из 19-ти социально- значимых продуктов питания по 14- продуктам питания средние цены в автономии выше среднеукраинских показателей( в 2010 году по пяти).

Рост цен на топливо и масла в январе-июне 2011 года составил - 30,6%. Возросли услуги и тарифы: на электроэнергию на- 22,9%, горячую воду и отопление на -20,1%, сжиженный газ на -21,1%, водоснабжениена-15,7%, канализацию на-12,5%. Услуги транспорта подорожали на -20,1%, в том числе услуги автодорожного транспорта на - 22,4%, авиационного - 6,7%, железнодорожного на - 4,4%.

В сфере охраны здоровья цены возросли на - 6,1%, услуги ресторанов и гостиниц подорожали на -7,1%, в том числе гостинец на - 17,0%, ресторанов и кафе на - 4,8%.

Сумма невыплаченной заработной платы на 1 июня 2011г. составила - 70,1 млн.грн. Из общего объема долга - 53,5% приходится на экономически- активные предприятия. В целом объем долга равнялся - 7,8% фонда оплаты труда, начисленного в мае 2011года.

С начала года больше всего увеличилась задолженность перед работниками по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, транспорта, сферы операций с недвижимым имуществом, аренды, инжиниринга, в учреждениях по предоставлению коммунальных и индивидуальных услуг.

Своевременно не получили заработную плату - 7,2 тыс. работников экономически активных предприятий, что составляет - 1,9% от общей численности работников, занятых в экономике. При этом каждому из них не выплачено в среднем - 5192 грн., что в 2,3 раза превышает среднюю заработную плату в мае 2011 года.

Сумма долга по выплате помощи в связи с временной потерей трудоспособности на начало июня 2011 года составила- 511,2 тыс.грн.

Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на 1 июня 2011г. составила - 388 млн.грн., срок задолженности за все услуги равнозначен начислениям за 2,8 месяцеыв, сумма долга больше всего образовалась: за централизованное отопление и горячее водоснабжение – 48% , содержание домов, сооружений и придомовых территорий и вывоз бытовых отходов – по 24%, централизованное водоснабжение и водоотведение – 22,5% и газоснабжение – 17%. ,кроме того, по состоянию на 1июня 2011г. задолженность населения за электроэнергию составила- 456,2 млн.грн.

Количество незанятых граждан, которые состояли на учете в государственной службе занятости, на 1 июля 2011г. составило-16,6 тыс. человек. За помощью в трудоустройстве на протяжение июня 2011 года обратилось 3,7 тыс. крымчан (в июне 2010г. – 4,0 тыс. человек).

Количество зарегистрированных безработных на 1июля 2011г. составило- 16,0 тыс. человек. Из каждых 10-ти зарегистрированных безработных, пятеро ранее занимали рабочие места, трое – должности служащих, остальные – граждане без профессии или занимавшие места, не требующие специальной подготовки.

Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственной службе занятости, составила на конец июня 2011г., 3- человек на одно свободное рабочее место (вакантную должность). По категориям рабочих мест этот показатель наивысший у работников сельского хозяйства и лиц, не имеющих профессии, – 4 человека.

Численность населения АР Крым на 1 июня 2011г. составила 1961,7 тыс. человек. На протяжении января–мая 2011г. численность населения сократилась на 1,8 тыс. человек, или на 2,3 человека в расчёте на 1000 жителей Крыма. Общее сокращение численности населения обусловлено естественной убылью (3,3 тыс. человек), при этом зафиксирован миграционный прирост населения (1,5 тыс. человек).

Объем естественной убыли населения в текущем году сравнении с январем–маем 2010г. увеличился на 320человека, или с 3,7 до 4,1 человека в расчёте на 1000 жителей Крыма.

В расчете на 1000 населения автономии рождаемость увеличилась с 10,8 до 11,0 человека, а коэффициент смертности – с 14,5 до 15,1 человека.

Органами внутренних дел и прокуратуры АР Крым на протяжении января–июня 2011г. зарегистрировано 18,3 тыс. преступлений, что на- 26,3% больше показателя за январь–июнь 2010г.

Из общего количества криминальных преступлений - 37,8% составляют тяжкие и особо тяжкие, 71 % преступлений корыстной направленности.- это кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательства и мошенничество в отношении всех форм собственности. По сравнению с январем–июнем2010г. увеличилось количество вымогательств в 4,3 раз, в 1,5 раза – грабежей, в 1,4 раза – краж и хищений коллективного и личного имущества и взяточничеств.

Число потерпевших от преступных действий по сравнению с январем–июнем 2010г. увеличилось в 1,4 раза и составило- 13,2 тыс. человек.

