Крым может взорвать Украину

Если Крым взорвется, то возникнет страшная война, в которую будут втянуты и Украина, и Россия, и Запад», - Леонид Грач

Справка

Грач Леонид Иванович родился 1 января 1948 года в селе Бродецком Комсомольского района Винницкой области. В 1975 году окончил юридический факультет Кубанского государственного университета. В 1985 году – Высшую партийную школу при ЦК Компартии Украины. С 1970 по 1980 гг., после службы в рядах Советской Армии в Севастополе, был в Керчи на комсомольской и профсоюзной работе. С 1980 года по август 1991 года прошел все ступени партийной иерархии от инструктора до первого секретаря Крымского обкома партии. Благодаря его гражданской позиции, политическому предвидению был проведен 20 января 1991 года референдум по восстановлению автономного статуса Крыма.

1998-2000 гг. – Председатель Верховного Совета Крыма Его усилиями была принята действующая Конституция Автономной Республики Крым. Эти две великие вехи в истории Крыма и Украины спаcли полуостров от кровопролития. Десять лет подряд избирался народным депутатом трех созывов (2002-2012 гг.). Сейчас – генеральный секретарь Коммунистической марксистско-ленинской партии Украины. Заслуженный юрист Украины, доктор исторических наук, профессор. Женат, двое детей, двое внуков.

Унитаризм убьет это государство

Вопрос: На протяжении всей независимости Украины происходит бурная дискуссия, нужна или нет федерализация нашей стране. Правые партии выступают категорически против, считая, что это приведет к расколу Украины. На востоке более благосклонно относятся к этой идее. А Вы как считаете?

Ответ: Поставленный вами вопрос является вопросом жизни и смерти для территориальной целостности государства Украина. Тот, кто хоть чуть-чуть что-то знает о правилах управления территорией, он понимает, что унитарность Украины приведет к ее смерти. Потому что это не та унитарность, которую когда-то Украина провозгласила, – сегодня эта унитарность построена на коррумпированности, на единоначалии, на сватовстве и братовстве, и все в этой унитарности сегодня зажато в один президентский кулак и работает за пределами конституционных норм.

Вопрос: Вы хотите сказать, что все сегодня «заточено» под одного президента?

Ответ: Это очевидно. Власть сегодня исходит из одного донецкого клана. И для чего эта унитарность вот этим донецким кланом сегодня используется? А используется она только для одного – чтобы грабить. Выстроена целая система власти назначенцев – правоохранительная вся система, налоговая, исполнительная и так далее. И эта власть никогда не пойдет на то, чтобы отобрать что-то у самой у себя. Поэтому у нас никогда не будет так, чтобы руководители районов или областей избирались. Городская власть еще как-то худо-бедно под каким-то видом демократии избирается, а вот в районах и областях везде назначенцы. Да еще все полномочия сконцентрированы в центре, в Киеве. Регионы сегодня платят налоги, но попробуй потом через наше казначейство эти собранные на определенной территории налоги на нужды громады получить.

Вопрос: Вы считаете, что все коррупционные беды Украины из-за того, что наша страна унитарная?

Ответ: Не все, люди у нас еще такие. Но то, что нам нужно переходить на федеративные рельсы – это несомненно. Тогда начнется меняться тот же стереотип населения. Люди отойдут от патерналистического мышления. Они перестанут ждать подачек из Киева.

А ведь это следствие нашей исковерканной, изуродованной унитарности. Нужна ли в таком случае замена унитарности на федерализацию? Конечно! Вне всяких сомнений! Нам нужно сделать так, чтобы перераспределение полномочий пошло с центра к регионам. Если вы уж стремитесь в Европу – Янукович и прочие, – так вы хоть загляните, какие в любой европейской стране полномочия имеют местные общины, а какие центр. Съездите в ту же Испанию или Италию и посмотрите, какими там правами автономии обладают. А ведь если передать больше полномочий местным органам власти, то это же заметно улучшит жизнь народа. Люди смогут больше контролировать власть на местах, которую сами же и формируют.

Вопрос: Изменение территориальных границ сегодня актульно?

Ответ: Украина очень разная в историческом, этническом, культурном, языковом отношении. Каждому понятно, какая огромнейшая разница между Крымом в этом контексте и тем же Львовом. Если есть такая ситуация – такое многообразие, такая многоликость, так это приводит к противоречиям. И эти противоречия не только в политическом смысле, но и в региональном смысле. А раз так – то нужно же думать, каким образом сохранить государство. А это можно сделать только через федерализацию государства, создав соответствующие автономии по примеру Крыма и на западе Украины, и в центре, и на востоке Украины. А потом в обеспечение такой федерализации можно говорить об изменениях в административно-территориальном устройстве Украины. Но сегодня правомерному проведению такой реформы мешают два фактора: отсутствие систем кадастровой информации о природных и производственных ресурсах территории и современных данных переписи населения и компактного его проживания в Украине.

