Леонид Грач

Л. Грач: «Мы, интернационалисты, должны взять всю ответственность за объединение народов»

ГОЛОС РОССИИ. Программа «Экспертиза». Эфир 14.10.11 г.

М. Шалыгин: Здравствуйте, друзья. Сегодня наша программа Экспертиза посвящена конференции Международной инициативы ИР. Я рад приветствовать в студии Леонида Ивановича Грача, народный депутат Украины, лидер Коммунистической партии рабочих и селян, председатель Всеукраинского движения "Интернациональная Россия" и Артем Геворкян, генеральный директор Центра социологических и маркетинговых исследований SOCIUM, кандидат социологических наук. К нам присоединится через несколько минут Коста Кошты (Кочиев) - лидер партии "Справедливая Осетия", член координационного совета Осетинского народного фронта.

А. Геворкян: Декларация «Интернациональной России» была провозглашена 2 июля т.г., разумеется, до этого была проведена определенная работа. Леонид Иванович с первых дней участвовал, помогал нам в нашей работе и способствовал, как и все те сотни людей и организаций, которые сейчас к нам присоединились.

М. Шалыгин: Можно ли сказать, сколько сегодня общественных движений, организаций, может быть, человек, которые к вам присоединились, и примерно показать географию?

А. Геворкян: География весьма обширная – от Северной Америки до Дальнего Востока нашей страны. Количество организаций – более двухсот. Учет людей произвести сложно, поскольку они присоединялись от трудовых коллективов, партий, от имени общественных организаций.

М. Шалыгин: Я добавлю, что Международная инициатива ИР является таким международным крылом общероссийского Народного фронта Владимира Путина; декларация ИР появилась до знаменитой публикации В.Путина в «Известиях» по Евразийскому экономическому вектору. Леонид Иванович Грач, как политик на постсоветском пространстве, человек уникальный. Человек, который видел всё за последние 20 с лишним лет. Во-первых, он был первым секретарем Крымского республиканского комитета КПСС. Потом – обрушение Советского Союза. Представьте себе – хозяин Крыма, а потом вдруг с тобой перестают здороваться. Люди переходили на другую сторону улицы. Потом Леонид Иванович Грач становится Председателем Верховного Совета Крымской автономии. Победить второй раз! Дальше Леонид Иванович формирует Конституцию АРК, там три основные позиции: 1) русский язык – официальный, 2) все налоговые поступления в Крыму остаются на территории автономии, 3) все международные вопросы, касающиеся Крыма, Киев не может принимать без Симферополя, административного центра Крыма.

Л. Грач: Именно такой подход сохранил Крым не пылающим полуостровом, а в мирном состоянии, правда, балансирующим, по лезвию ножа годящим. Но это потому, что украинская власть, режим ведет русофобскую, антиинтернационалистическую позицию.

М. Шалыгин: Последние новости из так называемого пророссийского Правительства в Киеве, как себя позиционировала Партия Регионов, - рейдерский захват офиса Леонида Ивановича в Симферополе. Пришли люди и под любопытными предлогами выгнали из помещения. Вот теперь я хочу понять, насколько инициатива ИР сегодня востребована в Крыму.

Л. Грач: Интернационализм, прежде всего дружба всех народов, крайне необходим и с точки зрения политики, и с точки зрения философии, и с точки зрения идеологии. Это то, что всех объединяло в восточнославянском пространстве. 20 постсоветских лет мы друг от друга отдались не потому, что этого хотел народ, а хотели те режимы, которые были на Украине, они хотели быть дальше от России. На самом деле, общественные настроения, которые отроду сформированы особенно в Крыму, диктуют, что мы на этом пространстве должны объединиться. Какой шквал огня вызвало не просто у националистов, а у режима украинского, вызвала публикация В. Путина в газете «Известия» о том, что нам нужно реализовать и Таможенный Союз, и Единое экономическое пространство, и Евразийский союз. Все СМИ, которые, так или иначе, подчинены украинскому режиму, в том числе и симоненковские (лидер Компартии Украины), напали на эту статью. В газе Севастопольского горкома Компартии Украины опубликовали грязную, пасквильную статью против статьи Владимира Путина, или по-другому, против объединительного процесса. Поэтому мы должны выйти на совершенно другие задачи и позиции, а поэтому надо объединить людей, дать им надежду, а затем диктовать своим местным режимам наши общегосударственные позиции.

М. Шалыгин: Вы говорите о проблеме идеологического вакуума, который существует на постсоветского пространства. Артем, скажите, пожалуйста, по Вашему опыту, как Вы чувствуете настроение людей: это – объединение необходимо, либо оно искусственно?

