Леонид Грач: ПАТРИОТИЗМ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.

ПАТРИОТИЗМ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ

- Леонид Иванович, сегодня в Украине Ваше имя у всех, что называется, на слуху. Ваша жизнь для огромной части постсоветского общества стала образцом преданности идеалам социализма, верности единому Советскому Отечеству, за которое Вы пострадали. Из года в год пресса наполнена не только Вашими знаменитыми разоблачениями гнилости современного строя, но и вместе с тем пестрит теми или иными злобными заявлениями против Вашей персоны. С чем это связано? Неужели всего лишь с Вашим огненным патриотическим вдохновением, в котором Вы пребываете с завидным постоянством? И неужели быть патриотом так страшно в наше время?

- Скорее не страшно, а не легко. Да и не только в наше время, и не только в нашей стране. Во все времена и во всех государствах терпели гонения и страдания те, кому на роду было написано стоять не на жизнь, а на смерть за свою Родину, за свой народ, за правду. Отбросив ложную скромность, скажу: я действительно с самых молодых лет ощущал высочайшую ответственность за страну, в которой мне суждено было родиться. Это, наверное, и есть гражданская позиция, которая не терпит лжи и фальши. И если в человеке есть здоровое ядро совестливости, порядочности, то в синтезе с гражданской позицией и рождается патриотизм.

- Получается, патриотизм, на Ваш взгляд, не может быть совмещен, например, с двуличием?

- Конечно, нет. Герой может только в том случае не дрогнуть, идя на подвиг, если имеет мужественное сердце и чистую совесть. Мы знаем множество примеров героизма не только в годы Великой Отечественной войны, но и в период современных войн в Афганистане, в Чечне. Можно вспомнить подвиг российского спецназа в городе Беслане Северной Осетии, когда ценой своей жизни парни спасали детей от озверевших бандитов. Про этих ребят, которые сознательно пошли на смерть, прикрывая своими телами детей, и погибли, не дожив и до 30 лет, сегодня слагают песни. Уверен, что и среди нас живет много неприметных с виду, скромных людей, которые в трудную минуту так же, как те парни в Беслане, положат душу за ближнего, за Отчизну. Патриотизм познается в беде.

- А в Вашей жизни были похожие ситуации?

- Говорить хвалебные оды самому себе не в моем характере... Истинный патриотизм не терпит не только лжи, но и лести. А тем более хвастовства. Герои - это, несомненно, люди с патриотической духовной составляющей. Героизм - это производное от патриотизма, на мой взгляд. Это две тесно связанные между собой категории. Нельзя быть героем или патриотом на час, а все остальное время заниматься подличаньем. А если у кого-то это получается, то тогда это уже показушный патриотизм. Тогда это уже не герой, а выскочка, человек, торгующий Родиной ради достижения конъюнктурных целей. На своем веку мне приходилось встречаться с такими людьми. Особенно сильно жизнь проехалась по мне в памятные ранние 90-ые, когда те, кому я верил, от меня отвернулись с такой же легкостью, с какой отвернулись вообще от всего, что до этого связывало их кровными узами с Родиной. Этих людей оказалось не так уж мало. Все они в одночасье вдруг превратились в Иванов, не помнящих родства. Тогда, помню, я ходил по улицам, словно в пустыне. На меня смотрели стеклянными глазами, как на невидимку. А все от того, что я не захотел, как они, отречься от советской Родины. Некоторые мне говорили, подмигивая: "Парень, хватит быть белой вороной, можешь оставаться в глубине души, сколько тебе влезет, патриотом, но времена Павки Корчагина прошли, проснись, на дворе новое время, нас ждет Европа! Затаись в сердце, там одно, а вслух другое. И на людях скажи: я с вами, и тебе будет все: общественное положение, тебе будет служебный автомобиль, и высокая зарплата, и уважение окружающих". По сути, мне предлагали сделку с совестью. Это был период мучительных размышлений. Я стоял перед выбором: остаться с теми, кого обманули, кого ограбили, и при этом, значит, остаться с чистой совестью. Или пойти на предательство. Однажды утром, после бессонной ночи, я сказал вслух сам себе: "Я принял решение!" "Что ты там бормочешь?" - откликнулась сквозь сон супруга. "Я принял решение: не быть подлецом. А остальное меня не интересует!" И, знаете, мне стало после этого легко...