Вопрос: С Ваших слов я понял, что федерализация – это не только перераспределение полномочий. Ведь Вы говорили о том, что между регионами Украины существуют отличия в культурном, историческом плане. Это тоже причина, по которой нужно федерализировать Украину?

Ответ: Это является первой и самой важной причиной. Именно из этого и нужно начинать. У нас среди регионов настолько во всем наблюдается противоречивость, что нужно просто эти регионы обособить, и тогда под руководством хорошего федерального дирижера в виде Киева мы сможем сказать, что мы нашли ту столбовую дорогу, по которой нужно идти. А вся эта унитарщина, вся эта криминальщина, весь этот национализм – это прямой путь к развалу страны.

Янукович никогда и не знал, что такое федерализация

Вопрос: А почему Виктор Янукович, когда шел к президентству, говорил о федерализации, а сейчас молчит по этому поводу?

Ответ: Многие вещи, о которых говорил Виктор Федорович, он уже забыл. Что касается федерализации, то он, бедненький, наверное, и не знает, что это такое. Хотя был период, когда сбор блатных и шайки нищих – так я Партию регионов называю – заявлял о федерализации. Но это был период, когда Янукович хотел убедить Россию, что он пророссийский, ведь мы помним, какие сомнения по этому поводу были у Путина, и надо было убедить Юго-Восток Украины, что он пророссийский. Но когда Виктор Янукович убедил и подмял все под себя, прежде всего хоть и разрозненные, но те политические партии, различные русские общества, и таким образом обезглавил пророссийские настроения, то началось – «что хочу, то и ворочу».

Конечно, все могло бы сложиться по-другому, если бы они были искренними в своих действиях. Мы помним Северодонецк, который был пиком таких федералистских настроений. Но они тут же от это отказались. А если бы не отказались, пойди знай, что случилось бы. Если и был в этой партии идеолог, так этого был покойный Евгений Кушнарев. И кто знает, что бы было, если бы он вскоре не погиб? Это был настоящий идеолог в этом направлении, и может быть, он довел бы уже Украину и до Таможенного союза. А сегодняшние донецкие болеют «синдромом Лазаренка». Надо было - Соединенные Штаты схватили человека, отобрали у него миллионы и посадили. Они показали: знаем мы, ребята, что вы, во-первых, своих денег честно не заработали, а во-вторых, все их держите в оффшорках, а мы вас держим на крючке; а хотите, мы вам и революцию организуем, как было с «Арабской весной». Вот поэтому все те заявления Виктора Януковича о федерализации, или о вступлении в Таможенный союз, не будут реализованы, потому что они не устраивают Запад.

Вопрос: Леонид Иванович, вот Вы говорите, что Янукович хотел завоевать симпатии Путина, поэтому говорил о федерализации. А зачем Российской Федерации – хотя честно говоря, она больше на унитарную страну похожа – хотеть, чтобы Украина была федеративной?

Ответ: Да, в России много унитарного, но я назвал бы это унитарным федерализмом. Вот, например, отказались они от того, чтобы назначать сверху глав администраций, скажем, губернаторов, и так далее. Какая бы не была у них перекособоченная демократия, но там есть возможность избирать местную власть. Поэтому нельзя наш украинский унитаризм сравнить с ситуацией в России. А почему они поддерживали? Да потому, что федерализм смог бы достаточно четко сбалансировать настроения в пределах нашей страны. И не было бы роста антироссийских настроений, которые сегодня налицо в действиях Партии регионов, я уже не говорю о «Свободе», «Батькивщине», и даже «симоненковщина» вместе с ними. А Россия же хочет, чтобы Украина была не антироссийской.

Вопрос: А если наше правительство не будет делать никаких шагов в сторону федерализации Украины, возможен ли повтор событий, какие имели место в Северодонецке? Ответ: Сегодня подобные события, возможно, будут другими. Они будут ближе по характеру к тому, что происходит на Ближнем Востоке или в Южной Африке. Хотя бы потому, что к этому уже есть первые посылы. Вот сенаторы США принимают резолюции, мол, Виктор Федорович, ты куда-то не туда отклонишься, мы тебя тотчас же и сковырнем. А в Партии регионов сегодня собрались те люди, которые не руководствуются ни совестью, ни нравственностью, ни законностью, ни патриотизмом, ни государственными и общенародными интересами – это все для них чуждо. Они руководствуются другой философией – нужно сохранить награбленное. А раз так, то они готовы и мать родную – я уже не говорю о каком-то государственном интересе – предать. А это значит, что они будут до конца защищать себя.

Крым может взорвать Украину

Вопрос: А вот существует сегодня какой-то конкретный регион или какая-то общественно-политическая сила, которая может поднять вопросы, в свое время прозвучавшие в Северодонецке?

