Леонид Грач: Королевская пустышка, а Тягнибоком в парламенте будет легко управлять

Интервью для "Полемики"

- Сейчас нередко можно услышать высказывания в том духе, что, мол, президент Виктор Янукович перегнул палку в отношении тюремного заключения Юлии Тимошенко. Чем может закончиться эта история?

- Погрязшая в коррупции и обслуживании интересов власти судебная система ориентирована на политические репрессии. С другой стороны, международное сообщество нашло эффективный способ давить на украинские власти посредством дела Тимошенко. О справедливом возмездии Тимошенко речи нет. Ее привлекли только за то, что она подписала с Россией соглашение по газу. Но если так, то разрывайте соглашение, доказывайте свою правоту, но при чем тут те, кто это подписал? По такой логике можно любые соглашения, подписанные Януковичем, в будущем в судебном порядке кастрировать. Сам Янукович, который начал это как акцию устрашения и расправы с политическими оппонентами, проиграл априори. Кто ему это посоветовал - уже не важно. Но его попросту подставили. Выхода из этой ситуации нет. В этой ситуации Тимошенко политически побеждает в любом случае. Да, ценой своего здоровья, но побеждает.

- Какова сейчас судьба Василия Волги, который занял должность главы Госкомфинуслуг, как говорят, по квоте Компартии? Он тоже пал жертвой политических репрессий?

- Ситуация с Волгой не имеет ничего общего с борьбой против режима. Он относился к персоналу, обслуживающему режим Януковича. Симоненко и его окружение - такие же. Волгу я знаю лично, и он человек, который переоценил свои возможности. Сначала он занял пост в учреждении, которое регулирует страховой рынок, где ходят огромные деньги. Волга был сориентирован на Андрея Клюева и считал, что поймал Бога за бороду. На самом деле к нему применили известное правило: «Бей своих, чтоб чужие боялись». Тем более что тогда начиналась эпопея с Тимошенко, и хотелось выглядеть сбалансированными. Тогда же возникло дело Анатолия Гриценко - крымского. Кроме того, посадка Волги - это двойной удар, как говорят в бильярде, удар дуплетом. Во-первых, в назидание Симоненко: «Парнишка, веди себя правильно, если позволишь себе выходить из большинства или президента критиковать, - смотри, что будет». Вы нигде не услышите, чтобы Симоненко где-то его защищал. Кстати, когда он выдвигал Волгу на должность, он ни с кем не советовался. Тогда я еще был в руководстве Компартии: Симоненко всегда раздавал посты по собственному усмотрению.

- Каким образом происходит назначение людей по квоте Компартии на высокие должности?

- Симоненко раздает должности не за просто так. Это касается таких людей, как Цушко, который был министром экономики, но не имел никакого отношения к Компартии; как Волга, а позже Рябченко, назначенный руководить приватизацией в Фонде госимущества. Эти люди должны быть благодарны в материальном выражении. Думаю, что Василий Волга тоже этим занимался.

- Как все это соотносится с коммунистическими принципами?

- Симоненко полностью аморален. Пока ты ему нужен, все хорошо. Затем через человека переступают и идут вперед. Недавно он с трибуны парламента разделывал Тимошенко, что она такая-сякая и должна сидеть там, где сидит. Но мы же все помним, сколько Симоненко сделал для Юлии Владимировны, и сколько она для него сделала. В свое время она ходила по зданию Центрального Комитета, когда ей надо было второй раз стать премьером, когда ей нужен был утвержденный бюджет 2008 года, чтобы ее не могли по существовавшему тогда законодательству отправить в отставку.

- Допустим, что Компартия по своей квоте назначает человека на высокую должность. Если это не делается «за спасибо», как Вы говорите, то куда направляются извлекаемые из этого поста средства - в партийный бюджет или лично партийным лидерам?

