ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЕВЫХ СИЛ

В газете "Искра правды" №№ 46-50 напечатано интервью с Алексеем Блюминовым "идеологом левого разворота" "Когда и где начнется новая революция?". Предвидение интересно и ответственно. В этой статье анализируются многие исторические и современные проблемы, касающиеся политики, экономики, социальной жизни многих стран мира и Украины. Некоторые из них - об Украине - дискуссионные. На них и на некоторых других я и хочу остановиться. На Украине, считает А. Блюминов, до сих пор не завершен процесс классообразования. Расслоение общества идет, считает он, на разные группы, и осознание ими своей классовой субъективности далеко не завершено.

Объективные процессы деятельности классов свидетельствуют о другом. Процесс первоначального накопления в виде грабежа завершен. Награбленная народная собственность разделена. Класс крупной буржуазии после захвата собственности очень даже классово сознательно, с созданием политической партии, потянулся к власти и захватил ее. Квалифицированно, с нарушением государственного законодательства, в своих классовых интересах организовал эксплуатацию рабочей силы с получением сверхприбыли. Все эти действия не "класса в себе" (то есть не осознающий своей классовой сущности), а "класс для себя" (то есть осознающий свою классовую субъективность). Класс средней буржуазии создал свои политические партии, которые выражают его классовые интересы. Показатели его организованности и классовой сознательности - состоявшееся совещание предпринимателей, на котором они обсуждали и решали вопросы жизни и деятельности класса. Существует и класс мелкой буржуазии, менее организованный. Класс рабочих и крестьян объективно существует, но они недостаточно организованы "как классы для себя". КПУ, пораженная оппортунизмом, и другие левые партии не занимаются классовым воспитанием идеологически и практически. Они отданы на откуп буржуазной идеологии и религии.

А. Блюминов выделяет "группу бедных" "первого поколения" как межклассовую. Это социально пассивная группа населения. Ее пассивность автор статьи объясняет тем, что "бедные первого поколения" помнят свой советский статус, не требующий борьбы. От части это верно, но главное - потеря веры в возможность каких-либо изменений. Это неверие возникло в связи с падением Советской власти и социализма, в которые они верили как в свой завтрашний день. В то же время СМИ ежедневно и ежечасно убеждают их в неизменности, непоколебимости олигархической власти.

Но выход из этого положения рассчитан автором статьи не на деятельную работу левых сил среди бедных, а на пассивное ожидание появления второго поколения бедных. У него классовое самосознание передается вместе с классовым статусом по наследству от поколения к поколению. "Когда на Украине, - пишет А. Блюминов, - сформируются переданные по наследству социальные статусы, когда у нас появятся богатые с историей наследования и бедные, тогда можно будет говорить о каком-то осознанном обмене сторонами антагонизма между ними". Это что, призыв к выращиванию поколений богатых и бедных как предвидение "Когда начнется новая революция?" Это не левый поворот, а правый.

В схеме А. Блюминова полное игнорирование политического, классового воспитания трудящихся. У него "способ реакции на вызов времени", яснее сказать, - проявление социальной активности человека "усваивается с молоком матери". Это что-то похожее на удаление от материализма и от действительной практики. За существующее поколение трудящихся нужно бороться методами политического, классового, нравственного воспитания и практической борьбы за свои права. На Украине это дело перехватило олигархическое государство в союзе с церковью. А КПУ, пораженная оппортунизмом, и некоторые так называемые левые этим не занимаются. Интересной на первый момент показалась мысль "о новой левой идее", возникновению которой мешают бывшие советские люди. Интересно будет узнать в ходе обмена мнениями, что это за идея.

У советских людей идея советская, социалистическая, марксистско-ленинская. Она мешает возникновению "новой левой идеи". В продолжении статьи ее автор разъяснил, какие новые левые идеи он имел в виду, в то же время более ясно озвучил свою позицию по проблеме, выраженной в названии статьи.

Он пишет о том, что левая идея в "ее предельном выражении" несовме-стима с капитализмом, но если она исходит от того, что левые должны очеловечить капитализм, улучшить его в социальном отношении, то это уже "обрезанная" левая идея".

Этот тезис можно понимать так: крайнее выражение левой идеи - это замена капитализма социализмом. Это идея марксизма-ленинизма. "Обрезанная" левая идея - это что-то связанное с оппортунизмом. Характеристика крайней левой идеи уточняется: "Она может существовать только теоретически". (В ходе дальнейших рассуждений это утверждение частично опровергается). Как видно, никакой новой левой идеи нет. Не считать же за новую идею: "Ныне никто в мире не борется за свержение капитализма. Западные протесты идут не под красными флагами". Если речь идет обо всем мире, то А. Блюминов в статье опровергает сам себя. Он приводит пример социальных преобразований, в дальнейшем вплоть до социализма. Это страна Венесуэла, где национализация крупной частной собственности происходит мирным путем, без гражданской войны. Это возможная форма борьбы за социализм. А. Блюминов ставит преобразования в Венесуэле как пример для Украины. Национал-фашистская Украина ничего не имеет общего с условиями Венесуэлы.

