Леонид Грач

Из города Глупова в Умный - через Буянов

Скоро будет 145 лет (1869 г.) с момента появления в журнале "Отечественные записки" "Истории одного города" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, "Прокурора" всей России, великого сатирика.

- Это история беспрерывного испуга, когда"градоначальники секут, а обыватели трепещут". Вот "Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от российского правительства поставленным".

Прыщ, майор, оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным дворянством.

Угрюм-Бурчеев, бывый (бывший) прохвост, разрушил город и построил другой на новом месте.

Перехват-Залихватский, майор, ...въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Градоначальник Брудастый имел в голове некий механизм, воспроизводящий только два слова: "не потерплю!" и "разорю!". Значит, правителем Глупова может быть безмозглое существо, с помощью угроз приводящее жителей к повиновению.

Народу лучше всего жилось при градоправителе Прыще, который делами совсем не занимался, т.к. у него была голова, начиненная фаршем.

Угрюм-Бурчеев воплощал самую сущность единовластия. У него был взор, совершенно свободный от мысли. Самое страшное в его деятельности - бестрепетное осуществление фантастической утопии: возведение руками глуповцев на собственных костях города Непреклонска.

В этом городе все должны думать и действовать одинаково, только по команде, для чего глуповцы поставлены под неусыпный надзор начальников и шпионов.

С горькой иронией изображает сатирик в "Истории одного города" глуповцев, в которых воплощено все то темное, косное, рабское, что веками накапливалось в народе "под игом безумия". Тупой, бессмысленный страх и холопское начальстволюбие - вот что руководит поступками глуповцев.

История глуповцев - это история бесконечных бедствий, которые породили философию терпения.

"Мы люди привышные! - говорили глуповцы. - Мы перетерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить, - мы и тогда противного слова не молвим!"

Реакционеры обвиняли М.Е. Салтыкова-Щедрина в издевательстве над народом. Возражая им, сатирик писал: "Я люблю Родину до боли сердечной…"

Боль эту вызвала забитость, темнота и покорность народных масс, пассивность общества… это были слова настоящей любви к Родине, тоскующей любви вследствие отсутствия революционности в массах.

Из школьных программ по литературе Салтыков-Щедрин изъят. Почему? Чтобы не дать возможности учащимся задуматься над тем, как мы живем, кто нами правит.

... Разрушенное, растащенное здание двухэтажного детского сада видно из школьных окон, далее - поломанные изгороди, брошенные дома, изношенные дороги.

20 лет отбирают землю у крестьян и передают иностранцам, а вы, бывшие собственники колхозной земли, своей земли, будете в наймах работать у них, хвалить иностранцев, что работу вам дали. Не забывайте, что советские законы о труде при капитализме не работают.

Рабочих, крестьянских кадров в селе нет. "Рабочие руки" уехали в город на стройки, в магазины, на побегушки, в сторожа, летом работать в санаториях.

...Не стало парня в селе - разбился накануне своей свадьбы. Не состоялась молодая семья. Сколько молодых людей было на похоронах - приехали отовсюду в родное село проводить верного друга, товарища в последний путь.

Красивые парни и девчата, сильные, верные. Сила и гордость наша! Но почему вы не с нами, почему вы не в своей деревне? Правильно, - нет работы, нет жилья. Нет государственной программы по возрождению сельского хозяйства. У государства денег нет. А частная инициатива мелких предпринимателей в надежде на "авось" будущего не имеет. Пустеет село.

Не покинувшие село старики и старухи и самодостаточная средневозрастная часть населения, обустроившаяся, готовая до конца здесь оставаться, - "патриоты местного розлива". Им ехать некуда, нигде на работу не возьмут. Поэтому они все думают одинаково, горячо любят своих депутатов, начальников, шпионят за противниками режима. Боятся, чтобы ничто не рассосало эту трясину.

Каждой новой власти - привет и послушание. Придут новые выборы. В избирательных комиссиях одни и те же лица опытных фальсификаторов. И никакой демократии.

Долго ли нам мириться с участью глуповцев? Может быть, внять совету великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина: "Из Глупова в Умный дорога лежит через Буянов".

Г. Первушина, Сакский район

Дополнительная информация