Л.Грач: "Чем больше в парламенте комитетов, тем ущербнее законы он принимает"

В обмен на лоббирование своих бизнес-интересов народные избранники будут поддерживать все инициативы власти. Сразу после выборов представители всех политических сил, которые прошли в Верховную Раду, говорили о том, что планируют сократить количество комитетов парламента. В частности, озвучивалась инициатива по объединению комитетов по вопросам иностранных дел и по вопросам европейской интеграции и ряда других. Эта идея была здравой, ведь аппарат Верховной Рады раздут до невероятных размеров: в 2012 г. там трудилось около 1000 человек.

Деньги на ветер

Распределение комитетов парламента между представителями фракций отчетливо продемонстрировало – депутаты отнюдь не пекутся об экономии бюджетных средств. В итоге в новом парламенте будет на три комитета больше, чем в предыдущем. Увеличение числа комитетов автоматически означает, что численность сотрудников аппарата парламента продолжит увеличиваться. Ведь обеспечением работы депутатов в комитете занимаются минимум 20 человек. Кроме того, главе комитета полагается машина с двумя водителями и, как минимум, два секретаря.

Депутаты смогут это себе позволить, ведь в государственном бюджете на 2013 год на нужды парламента предусмотрено 936 млн грн. (из госбюджета-2012 на парламент потратили 870 млн грн. – Forbes.ua).

Личный интерес

Главная проблема даже не в росте затрат парламента, а в том, что увеличение количества комитетов не скажется на эффективности работы народных депутатов. Сейчас законотворческая деятельность парламента – это ветряная мельница. Вопрос, стоит ли принимать тот или иной законопроект, обсуждается не в комитетах парламента, а в Администрации президента и правительстве. Прошлый созыв парламента принял массу законов, которые профильные комитеты рекомендовали отправить на доработку. Тем не менее, если правительство требовало принять такой закон, в сессионном зале находилось достаточное количество голосов «за». Единственный способ, которым парламентский комитет может «вставить палки в колеса» правительства, – затягивать рассмотрение законопроекта и не вынести по нему свое решение.

Должность руководителя комитета позволяет влиять на скорость рассмотрения законопроекта и утверждение вердикта. Этот вопрос будет предметом торгов с властью – в обмен на рассмотрение законопроектов власти по ускоренной процедуре руководитель комитета может потребовать принять нужное ему постановление или законопроект, то есть заниматься лоббизмом.

По итогам выборов как Партия регионов, так и оппозиционные партии провели в парламент множество представителей бизнеса, которые, в первую очередь заинтересованы в отстаивании либо непосредственно своих бизнес-интересов, либо интересов их покровителей. Неудивительно, что все без исключения фракции согласились увеличить количество комитетов. Ведь это позволит учесть интересы представителей всех бизнес-групп.

Крохи со стола

Оппозиция в этой истории выглядит особенно жалко. Перед началом торгов по поводу комитетов ее представители настаивали на передаче им должностей глав комитетов, наделенных контрольными функциями. В частности, комитета по вопросам бюджета. Но в итоге согласились на предложенные Партией регионов, из которых существенное влияние имеют разве что комитет по ТЭК и комитет по вопросам экономической политики. А ведь некоторые оппозиционеры говорили, что если им не отдадут те комитеты, которые они хотят, они вообще откажутся участвовать в дележе должностей глав комитетов. Но в итоге победила элементарная жадность и страх лишиться возможности для лоббизма.

Тем временем у парламента нет какого-либо четкого плана законотворческой деятельности. Ранее сотрудники аппарата накануне сессии готовили план с перечнем законопроектов, которые депутаты должны подготовить в первую очередь. Теперь же этим, по сути, занимаются правительство и АП, а парламент превратился в сборище лоббистов.

Forbes.ua, 27.12.2012

Дополнительная информация