А. Блюминов дальше утверждает, что "нет примера практического воплощения коммунистических идей во всей их полноте". Было бы глупо утверждать такое. Коммунистическая формация, начало которой дала Великая Октябрьская социалистическая революция, как и всякая другая, диалектически возникает, развивается, проходя определенные периоды, стадии, формы, успехи и поражения. Неправильно было бы понимать, что поражение социализма в мире и отсутствие революционной ситуации, несмотря на глубокий экономический и финансовый кризис, - это ее конец в практике и остается только в теории.

Нельзя также считать массовые выступления трудящихся Запада как экономические действия вне политики. Оно ведет, принуждает олигархическое руководство к усилению репрессивного аппарата, к кризису либерализма и к возникновению тенденции к фашизму. Фашизация капиталистических отношений превращается в мировую тенденцию, возглавляемую США. Глобалистическая политика, ведущая к мировому господству - это расизм. Тенденция к фашизации охватила и Украину, где фашистская партия вошла в парламент страны и уже готовит первый расистский по содержанию проект закона о запрете исполнения песен других народов на Украине, в том числе русских. Правительство, Президент поощряют развитие фашизма. Представитель Украины в ООН при голосовании резолюции о запрете фашист-ских организаций во всем мире воздержался. Оппозиция во главе с "Батьківщиной" - тот же национал-фашизм. А фашизм - это война. Левые силы на Украине должны организоваться в борьбе против фашизма с тем, чтобы сохранить межнациональный мир, к чему призывает наш лидер Л.И. Грач.

Главная опасность для Украины и особенно для Крыма - это фашизм. Он может вызвать революционную ситуацию, к чему должна быть готова Коммунистическая марксистско-ленинская партия и все действительно левые силы. Другой взгляд на положение в Украине имеет А. Блюминов. Он считает, что на Украине "ситуация не способствует чрезмерной радикализации". Чрезмерной может быть и нет. Но рост опасности фашизации страны существует.

Не соответствует действительности и то, что "левое движение на Украине только зарождается. Основой левого движения была все эти годы переворота компартия. Заперт и возрождение партии - это ожесточенная классовая борьба. В Крыму и вообще в Украине во главе возрождения партии стал Л.И. Грач. Эту героическую и опасную историю компартии нельзя забывать. Но в последующие годы с КПУ случилась беда. Она оказалась поражена оппортунизмом. Это отрыв партии от трудящихся, переход на службу олигархии за большую плату.

Нельзя полностью согласиться и с тем, какую характеристику дает А. Блюминов режиму России, возглавляемой Путиным. Он сравнивает его с фашистским режимом Муссолини в Италии. Пример подтверждения: отношение к церкви (использование ее властью) и нарушение свободы морали, выраженной в запрете пропаганды гомосексуализма. Это так называемое доказательство - замарывание всей серьезности статьи. Эта оценка государства Российского согласуется с оценкой его российской оппозиции, а вернее, коллаборационистов, тех, которые разваливали СССР, теперь стремятся на деньги США развалить Российскую Федерацию.

Путин - олигарх, но его лозунг "За интернациональную Россию", "За Евразийский союз" следует поддерживать левыми силами, что и сделал Л.И. Грач.

Главное в политике глобализации США - это развал России, отрыв от нее Украины. Путин твердо, по-сталински, противостоит этому. Не дает развернуть свою деятельность коллаборационистам.

А. Блюминов против интеграции постсоветского пространства. У него "реинтеграция как стремление к объединению постсоветского пространства" сравнивается с процессами объединения, происходящими в гитлеровской Германии. И что левые никакого отношения к интеграции не имеют. Левые не могут быть безразличны, как патриоты, к тому, что происходит вокруг.

Есть ли в статье ответ на вопрос, поставленный в названии? По мнению автора: революционные преобразования возможны в Третьем мире, и невозможны в Первом мире. Нельзя левым силам отдавать трудящихся Первого мира на вечное порабощение. Борьба за человека, за трудящихся идеологически и практически - вот цель и задача Компартии и всех действительно левых сил. Приглашаем Алексея Блюминова к сотрудничеству.

Г. Сухоруков, кандидат исторических наук

Дополнительная информация