- Мы помним, как украинского националиста по квоте Компартии в 2008 году посадили в кресло аграрного министра. Вся эта кухня напрямую завязана на Симоненко. Ему привозят деньги, и он лично все распределяет. К нему ежемесячно ездят «орлы» из регионов, которым не марксизм нужен, а деньги. В кульках эти тысячи везут в области, раздают горкомам и райкомам. Это приватизированная партия и купленный партийный аппарат. Партия финансируется за счет сделки, которая безнравственна, противозаконна и - а это самое главное - противоречит идеологии левых.

- Всегда ли руководство КПУ было настолько коррумпированным? Когда начался процесс перерождения?

- Партия была чиста до 1999 года. Тогда во время второго тура президентских выборов Симоненко реально угрожал Леониду Кучме. В итоге все закончилось сдачей позиций. На эту тему очень много можно рассказать: например, как появилась земля под зданием ЦК в Киеве на Подоле - об этом много знает бывший мэр Киева Александр Омельченко. Как его вызывал Кучма и давал указания. Почему Кучма после второго своего избрания на президентский пост подсказал Конституционному суду отменить решение Президиума Верховного Совета во главе с Кравчуком о запрете деятельности Компартии. А при этом недвижимость и имущество партии, созданные за счет членских взносов, изъято у коммунистов - вот вам цена решения Конституционного суда. Более того, решение было принято в 2000 году, когда уже никому это не было нужно, кроме бывших партократов. Запретить можно организацию, запретить думать - никакой суд не может.

Это перерождение в личном плане. Первая жена Симоненко Светлана прошла с ним все испытания, когда партия была под запретом, когда восстанавливалась, когда жили в гостинице, - она все прошла. Это же потом молодая жена явилась. Она пришла на то, что есть - маеток, машины, сытая жизнь.

Встает вопрос - откуда это все?

- Какие суммы за эти годы присвоила верхушка Компартии?

- Если брать все эти годы, то можно говорить о десятках миллионов долларов. Эти средства вкладывались в личное потребление лидеров - дорогие дома, квартиры, машины. Как можно говорить, когда народ страдает и т.п., а Симоненко и Мартынюк в Конча-Заспе имеют государственные дачи. И это длится десятилетиями. По такому пути мог пойти и я, но для этого надо было стать подонком - изменить идее, врать людям, использовать и торговать людскими настроениями.

- Сколько реальных членов сейчас в партии?

- Сложно сказать. Они пытаются утверждать, что их 100 тыс. Но как показал крымский опыт, если 30-40 тыс. членов в организации есть, то уже хорошо. Партийный аппарат финансируется в незаконном порядке. Часть проходят как помощники народных депутатов, значительную часть денег возят, выдают на приобретение недвижимости, содержание в виде зарплат, это все в конвертах. Автомобили покупаются как будто в личное пользование, чтобы официально не оформлять как партийные. Профессиональный и идеологический уровень нынешнего аппарата очень низкий - я их называю идеологические додики. Ничего общего с марксизмом не имеют, Ленина и Маркса не читали и читать не будут.

- Насколько эффективно работает аппарат Компартии?

- Сейчас КПУ держится только на партийном аппарате, который, в свою очередь, финансируется полулегально и нелегально. На область в среднем может быть 30-50 человек аппаратчиков, каждый из которых стабильно получает зарплату по 3-5 тыс. грн. ежемесячно. В то время как пенсионеры-члены партии по 800 грн. могут получать, а еще и взносы платят.

- Симоненко утверждает, что финансирует деятельность организации за счет членских взносов. Сколько реально можно собрать средств таким образом?

- В свое время Крымская организация КПУ была самой дисциплинированной и могла собрать в год до 15 тыс. грн. взносов. Затем они пересылались в ЦК партии. Тут есть еще один аспект. Будут выборы - надо заплатить 2 млн. грн. за участие в выборах партии. Плюс сама кампания - откуда эти деньги? Взносов на это никак не хватит, значит, будут так называемые пожертвования.