А. Геворкян: Никакой искусственности здесь нет, поскольку инициатива идет от земли. В основу инициативы лег путинский принцип открытых дверей – он убрал все бюрократические фильтры на пути присоединения к Общероссийскому народному фронту. Сразу возникла международная составляющая – Интернациональная Россия. Из исследовательской практики я Вам могу сказать, что более 7 лет «Социум» реализует исследования на постсоветском пространстве, по-настоящему интеграционного проекта еще не было. У нас было умирающее СНГ, и сейчас на фоне того, что ровным счетом ничего нет, та инициатива и стремление, которые были прописаны в статье В. Путина, очень сильно востребованы. Мы имеем некую модельную ситуацию на примере Южной Осетии. Интеграционное стремление в Южной Осетии очень сильное, оно связано с социально-экономической составляющей, более 86% населения готовы идти на тесную интеграцию с Российской Федерацией, вплоть до вхождения республики в состав.

М. Шалыгин: Простите, но это немножко некорректный пример. Когда мы говорим о героическом осетинском народе, мы говорим о народе разделенном, который присоединился к составу Российского государства на 50 лет раньше, чем остальная часть современной Грузии, и искусственно народ разделили на две административные территории. Это не очень честный пример, потому что мы говорим об объединении, но это не пример интеграционных желаний на постсоветском пространстве.

А. Геворкян: На постсоветском пространстве проблема разделенного народа мало чем отличается от того, что мы наблюдает в Южной Осетии. Мы разве можем сказать, что, например, украинцы – несколько иной народ или часть юго-востока Украины?! Я думаю, что они совершенно по-иному мыслят. Это огромный массив примерно в 27-28 млн. человек. Если возвращаться к инициативе «Интернациональная Россия», если говорить о том, кто к нам присоединяется, знаете, к нам не присоединяются люди, которые представляют несколько иные народы, чем те, кто был в составе Советского Союза. Даже наши соотечественники из Дальнего Зарубежья - из США, Кубы, Западной Европы – это те, кто уехал из СССР.

Л.Грач: Это очень глубокая тема, я говорю о примерах Южной и Северной Осетии, которые Вы сейчас привели, но ведь они были разделены во время того, когда была единая Советская страна – СССР. Действительно сегодня разделены все народы, которые населяли Советский Союз. А поэтому мы, интернационалисты, сегодня должны взять всю ответственность за объединение народов. Я уверен, что та роковая ошибка, которая стоила разрушения страны, разрыва связей между народами, может, исправлена только восстановлением этих связей.

М. Шалыгин: К нам присоединяется лидер партии "Справедливая Осетия", член координационного совета Осетинского народного фронта Коста Кошты. Здравствуйте. За первые 10 дней в Южной Осетии с момента объявления Осетинского народного фронта к Вашей инициативе присоединилось 3600 человек. Сегодня к вашему объединению присоединяются целыми трудовыми коллективами – от ОМОНа до типографий. Верно?

К. Кошты: Да, уже не 3600, а более 4 тысяч.

М. Шалыгин: Почему такой успех? Вы провозгласили главным принципом – воссоединение осетинского народа, присоединились к движению «Интернациональная Россия», народному фронту Владимира Путина. Почему такой успех у Вас?

К. Кошты: В 1774 году неразделенный народ Осетии добровольно вступил в состав Российской Империи. В Осетии никто не мыслит себя без России. Это – их политика, их внутреннее мироощущение, а также теснейшие связи на человеческом уровне. Поэтому тот ажиотаж в связи со вступлением в этот фронт связан с тем, что нам это видится как один из механизмов объединения осетинского народа и воссоединения с Российской Федерацией.

М. Шалыгин: Я напомню, что в Южной Осетии еще во времена политического непризнания были проведены 2 референдума, где жители Южной Осетии высказались за объединение осетинского народа. Мы подошли к мысли, что на примере воссоединения осетинского народа мы можем говорить о преодолении разделённости российского народа в культурном смысле.

А.Геворкян: Осетинская ситуация для меня, как ученого, это – модельная ситуация. Если мы говорим о том, какие принципы могут быть положены сейчас в основу нового глобального интеграционного проекта, это только принцип свободного присоединения. Как только исчезнут серьезные дяди в галстуках, как только исчезнут влияние национальных этнобюрократических элит на интеграционный процесс, мы наблюдаем взрыв внутри этого поля – люди начинают высказывать свою волю. Современные средства коммуникации позволяют отобразить волю каждого человека. Потенциал огромный. Мы создали прецедент: я допускаю, что ИР будет не одинока в своем стремлении, так как мы вышли за рамки традиционных интеграционных проектов, которые реализовывались до сегодняшнего дня, никто никому не запрещает высказывать свою точку зрения относительно очень больной проблемы некогда разделенного народа. Я думаю, за нами очень многие потянутся.