Уважаемые коллеги!!! Несмотря на заверения Крымской власти о принимаемых мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в автономии, динамика показателей социально – экономического развития в Крыму в текущем году не могут вызывать тревогу и восприняться» как норма». Власть Крыма до настоящего времени не в состоянии обеспечить позитивное развитие рекреационного, аграрного и промышленного комплексов.

Курортная инфракструктура изношена, уровень сервиса на крымских курортах остается чрезвычайно низким, конкурентноспособными остаются лишь наиболее дешевые и наиболее дорогие варианты отдыха, За прошедшие годы часть бывших советских граждан была вынуждена отказаться от отдыха в Крыму по экономическим причинам, часть – предпочитает отдыхать на зарубежных курортах, в результате в Крыму в последние годы не на много увеличивается численность отдыхающих, а курортный сезон полноценно длится всего три месяца.

Строительство объектов ведётся хаотически, никакого плана развития рекреационного комплекса Крыма практически не существует, в результате бесконтрольной строительной деятельности снизилась и снижается привлекательность ряда курортных мест.

Усилились крайне неблагоприятные для Крыма тенденции, которым не противопоставлена какая-либо рациональная и планомерная деятельность. Во-первых, вследствие кризиса туристической индустрии резко дешевеют курорты, рассчитанные на массовый, дешёвый отдых, - прежде всего, Турция и Египет. Они оказываются наиболее привлекательными для нового украинского среднего класса.

Во-вторых, российский средний класс восстановил тот уровень жизни, которым обладал до кризиса 1998 года. В результате он стал предъявлять повышенные требования к сервису, за который он теперь готов платить больше, чем два-три года назад. Если подобный уровень ему не будет обеспечен в Крыму, он вновь сделает выбор в пользу средних по стоимости курортов Италии, Испании, Греции и Северной Африки.

Продолжается деградация важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые при изменении экономического курса могут стать основой благосостояния Крыма. Разрушительные процессы зашли так далеко, что сейчас речь должна идти не о косметических мерах, которые предлагает действующая власть, а о пересмотре принципов экономической политики. В противном случае развал ряда отраслей уже в ближайшем будущем может принять необратимый характер.

Что же следует сделать для того, чтобы переломить негативные тенденции в экономике Крыма? Во-первых, необходимо обеспечить политическую, правовую и экономическую поддержку предприятиям, занятым обслуживанием туристов и ведущим строительство объектов сферы услуг и туристического бизнеса. Одновременно нужно установить жёсткий контроль над качеством такой деятельности, её соответствием общепринятым стандартам и задачам сохранения Крыма как уникального природного и историко-культурного комплекса. Особый упор следует сделать на действенную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которым нужно обеспечить доступ к кредитам и лизингу оборудования, встроить их в программу комплексного развития Крыма.

Во-вторых, власти Крыма должны вести активную рекламную политику, популяризируя Крым как место отдыха, обладающее уникальными возможностями и достопримечательностями.

В-третьих, Крым должен развивать контакты с российскими регионами, выходя на местные рынки туристических услуг и заручаясь поддержкой региональных администраций. Конституция Крыма вполне позволяет устанавливать такое взаимодействие. В-четвёртых, следует активно и результативно заняться возрождением сельскохозяйственного комплекса, который, несмотря на то, что он был одним из самых высокоразвитых в СССР, сегодня развален. Поэтому по сравнению с 1990 годом в Крыму в несколько раз снизилось производство зерна и овощей, мяса, молока, яиц, шерсти и поголовье скота. В-пятых, не меньше, чем аграрный комплекс, в поддержке нуждается промышленность Крыма. Социально-экономическое развитие Крыма невозможно без возрождения тех отраслей, которые могут сыграть роль локомотива всей крымской экономики, прежде всего, судостроения, судоремонта и рыбной промышленности (в том числе, океанической). Многие предприятия, потенциально способные успешно работать и в нынешних условиях, были просто разграблены в 90-е годы. Восстановив их, создадутся новые рабочие места и увеличится бюджетные поступления, что даст толчок для подготовки условий для качественного изменения социально-экономической ситуации в Крыму.

Основой промышленной политики Крыма должно стать взаимодействие с отдельным предприятием и его работниками, средним и мелким бизнесом, а не союз с олигархическими структурами, стремящимися к монополизации целых отраслей и игнорирующих любые социальные обязательства.

Считаю, что оппозиционному Совету Министров АРК необходимо проанализировать социально- экономическую ситуацию, существующих слабых мест препятствующих динамичному развитию отраслей экономики автономии и на основе этого, предложить создать в Крыму социально-экономическую модель, позволяющую всем крымчанам получать выгоды от курса, направленного на созидание, развитие сотрудничества с братскими народами, защиту наших культурных, нравственных ценностей, и совместно с партийными организациями КПРС начать активную борьбу за отстаивания конституционных прав крымчан и конституционных полномочий автономии на достойную жизнь.

Дополнительная информация