- Значит, Леонид Иванович, не быть подлецом - это тоже один из критериев патриотизма...

- Вообще, патриотизм - понятие, вытекающее из нравственной природы человека, как я уже сказал. Если человек конформист и карьерист, то о каком вообще высоком порыве души можно говорить? Кстати, патриотизм - это не порыв души, это некая постоянная, всегда присутствующая в человеке величина, это фундамент, на котором выстроена и гражданская позиция, отношение к жизни, к обществу, это государственная мудрость, и из этого проистекают поступки те или иные... В свое время, когда я писал Конституцию Крыма в памятном 98-м, я был перед выбором: пойти на ложный пафосный, но заведомо пустой патриотизм или сделать так, чтобы моя, ставшая мне второй родиной Крымская земля, не была полита кровью в межнациональной войне? Я выбрал второй вариант, в результате чего родилась та Конституция, которая жива по сей день и которая уберегла крымчан от возникновения здесь "горячей точки". А ведь если бы я купился на лавры ура-патриота, восстановил ту Конституцию, которая была давно перечеркнута в Киеве как нереальный, фантастический документ, пытавшийся придать Крыму функции государства в государстве, то получился бы или политический пшик, или война.

- Но если так рассуждать, тогда ваша платформа размышлений на тему патриотизма будет вплотную соседствовать с постулатами Русской Православной Церкви?

- Прежде всего я последователь научного атеизма. Но наряду с этим с пониманием отношусь к православию как духовно-нравственной основе нашей славянской цивилизации. Этот тот незыблемый столп, который удерживал славянские народы в русле единства и нравственности. Именно православие, как известно, еще в древние времена вдохновляла наши братские народы на то, чтобы не дать врагу полонить пределы Отечества. Православие - духовный стержень, помогавший нашим праотцам осознавать свое единство, преумножать мужество, увеличивать свою внутреннюю государственно-военную мощь. Так было во все времена. Моя мама, кстати, была глубоко верующим человеком. Во многом благодаря ей я с малых лет стал понимать, что такое быть порядочным человеком. А в ее понятии это означало - не лгать, нести окружающим свет, любить и поддерживать людей. Мои мама и папа привили мне эти понятия, можно сказать, не столько словами, сколько своим жизненным примером. Папа, а также и мой дедушка - оба герои Великой Отечественной войны. Мои предки служили всегда для меня образцом преданности Родине. Сегодня, мне кажется, несмотря ни на что, в нашей современной молодежи благодаря вот таким корням сохраняется эта связь с историческим и патриотическим наследием не только в книжном смысле, но и, главное, в духовном. Книги, школа, интернет, кино - это лишь средства, это механизм, доносящие до нас те или иные исторические сюжеты. Но основной результат по степени взращивания в человеке патриотических качеств дает ему собственное восприятие окружающей среды, его готовность откликнуться на человеческую беду, в том числе и всей страны, его умение сострадать своей Родине, своему народу. Таким образом, во многом от воспитания, от генетических начал, от работы над самим собой зависит то, насколько гармонично будет выпестован внутренний мир человека. Именно там, в тайниках души, зарождается то, что потом мы называем движением совести, порывом души, патриотическим началом. Патриотом насильно сделать человека нельзя, ведь патриотические чувства, тесно переплетенные с любовью к Родине, являются частью человеческого естества. Поэтому никакими приказами, разнарядками свыше никто не сможет превратить общество в армию патриотов. Вот почему так тесно взаимосвязаны общее состояние нравственного здоровья общества и его патриотичность. Если барометр общественных настроений зашкаливает от избытка, к примеру, цинизма, то патриотизм при таких условиях будет на задворках.