М. Шалыгин: Может, некорректное сравнение, но во времена Великой Отечественной войны больше всего героев Советского Союза - среди осетин, я имею в виду в процентном отношении к большей части народа. Они снова на передовой! Здесь возникает вопрос, Леонид Иванович. В 1999 году В. Путин, придя в Россию, опираясь на народную поддержку, начал реформировать политические институты внутри страны. Артем говорит, как только исчезнут национальные элиты, которые хотят место в ООН, распределения ресурсов, спекуляции, люди захотят объединения. Тогда получается, что Вы, российское руководство, В. Путин должны напрямую обращаться к обществам этих стран за объединением. А ведь будет сопротивление. Со стороны администрации В. Януковича, например.

Л. Грач: Будет и есть. Но я хотел бы сказать о величии подвига современных осетин. У Юрия Иосифовича Богатикова, народного артиста СССР, есть в песне такие слова: «Народ не может быть свободным, покуда он разъединен». Я за Владимиром Владимировичем не то что наблюдаю, а анализирую его деятельность последние 10-12 лет достаточно серьезно. Более того я неоднократно на всех встречах, саммитах смотрел, насколько он пытался местечковой этиле будь то Грузии, Узбекистана или Украины, которые играли совершенно другие игры, пытался приобщить. Сегодня В. Янукович отказался от обещаний, ради которых власть народ Украины дал ему.

М. Шалыгин: Ничего подобного! На встрече с Президентом Д. Медведевым В. Янукович сказал: Мы с Д. Медведевым договорились не говорить о плохом, а лучше сделаем».

Л. Грач: Он обещал Д. Медведеву, что отменит указ по бандере-шухевичу - не сделал, обещал сделать русский язык государственным - не сделал, обещал пойти в Единое экономическое пространство – не сделал и т.д. Я почему говорю? Потому что Владимир Путин уже определил свои позиции. Это не первая его позиция по Евразийскому союза, ведь была позиция по невступлению Украины в НАТО, по ПРО и т.д. В. Путин – лидер, который имеет право сделать огромнейшую заявку на объединение народов вокруг России, и это нужно поддерживать.

М. Шалыгин: Коста, к Вам вопрос: ваш народный фронт будет принимать участие в ближайших президентских выборах? Можете Вы об этом говорить, либо сегодня некорректно ставить такой вопрос?

К. Кошты: Дело в том, что сроки выдвижения кандидатов уже прошли. Я думаю, что мы можем поддержать одного из кандидатов, цели, задачи и программа которого будут наиболее подходить нашим программным установкам.

М. Шалыгин: Мне думается, что мнение вашего Координационного совета будет решающим в ближайшим президентских выборах в Южной Осетии. Я напомню, что они назначены на 13 ноября. Коротко, Артем, я хотел понять вот что: удастся ли сломать местные элиты для интеграционного объединения, чтобы оно стало реальным?

А. Геворкян: Безусловно. Только Вы в своих рассуждениях не учитываете, что ломать эти элиты в первую очередь будут люди, которые давным-давно стонут от действия этих элит, не мы.

М. Шалыгин: Извините! Когда Президент В. Ющенко все это творил на Украине, на радиостанцию «Голос России» звонили люди и говорили: «Пусть Путин поможет! Пусть Медведев поможет!», на что я им говорил: А сами-то вы чего? Почему за Грача не проголосовать на выборах?! Почему в Москву жаловаться?! Люди не хотят сами ничего делать.

А. Геворкян: Люди хотят, проблема в том, что хочется сделать очень быстро. Такие глобальные вопросы, как смена власти, не решается одним днем.

М. Шалыгин: В таком случае, долголетия Вам, Леонид Иванович, политического, прежде всего, человеческого. Потому что хочется надеяться, что если Вы не торгуете своими принципами, то они нахлебаются.

Л. Грач: Да, на торговлю принципами я не способен.

М. Шалыгин: Хочется просто вернуться к тому, что некогда было разрушено. У нас в эфире были Леонид Грач, Артем Геворкян. Друзья, до встречи!

Пресс-служба КПРС

Дополнительная информация