В военной практике нет аналогов

Ак-Мечетский отряд входил в третий район лесов Государственного заповедника.

Решением Крымского обкома партии организационное руководство партизанским движением было возложено на А. В. Мокроусова и С. В. Мартынова. Им помогали И. Г. Генов - активный участник партизанского движения в Крыму в годы Гражданской войны - и Г. Л. Северский - кадровый офицер-пограничник, командир одного из крымских партизанских соединений.

В своей книге "Второе дыхание" Георгий Леонидович Северский рассказал о почти неправдоподобном, но тем не менее совершённом партизанами его соединения выходе из вражеского кольца. Участник этого ежесекундноопасного рейда Николай Иванович Дементьев проживал в Симферополе.

…Все ждут решения командира соединения. А его, решения, нет. 300 партизан окружены - против них немецкая пехотная дивизия, горнострелковая дивизия румын и три эсесовских батальона.

И вдруг решение приходит. Оно сравнимо с действием камешка, брошенного в заводь реки: от центра падения камня катятся волны, становясь все шире, щепка между волнами покачивается на месте.

Все время находиться между двумя волнами противника! Прижаться к противнику и двигаться в такт ему, не приближаясь и не удаляясь! Стать тенью его! Недаром эта карательная операция, как стало известно позже, названа фашистами "Шварц шаттен" - черная тень!

Это было решение отчаянно дерз-кое и рискованное!

Через час отряд бесшумно шагал по лесной дороге. На месте остались 15 человек - вся группа Л.Вихмана. Это были опытные воины, почти все из морской пехоты, почти все воевали под Одессой. 15 отчаянных ребят-комсомольцев, готовых вступить в любой неравный бой. Вихману было приказано срочно и любой ценой добыть у противника план операции. Короткий разговор. Вихман: "Отряды в опасности. 300 человек до сих пор знали, что мы - моряки. Или приказ будет выполнен, или я - не Вихман, а вы - не моряки. Ясно, ребята?

- Чего там, командир, - сказали ребята. Ты - Вихман, а мы - моряки.

А Жора Грузинов добавил: - Сделаем, чтоб мне не видать Черного моря!

- Слушайте приказ. Идут двое. Не идут, а ползут. Один остается для прикрытия на обводе, другой проникает в лагерь.

Моряки, все 15, молча встали и начали подгонять оружие. Вихман не удивился, только устало повторил:

- Я сказал: пойдут двое.

Пошли двое: Жора Грузинов, он проползет по лесу так, что лиса не услышит. А Коля Дементьев, комендор с крейсера "Червона Украина", даже в темноте стреляет без промаха. А дальше - исполненное еще неведомого миру драматизма и оптимизма - повествование о том, как Георгий (Жора) Грузинов, вжимаясь в землю и слившись с темнотой ночи, ползет в лагерь фашистов, проползая иногда в трех шагах от часовых, как он оказывается под гамаком со спящим эсесовцем, у которого через плечо - сумка с документами прочеса. Прирезать немца Жора не мог: немец был спящий. И все-таки Жоре пришлось рвануть сумку и трижды выстрелить в упор. А Коля шарахнул по выскочившим фрицам из главного калибра…

В сумке эсесовца был приказ - стереть партизан с лица земли и схема карательной операции.

…Если партизанам удастся просочиться сквозь гитлеровские цепи, их настигнет вторая волна, которая движется в 800 метрах за первой. За ней катится третья волна. …Люди шли так, что ни звери, ни птицы не чуяли их. Шли, положив пальцы на спусковые крючки автоматов. Не поверишь, что идут 300 человек (в колонне по трое, не шли, а скользили, как будто нет никого в лесу, кроме деревьев, ракет и немца). Это была игра со смертью. А предстояло самое трудное: "поднырнуть" под первую цепь противника. Поднырнули!

И еще одно испытание! До дороги (выхода из окружения) оставалось метров 30. И вдруг - на дороге показался взвод румынских кавалеристов. Принять последний короткий бой? Залп автоматов, конечно, уничтожит румынский взвод, но и партизаны будут немедленно обнаружены и истреблены гитлеровцами. И вдруг офицер опустил поводья. Кавалеристы двинулись вперед. Когда взвод поравнялся с партизанами, румыны отвернулись, как бы держа равнение на безлюдный лес.

Партизаны броском пересекли дорогу и вошли в свой родной, на время безопасный лес.

P.S.: Нет имен Г. Грузинова, Г. Северского, Л.Вихмана, Н. Дементьева и других ни в "Кто есть кто в Крыму", ни в других справочных изданиях. Есть в 8-томной "Книге Памяти".

Просьба к уважаемым читателям: прочтите вместе с детьми - старше-классниками - "Второе дыхание" Г. Л. Северского. Побывайте у памятников на могилах партизан и подпольщиков в 1-м секторе кладбища "Абдал". Поклонитесь их подвигу.

Подготовила Дарья Ивашина

Дополнительная информация