Леонид Грач

Защитить, реализовать конституционные права Автономной Республики Крым!

В статье Л.И.Грача "Крымская Автономия - ответ на исторический вызов", опубликованной в газете "Искра правды" 18 января 2013 года, автором Конституции АРК концептуально определяется, что "реализация положений Конституции Крыма может стать гарантией достижений трех стратегических целей, одна из которых - социально-экономическое и культурное развитие Крыма".

Принятие Конституции АРК совпало со знаменательной датой в истории Крымской Автономии. 18 октября 1921 года Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин и Председатель Сов-наркома РСФСР Владимир Ильич Ленин подписали совместное Постановление "Об Автономной Крымской Советской Социалистической Республике".

"В соответствии с калейдоскопом исторических реалий неоднократно менялся и статус полуострова. У крымчан за время этих перипетий накопился богатый опыт, на основании которого они делали сравнения и на референдуме 1991 года решили, что наиболее приемлемая и надежная форма государственного управления Крыма - территориальная автономия".

(Л.Грач, газета "Голос Украины", №2693)

Земля - главное достояние республики. Настоящий хозяин начинает с тщательного учета и сплошной инвентаризации земли.

Каждая местная территориальная громада должна иметь план землеустройства своей территории, в котором нужно четко зафиксировать границы государственной и коммунальной собственности, определить в натуре, какими землями пользуется территориальная громада, а какие являются государственными и частными. А пока о сплошной инвентаризации много разговоров, и мало кто знает о нынешнем теневом рынке земли.

Ленинская земельная реформа, принятая на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 28 октября 1917г., определяла, что "вся земля обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления".

С этой целью для изучения территории РСФСР в топографическом отношении, а также поднятия и развития производительных сил страны, экономии технических сил, денежных средств и времени Ленинским Декретом от 15 марта 1919 года было учреждено Высшее Геодезическое Управление.

Претворяя в жизнь Ленинские указания, советская картография достигла высокого уровня развития. На всю территорию страны были составлены высокоточные топографические карты в разных масштабах, являющиеся большим вкладом в развитие отечественной и мировой картографии.

Объявленная Постановлением Верховного Совета Украинской ССР №563 от 18 декабря 1990 г. земельная реформа определяла основной целью "создание условий для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель". Осуществление земельной реформы было возложено на областные, районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов и Совет Министров УССР. Совету Министров УССР, местным Советам народных депутатов было поручено провести сплошную инвентаризацию земель всех категорий.

Местные Советы народных депутатов только на основании материалов сплошной инвентаризации на своих сессиях должны были решить вопросы о рациональном планировании использования земель на вверенной им территории.

Крымоблисполком в 1992 г. своевременно образовал Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе и Крымское управление городского кадастра и геодезии. В Украине до 1992 года вся земля находилась в государственной собственности и не могла быть предметом купли-продажи.

Верховная Рада Украины 30 января 1992 г приняла Закон Украины "О формах собственности на землю", которым наряду с государственной были введены коллективная и частная формы собственности.

При принятии в 1996 году Конституции Украины земля и другие природные ресурсы провозглашены объектами права собственности украинского народа. Они перестали быть государственной, коллективной или частной собственностью, а стали собственностью украинского народа, то есть общенародной.

Согласно Конституции Украины от имени украинского народа право распоряжаться землей и другими природными ресурсами осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках, определенных Конституцией и Законами Украины. Названные органы выполняют право собственника, которым является украин-ский народ.

Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997г. определил исключительную компетенцию сельских, поселковых, городских Советов в решении вопросов регулирования земельных отношений и использования природных ресурсов местного значения, находящихся в собственности территориальных громад. Разработанная на основе Конституции Украины 1996 года и Закона "О местном самоуправлении" 1997 года Конституция АРК 1998 года определила приоритетные направления деятельности Верховного Совета и Совета министров Автономной Республики Крым, в том числе в решении земельных и экологических проблем, реализации прав крымчан по этим вопросам во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Однако в 1998 году в Верховной Раде Автономной Республики Крым во главе с Л.И.Грачом не было большинства коммунистов, необходимого для полного достижения цели социально-экономического развития Крыма. Совет министров, возглавляемый С.В.Куницыным, предпринимая попытки выхода из-под контроля Верховной Рады АРК, принимал решения по земельным вопросам с грубым нарушением действующего законодательства Украины. Многомиллионные средства АРК были потрачены, к сожалению, со знаком "минус", и немало этих денег было пущено на финансирование грязных технологий на выборах в Советы разного уровня.

Схема уклонения от реализации конституционных полномочий Совета министров АРК в реализации ст.38 в вопросах землеустройства и охраны окружающей природной среды приобретает угрожающие размеры.

Управление земельными ресурсами и охраной окружающей природной среды в АРК осуществляется полностью из Киева структурой Госкомзема Украины, численность которой в 2012 году достигла 398 человек, с наименованием "Рескомзем" (комитет по земельным ресурсам и земельной реформе, созданный Крым-облисполкомом, ликвидирован); структурой Министерства охраны окружающей природной среды Украины - "Рескомприроды".

Многолетнее многомиллионное финансирование из госбюджета инвентаризации земель Крыма на 1 января 2013 года в итоге осуществлено всего на 6,6% от всей площади Крыма.

Для завершения сплошной инвентаризации земель в Крыму по предварительным расчетам необходимо 1 млрд. 24 млн. 960 тыс.грн. (данные взяты из отчета Рескомзема за 2012 год, оглашенном на сессии Верховной Рады АРК 20 февраля 2013 года).

Согласно отчету, в 2012 году на инвентаризацию земель из бюджета АРК была выделена субвенция в размере 500 тыс. грн.. Значит, завершение работ по сплошной инвентаризации земель в Крыму можно предположить через…? Не дождемся!

При этом следует напомнить, что Кабинет Министров Украины с 2004 года осуществлял заимствование у Мирового Банка 1,5 млрд. грн. (195 млн. долларов США) на осуществление инвентаризации земель Украины силами иностранных структур, непосредственно приближенных к Мировому Банку (подробно эта "операция" описана мною в газете "Искра правды" №2 от 2.06. 2011 г.)

В качестве еще одного из многих фактов "рационального" использования госбюджета в Крыму на тему земельной реформы могу привести результаты моего участия в проверке по поручению Контрольно-ревизионного управления в АРК финансово-хозяйственной деятельности Рескомзема с 01.10.07. г. по 31.12.08, которыми признано нецелевым использование госбюджета в сумме 1, 9 млн.грн.

Выполненная мною в декабре 2008 года в рамках уголовного дела экспертиза договора между Рескомземом и ГП "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе" по инвентаризации земель города Алушты определила убыток, нанесенный государству, в размере 576 тыс. грн. Исковое заявление Сиферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры в суд с просьбой признать недействительными учредительные документы ГП "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе" не урегулировало этот вопрос до настоящего времени.

Реализацию главных конституционных полномочий Автономной Республики Крым по землеустройству органам местного самоуправления придется решать в полном объеме за счет своего местного бюджета.

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является земля, природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности территориальной громады (ст. 7 Закона Украины "О местном самоуправлении").

Начинать придется с выноса в натуру границ своих административно-территориальных единиц, размежевания земель государственной (если на территории громады имеется ) и коммунальной собственности.

Промедление в реализации этих задач смерти подобно!

Г.А. Минаева,

член Общественного Совета по защите Конституционных полномочий АРК, Почетный геодезист СССР, Украины, Заслуженный строитель АРК

Дополнительная информация