Леонид Грач

Мама, мама…

Моя мама, Романова (Логинова) Юлия Константиновна, 1921 года рождения, родилась в небольшом городе Карабаш.

В годы Великой Отечественной войны городок этот давал фронту 90 % пороха, а медеплавильный комбинат плавил почти половину потребности меди. Вот на этот комбинат, после смерти отца, мама в 13 лет пошла работать учетчицей. Надо было прокормить своих младших братьев и сестер. Одновременно училась на рабфаке.

В 1939 г., по примеру своего старшего брата, военного летчика, пошла добровольцем на Финскую войну 1939-1940 гг.

В 1940 г. поступила на исторический факультет Ленин-градского университета, но окончить учебу помешало вероломное нападение фашистской Германии. И снова пошла защищать Отчизну.

Всю Великую Отечественную войну служила в органах контрразведки. Воевала на Северном Кавказе, в Крыму. Не-однократно была ранена, контужена, обожжена, спасая раненых из разбомбленного фашистскими самолетами санитарного эшелона.

Вспоминала, как за ней гонялся немецкий самолет, и только памятник Сталина, за которым она укрылась от неминуемой гибели, спас ее.

Когда началось освобождение городов Северного Кавказа от фашистских оккупантов, мама стала свидетелем зверств извергов над местным населением. В Пятигорске возле домика Лермонтова был вырыт большой ров, куда сбрасывали множество людей, расстрелянных и удушенных в газовых камерах. В Краснодаре деревья центральной улицы были превращены в виселицы. В Черном море подрывались на минах мирные суда.

С теплотой вспоминала о дружбе с бойцами легендарного десанта Цезаря Куникова, о последнем письме их командира своей семье, перед боевой операцией на Малой Земле. Была мама секретарем комитета комсомола управления Северо-Кавказского фронта. Она - участница Керченско-Феодосийского десанта 1941-1942 гг. - вместе с бойцами гнала фашистов из Феодосии, а потом - отход в Керчь с тяжелыми боями, переправами через Керченский пролив на Таманский полуостров последним катером. Пролив "кипел" от разрывов бомб и снарядов. Как она уцелела в этой "мясорубке", всю жизнь не могла понять.

В апреле 1944 г. Юлия Константиновна освобождала г. Симферополь в составе пограничного отряда. День Победы встретила на румынской границе, где ее отряд сражался с недобитыми фашистами и их пособниками. Демобилизовалась в 1948 году.

В 1945 г. она повстречала моего отца, вскоре они поженились и жили счастливо всю жизнь.

Мамины два брата и муж сестры прошли войну полностью. А средний брат и муж сестры встретились в Берлине на руинах рейхстага в мае 1945 г.

После окончания войны отец-офицер служил в армии, а рядом с ним находилась преданная жена, разделяя тяготы военной службы.

Мама была высокообразованной женщиной, начитанной, разбиралась в политике, искусстве, хотя имела среднее образование. Мудрая, с сильной волей и открытой душой, активная и жизнерадостная. Возглавляла женсоветы, пела в художественной самодеятельности, была наставницей молодых семей. Мама всегда была душой коллектива, где она, - там задорный смех, всех заряжала своей неугомонной энергией, люди тянулись к ней.

В середине 60-х годов в Венгрии представляла Советский Союз на Международной конференции "Женщины мира за мир". Она всем помогала. Отдыхая в ялтинском санатории по радио услышала об обгоревших малолетних двух детях, им срочно нужна была кровь. Она пошла и сдала свою кровь. Ребят спасли.

Мама не была членом КПСС, но она - настоящий коммунист.

Она умерла, немного не дожив до 70 лет. И сейчас говорят о ней с большой душевной теплотой. Такая была моя мама - одна из тысяч мам того поколения.

Г. Романов, г. Симферополь

Дополнительная информация