Именно там, в тайниках души, зарождается то, что потом мы называем движением совести, порывом души, патриотическим началом. Патриотом насильно сделать человека нельзя, ведь патриотические чувства, тесно переплетенные с любовью к Родине, являются частью человеческого естества. Поэтому никакими приказами, разнарядками свыше никто не сможет превратить общество в армию патриотов. Вот почему так тесно взаимосвязаны общее состояние нравственного здоровья общества и его патриотичность. Если барометр общественных настроений зашкаливает от избытка, к примеру, цинизма, то патриотизм при таких условиях будет на задворках.

- Можете ли привести примеры?

- А примеры самые красноречивые ежедневно перед нашими глазами. Посмотрите, что льется сегодня с телеэкранов, с компьютерных мониторов, какие песни заполонили радиопространство? Что мы видим и слышим? Что присутствует вокруг? Разве чистота духа? Пропагандируются телесность, вещизм, финансовая успешность. Вот пришедшие с Запада новые идолы, которые нам чужая цивилизация пытается подсунуть вместо заповеданных отцами нравственных идеалов. В советские времена, как бы их не хаяли сегодня некоторые, мы жили за железным занавесом, и это, между прочим, в большой степени уберегло общество от всего того, что хлынуло сегодня грязным потоком на наш народ после развала страны. У нас были другие фильмы, другие песни, мы жили по законам чести. Для общества не были типичными такие явления, которые сегодня стали знамением времени, хоть та же повальная коррупция. Девушки берегли свою целомудренность до свадьбы, в отличие от нынешнего поколения, перенявшего западную моду так называемой свободной любви. Мы имели своих любимых героев, это были молодогвардейцы, это были Чапаев, Юрий Гагарин. А сегодня - что у молодежи на уме? Монстры? Супермены? Бульварные девицы? Малышей уже с пеленок приучают к игрушкам в образе чудовищ. А что делают со школьниками - я имею в виду учебные программы, особенно по истории и литератуте?! Вот вам система антивоспитания, при которой в принципе не может быть взращен патриотизм.

- Вы знаете, но все же если Ваши слова услышит молодежь, то Вас не поймут...

- Не согласен. Не вся молодежь такая, как ее принято сегодня называть, - слепая. Много и среди нынешнего обманутого, заблудившегося поколения молодых людей с граждански обостренной позицией. К слову, в Крымском рескоме КПРС, в Крымской республиканской организации КПРС - прекрасные молодые люди, и их немало, их становится все больше, тех, кто вступил в партию, это люди уже со своей твердой гражданской позицией, это ответственные молодые граждане, имеющие свои принципы, у них слово не расходится с делом.

- Леонид Иванович, сегодня, если говорить о нравственности, заметно увеличилось количество молодежи, повернувшейся в сторону духовного очищения, в сторону Православной Церкви.

- Вот, видите, сами и подтверждаете, что не настолько я и архаичен. Так вот, возвращаясь к начатой теме. Та массовая отупляющая субкультура, которая наводнила окружающее пространство в нашей стране, нацелена на уничтожение, в том числе и патриотизма. Людям прививают любовь к телесным наслаждениям, к вкусной пище, к красивой одежде, к пустым развлечениям, к комиксам и ужастикам. Это выдвигается на первый план. Это становится смыслом жизни. Человек находится в постоянном неудовлетворении, ведь для него критерием жизненного счастья стали покупка ноутбука или кондиционера. А что дальше? А дальше пустота. Дальше нравственная гибель. Государство самоустранилось от нравственно-патриотического воспитания, как это было в Советском Союзе. Вместо этого Украину делят на националистов-русофобов и русских шовинистов. Что называется, приехали.

- Леонид Иванович, насколько патриотизм зависит от политики? Как Вы думаете, можно ли разграничить: патриотизм сам по себе, а политика - ну ее, пусть себе там дерутся...