Еще одна схема - это отмыв денег через печатные издания. В данном случае речь идет о десятках миллионов гривен. Вот где Налоговая, прокуратура, МВД могли бы многое найти.

- Приближаются парламентские выборы. Какие крупные бизнесмены готовы вложиться в кампанию Компартии?

- Уже нет таких бизнесменов, которые могли бы поверить в лоббистские возможности КПУ. Закончился этот период. Было время, когда коммунисты пролоббировали закон о приватизации Мариупольского металлургического завода. Но тогда они имели самую крупную фракцию в Раде. Был смысл иметь с ними дела и платить за это. Определенные надежды были у Григоришина, который хотел получить «Атоммаш». Они не оправдались. Ловить рыбку в мутной воде можно было и на фоне конфликтов между Ющенко и Тимошенко. Не в пример этому сейчас «донецкие» - это монолит, они держат ситуацию от самого верха и донизу, вплоть до рядовой шашлычной. Лоббировать что-либо в обход их не получится.

Другое дело, что сейчас упорно распространяются слухи о том, что в предвыборном штабе Клюева Компартии пообещали проходные 5%. Мол, вы нам еще нужны. Это значит, что из общей «региональной» копилки свою часть получит и Симоненко. Плата за это - служение донецкому олигархату.

Посмотрите, до какой степени Симоненко может унижаться. Он в течение нескольких пленарных заседаний вносил законопроект об усилении уголовной ответственности за надругательство над памятниками Великой Отечественной войны. Сама идея верна - вопросов нет в этой части. Набралось всего 32 голоса за включение этого вопроса в повестку дня. Ни один депутат из Партии регионов, фракции Литвина и группы Рыбака не голосовал. Петр Николаевич умылся и молча пошел дальше. А что ему делать? Выхода нет. Крымская организация и я стояли на одном: Компартия Украины в парламенте не имеет права состоять в коалиции и большинстве с олигархической партией. Симоненко никогда себе не позволит две вещи: заявить, что он выйдет из большинства и персонально критиковать Януковича. За это тут же заставят снять брюки и нашлепают одно место. Непопадание в парламент для Симоненко и его клики - смерти подобно.

- По некоторым оценкам, часть электората КПУ в свое время поддержала Партию регионов, и якобы сейчас на волне разочарования правлением регионалов этот избиратель может снова поддержать Компартию. Так ли это?

- Я не думаю, что это работает как прилив-отлив. Былой поддержки у Симоненко нет. Однако регионалы крайне заинтересованы получить Симоненко и Тягнибока в парламенте, поскольку ими легко управлять. Для них главное, чтобы в парламенте было как можно меньше людей Тимошенко, Яценюка и т.п. Эти дорого стоят и сложно управляемы. Партия регионов сейчас запустила проект Королевской, на которую работают технологи сенатора Маккейна - они, кстати, обслуживали Януковича в свое время. Но Королевская - это пустышка, в которую они сами мало верят. На всякий случай ее хотят провести.

- Какой уровень электоральной поддержки сейчас имеет Компартия?

- Могу сказать о тех показателях, которые есть у нас в Крыму: 2 - 2,5%. Мне по Киеву иногда не хочется ходить, потому что люди останавливают и говорят одно: не было бы Симоненко, мы бы пошли в партию. Это самое больное для меня. Из-за одного человека в массовом сознании сформировался такой негативный стереотип. Это больно и обидно.

- Что делает партия для того чтобы провести своих представителей по мажоритарке?

- Они расписывают 100-150 человек по округам. Но это все бесполезно - их не изберут. Мартынюк сейчас активно занимается подготовкой своей избирательной кампании на Волыни. Если этот хитрый наполеончик, который создал себе в партии хорошую базу, идет по мажоритарке, - значит, он не доверяет донецким. Опасается, что 5% партии не нарисуют. Поэтому предпочитает идти самостоятельно. Сам Симоненко так не поступит, поскольку обязан возглавить список.

