Леонид Грач

Благие намерения без марксизма-ленинизма неосуществимы

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось для Украины поиском путей ее дальнейшего развития. Некоторые ученые, журналисты, политологи предлагают свои варианты изменения и развития Украины, ее места в глобалистском мире.

Но для всех этих исследователей характерна одна самая важная черта - они пренебрегают научной марксистско-ленинской теорией развития общества как методологией. Некоторые предлагаемые теории - это обывательские фантазии. Но в общем и целом к этим творческим личностям следует относиться с уважением - они думают об обществе, о людях, живущих в нем. Критические заметки о несостоятельности, несбыточности некоторых теорий уже были в печати.

Газета "Зеркало недели" в № 31 от 30. 08. 2013 г. опубликовала статью Александра Чубаченко "Как строить наше завтра".

В предисловии автор статьи пишет: "Со времени Чернышевского у нас выработалась традиция: поставить вопрос "Что делать?", а "Как?" - об этом мало кто говорит". Почему только Н.Г. Чернышевского? Этот вопрос исторический, традиционный. Взглянуть на него следует пошире, так как это касается развития общества вообще.

Человечество, как только оно стало организованным, движется по пути прогресса, можно сказать, путем постановки вопросов "Что делать?" и "Как выполнять?". Разрыв между ними возможен в частностях, а в целом такого разрыва не могло быть. Сам подход к публикации важен для всей статьи.

А. Чубаченко признает, что украинское общество смертельно больное. Оно требует реанимации, но реанимировать его некому. При этом имеется в виду Правительство. Видно, Правительство Украины это делать неспособно. Оно больное вместе с обществом, больше того, оно - причина болезни общества. Автор статьи считает, что на этот вопрос нет ответа. Он не верит в то, что положение исправить можно только силами народных масс, но они к этому пока не готовы. "Мы, население, в том числе и стремящееся сменить нынешних правителей, - пишет он, - исповедуем те же ценности, заражены потребительством". Здесь нет анализа, все в куче. Крупные частные собственники, средние заражены производственным потреблением - все больше и больше и, конечно, также личным потреблением. Трудящиеся не заражены этим (в смысле, все больше и больше). Для них личное потребление - самое необходимое для жизни. Потребительство как моральная ценность характерно только для буржуазии. Люди, трудящиеся массы при необходимых организации, опыте протестности, идейной классовой подготовленности могут сменить негодное правительство. Опоры на народные массы А. Чубаченко не признает. Он делает вывод: "Мы, ныне живущие взрослые граждане страны, изменить эту страну не сможем! Нужны новые строители, "новый человеческий материал". Вся проблема в нас самих. "Мы уперлись в тупики, и этот тупик - мы сами", - заключает он. А. Чубаченко решает изменить общественные отношения путем подготовки талантливых детей, которые потом изменят общество. Он пишет : "Главная стратегическая задача - запустить процесс повсеместного создания центров по выявлению природных способностей у детей бесплатно для родителей. В этих центрах (любой и каждый ребенок!) будет проходить тестирование по современным методам, а родители получат рекомендации по развитию задатков своих детей. Это есть путь, который приведет к кардинальной смене государственного устройства…произойдет радикальная перемена экономики. Это будет прорыв не только для Украины. Украина покажет путь спасения человечества".

Эта фантастика надуманна и потому несбыточна. Она пренебрегает наукой об обществе - марксизмом-ленинизмом. Проект А. Чубаченко рассчитан не на изменение сознания поколений людей, а на изменение сознания одиночек.

Личность как субъект общественных отношений усваивает социальные влияния, роли, убеждения от общественного сознания. Человек и общество находятся в сложной диалектической связи взаимодействия и взаимовлияния. "Как само общество производит человека, так и человек производит общество" (К. Маркс, Из ранних произведений, с. 589). Становление человека, личности связано с трудовой деятельностью. Это наука.

Выявление и подготовка талантов, по А. Чубаченко, будет осуществляться в обществе "смертельно больном", где не только экономика, но и государство управляется, пишет А. Чубаченко, недалекими людьми, "среди которых невозможно найти хорошую замену президенту, премьеру, депутатам, судьям, милиционерам и т.д.".

Автор статьи, думается, намеренно, под влиянием моды упускает главную деталь в общественном устройстве - деление общества на классы. Таланты будут воспитываться под влиянием этого общества и приобретут те же индивидуалистические, частнособственнические черты, либеральную идеологию. Часть из них станет успешными бизнесменами, другие пойдут в государственные чиновники и будут преданно служить олигархическому государству. Как видно, мечта А. Чубаченко об изменении Украины и мира неосуществима. Она порождена модой. А мода эта заключается в том, что вместе с развалом социализма в СССР делается попытка уничтожения науки марксизма-ленинизма. А. Чубаченко попал под это влияние и постарался обойти классовую теорию, без которой невозможно достигнуть истины в исследовании общества.

Благие намерения неосуществимы без научной теории марксизма-ленинизма об обществе. Возрождается гитлеровская человеконенавистническая теория в форме глобалистской. Уничтожение сильным государством другого государства и превращение последнего в сателлита.

Для Украины в этом опасном мире требуются не слащавые фантастические теории, которые могут осуществиться через 30-50 лет другими поколениями (на что ориентирует А. Чубаченко), а современные, основанные на методологической основе марксизма-ленинизма.

Дополнительная информация