Ответ: Никто сегодня это не может сделать. Регионы все выхолощены, свита эта вся на местах расставленная. И то, над чем мы когда-то смеялись как над анекдотом про макеевских специалистов, которых ночью ловят и отправляют в другие регионы управлять, теперь оказалось реальностью. В этом смысле Крым – единственный возможный регион. Во-первых, он имеет сегодня свою четкую геополитическую направленность, в данном случае пророссийскую, а во-вторых, имеет свои автономные права, которые нарушаются сплошь и рядом как с центром, так и на местах завезенными «донецкими» и крымскими нуворишами. А кроме того, здесь очень серьезный крымскотатарский фактор, который все время противопоставляется пророссийски настроенному большинству граждан полуострова. Плюс, вне всякого сомнения, раздражающим фактором является базирование Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе. Потому совокупность таких вот геополитических, геостратегических, геоэтнических факторов дает возможность говорить, что таким детонатором в любой момент может стать Крымский полуостров.

Вопрос: Вы долгое время работали в Крыму. Как Вы считаете, сегодня у Крыма достаточно полномочий, чтобы действительно считаться автономией? Ответ: В Конституции Автономной Республики Крым, которую, скажу безо всякого стеснения, без моей участи никто бы не протолкнул и не принял, заложены колоссальные полномочия. Вот, например, все 100% собранных налогов остаются в Крыму. Или в социальной сфере – Крым может сам регулировать выплаты социальных пособий – кому, сколько – от матери-одиночки и до ветерана. Я уже не говорю о праве русского языка, который, по сути, государственным в Крыму должен считаться, или о сотрудничестве с регионами других стран, в частности – с Россией. Но это все теперь только на бумаге.

Я это все своими мозгами, руками и, как говорится, рубцами на сердце достигал. Все – для блага своих соотечественников старался. Чтобы Крым был спокоен. Потому что Крым – это тот взрывной механизм, который если взорвется здесь в противостоянии, то это сразу международный конфликт, в который втянется и Украина, и Россия, и Запад, я уже не говорю о самой Турции. Я осознавал, какая цена подобного вопроса, и поэтому я понимал, что Крым должен быть самостоятельным. Но меня, по сути, режим Кучмы депортировал тогда в народные депутаты (2002 год). И с тех пор началось игнорирование прав крымчан и Кучмой, и Ющенко, и Януковичем, который заявлял, что будет защищать полномочия Автономной Республики Крым, а сам, наоборот, все угробил и растоптал. А нормальная власть должна была бы понимать, что чем лучше дела в Крыму, тем лучше они в остальной Украине.

Вопрос: То есть, я так понимаю, чтобы изменить ситуацию и предотвратить взрыв такой вот пороховой бочки в Крыму, власть должна посмотреть на потребности полуострова глазами его жителей?

Ответ: Власть никогда так не посмотрит. И Запад видит только то, что ему хочется. Вот несколько лет назад мы обращались к правительствам стран Большой восьмерки и просили от имени автономии, чтобы они защитили конституционные полномочия крымчан. Вы думаете хоть кто-то ответил? Никто. Я так понимаю, что Западу Украина никакая не нужна – ни слабая, ни сильная. Ему все равно, что здесь будет твориться.

Но и Россия ведет себя очень странно. Правящая партия «Единая Россия» дружит с Партией регионов, а последняя устами и своего президента, и Азарова говорит, что статуса русского языка в стране не будет, что в Таможенный союз не пойдут и так далее. Так с кем вы дружите, «Единая Россия»?

Поэтому я через наш сегодняшний разговор хотел бы обратиться к Владимиру Путину, что он как президент должен понимать свою историческую миссию. С одной стороны – прекрасный замысел – Таможенный союз и Евразийский союз, но без Украины это будет кое-что. Вот поэтому к российским патриотам на Украине нужно отношение поменять. Вообще, нужно сделать ревизию этих патриотов, потому что, Владимир Владимирович, за два десятка лет за счет российской казны вскормили кучу проходимцев, которые любят Пушкина за деньги. А толку от этого никакого. А во-вторых, Вы же должны понять, что Вам от Крыма никак не откреститься. И если, не дай Бог, в Крыму взрывается ситуация, то втягиваем мы Вас тоже. Вы же прошли уже Приднестровье, Вы прошли Абхазию, Вы прошли Южную Осетию и так далее, Вы видели цену вопроса. И кто ж Вам простит, если тут пойдет резня, а Вы будете сидеть, сложа руки, а по-другому - Вам надо будет встревать. А если Вы встрянете, как я уже говорил, то встрянет и НАТО, и отдельно взятая Турция. Так не допускайте же этого! Давайте уже сегодня будем отстаивать конституционные полномочия Автономной Республики Крым! Я ни к чему больше не призываю, только защищать конституционные полномочия Автономной Республики Крым.

Игорь Лесев, журналист Inpress.ua

Дополнительная информация