Янукович занимается геополитическим блудом. Он не может понять, что в России уже не Медведев, а Путин, который, мягко говоря, не будет либеральничать с Украиной. А Тягнибок в парламенте - это такая фига в кармане, раздражитель для российских властей. Но Партию регионов это устраивает, они готовы закрывать глаза на национал-фашизм, поскольку Тягнибок выдавливает Яценюка и Тимошенко с электорального поля. Лицемерно ведут себя Западная Европа и США - они прекрасно знают, что такое фашизм, и кто такой Тягнибок. Запад закрывает на это глаза. Правда, до поры до времени, как я понимаю.

- Кто пройдет в парламент в результате выборов?

- Не допускаю, что Партия регионов нарисует Симоненко 5%. Ведь регионалам придется это делать за счет своих территорий и голосов. Не будут же они делать приписки Компартии в регионах, где и сами ничего не имеют. Своей собственной фракцией легче управлять, чем каждый раз платить Симоненко за нужное голосование. Понятно, что в парламент пройдут люди Тимошенко и Яценюка, а также Тягнибок. Это то, что касается партийных списков. А вот по мажоритарке все сложнее. В западной части страны регионалы не могут рассчитывать на что-то серьезное. Центральная Украина и Юго-Восток будут к Партии регионов относиться отрицательно за обман избирателей по целому ряду предвыборных обещаний. На Юго-Востоке драка будет страшная. Массу кандидатов будут пытаться снимать, будут фальсификации, админресурс и т.д. Против кандидатов будут в массовом порядке открывать уголовные дела, чтобы не разрешить баллотироваться. В общем, независимым и самовыдвиженцам будет не сладко.

Янукович прекрасно понимает, что если в октябре 2012 года он не сумеет получить большинства в парламенте, к 2015 году его собственные шансы переизбраться на президентский пост будут крайне призрачны.

- Какая ситуация в Крыму после двух лет правления регионалов - сначала Джарты, теперь Могилева?

- Самое страшное было то, что Джарты грубо влез в межэтнические отношения. В свое время он расколол крымскотатарскую среду, и черепки эти не собраны до сих пор. Во-вторых, никуда не делось хамское отношение к предпринимателям. Инвестиционный климат испорчен, и теперь ни россияне, ни белорусы - никто не хочет деньги вкладывать в полуостров. Крымская ситуация наиболее обострена, и крымчане очень критично настроены к донецким как таковым. Не забывайте и о том, что при Джарты сотни человек были чуть ли не переселены из Макеевки в Крым: от министров до рядовых водителей - весь аппарат был заменен на своих людей. Это имеет место быть по всему полуострову - в исполнительной власти, МВД, прокуратуре, налоговой. И это создало антидонецкий, точнее, даже антимакеевский, настрой в народе.

Могилев - ничем не лучше. Единственное, что он делает - меняет команду Джарты на своих собственных людей. Завезенные им кадры низкопрофессиональны, не знают дела и не знают Крыма. Как они могут быть лучшими специалистами, чем местные крымские? Завязался клубок неприятия. Я официально предупреждаю Януковича, что он, честно говоря, ведет этот регион к взрыву. Именно он ведет, никто иной.

- Как планируете принимать участие в выборах?

- Буду бороться. Пойду по мажоритарному округу. Партией идти на выборы нет смысла. Для этого надо у кого-то брать огромные деньги, а потом их отрабатывать. Только за участие - 2 млн. грн. Мы, наверное, назовем это «Командой Грача», в разных регионах есть люди, которые пойдут бороться за избирателя по мажоритарке. Эта команда должна будет взять на себя политическое обязательство, что она в случае победы не займется политической проституцией.

- Как будете финансировать кампанию?

- Каждый человек пойдет самостоятельно. Положено вносить избирательный залог для участия в выборах по округу в размере 12 минимальных зарплат - каждый кандидат будет платить. Мы не рассчитываем ни на какие дивиденды, только партийный актив - ножками по округам.

Кондратий Николаев, специально для Полемики

Дополнительная информация