- Знаете, а ведь вы сейчас выразили суть знаменитой поговорки, которая стала чуть ли не национальным символом, жизненным принципом некоторой категории украинцев: моя хата с краю. Так вот, патриотизм вне политики - это и есть "моя хата с краю". Это то, что называется обывательщина. Это когда сидят на кухне и перемывают косточки политикам, но выйдя в общество, кланяются и лебезят перед этими же людьми. Есть пассивный, а есть активный патриот. Активный патриот - это, наверное, тот человек, который принимает деятельное участие в жизни государства, посильно стремится внести вклад в его строительство через те или иные партийные, государственные структуры. Пассивный патриот - это человек, искренне любящий Родину, не идущий на сделки с совестью, а в трудную минуту подставляющий плечо обществу, стране. Это может, к примеру, выражаться его участием в каких-то акциях протеста против невыносимых условий жизни. Или в защите исторической памяти. Это может выражаться даже в будничной жизни через бытовую сферу: не ездить в общественном транспорте "зайцем" не из-за чувства страха быть пойманным, а из сознательного гражданского долга, не мусорить в парковых зонах по внутреннему велению совести, из любви к своей стране и из уважения к своим согражданам, если говорить высоким языком, и так далее. Таких людей, конечно, большинство. Быть же активным патриотом - это удел избранных, как бы я сказал, далеко не каждый имеет мужество и смелость быть на острие судьбы ежечасно. Третья категория - это те патриотики, о которых я уже говорил, карьеристы, люди, спекулирующие на патриотических чувствах. И наконец еще одна часть общества - те, которые живут по принципу "моя хата с краю". Вот они-то ошибочно и полагают, что политика и патриотизм вещи несовместимые. Не хочется верить, что таких людей сегодня большинство, но тем не менее мы уже почти 20 лет живем в состоянии заблудившихся в пустыне. Не потому ли, что возобладал принцип "моя хата с краю"?

- Ваша точка зрения достаточно спорная. Ведь совершенно не обязательно вникать в политику, чтобы при этом оставаться патриотом?

- Может быть, моя точка зрения и небезупречна. Но это мое личное твердое мнение. Основано оно на богатом многолетнем опыте общения, в том числе и с теми людьми, для которых на первом месте всегда были и остаются собственные, личные интересы наживы. При этом люди могут быть даже в политике, во власти, но тоже ради хищнических устремлений, ради передела собственности. Отсюда, между прочим, и такое явление, как мафия. Круговая, клановая порука правит этим миром. Ваши сомнения я могу разбить одним примером. Перед Вами человек, ставший в некоторой степени жертвой жизненных воззрений тех самых людей, для которых политика оказалась ненужным явлением. Эти люди 31 октября 2010 года не пошли на выборы. Они отказались принять участие в процессе формирования власти, мотивируя тем, что им политика надоела. Их поведение явилось результатом политического равнодушия и политической безграмотности, это уже антипатриотизм. Ведь если бы эти потенциальные избиратели, а их более 50 процентов населения страны (!), рассуждали с точки зрения патриотов, то они интересовались бы политикой более активно, чтобы понимать что к чему. И тогда они уяснили бы: не участвовать в выборах - это дать оружие в руки фальсификаторам, чтобы те неиспользованные бюллетени ближе к ночи пустили массово в ход в свою пользу. Что и случилось, к огромному сожалению.

- В советские времена была популярной песня в исполнении Софии Ротару: "Мой адрес не дом, и не улица, мой адрес - Советский Союз". Эту песню я бы назвал гимном советскому патриотизму. Рамки патриотизма обширны - от местечкового до общегосударственного. Но в любом случае патриотизм - это состояние души. А раз так, то просвет в любом случае может и должен быть. Каким бы гнилым ни казалось государство, но внутри этого государства ведь живут, в конце концов, не звери, а люди. Человек, сказано в пьесе советского классика, - это звучит гордо. Я верю в силу человеческого духа, я верю в то, что дух нашего народа, победившего орды кочевников и фашистское нашествие, окажется и на этот раз в победителях над теми, кто пытается низвести народное самосознание до уровня животных инстинктов. Нет, этого с нашим народом никогда не удастся сделать. В конечном итоге мы одолеем и эту беду, и будут возрождены и патриотизм, и сила духа, и национальное самосознание. Рано или поздно наша страна воспрянет ото сна - как Феникс из пепла. Я в это верю.

Дополнительная информация