Леонид Грач

Неблагодарные надменные потомки

K 70-летию освобождения Киева Kрасной Aрмией от немецко-фашистских захватчиков

В газете "Зеркало недели. Украина" №40 от 1 ноября 2013 г. опубликована статья Сергея Махуна "За ценой не постоим", посвященная 70-летию освобождения Киева, где не сказано, кем и от кого освобождение.

В чем смысл названия статьи? Здесь за шуточной внешностью скрывается злобный, унизительный смысл оскорбления командования Советской Армии, которое якобы бросило в бой неподготовленные войска "ради какой-то партийной даты", не считаясь с потерями. С. Махун не сомневается в том, что "Иосиф Сталин и ставка Верховного Главнокомандования (СВГ) хотели приурочить освобождение "ко дню октябрьского переворота (или революции - как кому хочется эти события называть)". Насколько оправданной была такая спешка?" По мысли С. Махуна это привело к нашим огромным потерям "417 тыс. против 124 тыс. у гитлеровцев".

Такого приказа Верховного Главнокомандования не было. Был мобилизующий лозунг нравственно-политического порядка. Но оно "поторапливало командование фронтов к наступлению совсем по другой причине - по стратегическим соображениям. В указаниях Главнокомандования говорилось: "Каждый лишний день дает только преимущество противнику, позволяя ему сосредоточить сюда свои силы" ("История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.", т. 3, с. 538). Противник с западного фронта перебрасывал дивизии на восточный фронт. Сравните предвзятость, выдумку автора статьи и объективность стратегической мысли Главнокомандования. Ложь налицо. Приведенная цифра потерь Красной Армии при освобождении Киева никакими документами не подтверждена, следовательно, - она выдумана как антисоветская агитка. С такой же безосновательностью эту цифру потерь можно и опровергнуть. Есть логическое доказательство.

После таких потерь какими же силами Красная Армия наступала и отразила мощное контрнаступление противника и опять перешла в наступление? С. Махуна удивляет большая разница потерь обороняющего и наступающего. Но это как закономерность. Даже наспех организованная оборона Киева 1941 г. привела к большим потерям у наступающих немецко-фашистских войск. Немецкий генерал-полковник Гальдер писал: "Около Киева войска группы армий несут большие потери. Армия ежедневно теряет 1600 человек" ("История Киева", Изд-во АН УССР, 1964, с. 423).

Эта цифра потерь могла быть сформирована из таких болезненных впечатлений, как у С. Махуна. Он уже, как личный наблюдатель, так описывает бои Красной Армии за плацдармы: "Немцев буквально забрасывали телами бойцов, которые захлебывались в студеной осенней воде, сражаясь за малейший клочок земли". По этому поводу генерал-майор Исаев писал: "Операция форсирования Днепра была глубоко продумана и образцово организована нашим командованием еще на подступах к Днепру. Было организовано взаимодействие между войсками и партизанами. Партизаны захватили в тылу врага опорный пункт фашистской обороны, что дало возможность без потерь высадиться на правый берег. Партизаны захватили у противника лодки" ("История Киева", Изд-во АН УССР, 1964, с. 490-491).

Далее С. Махун пишет: "… две наступательные операции с Букринского плацдарма завершились полным провалом. "Со временем очевидный кричащий просчет командования Воронежского фронта (с 20 октября переименованного в 1-й Украинский) советские историки войны стали называть неудачным маневром". Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

В таком черном цвете представляют героические бои Красной Армии за овладение берегов Днепра и освобождение столицы Украины Киева неблагодарные озлобленные националистические потомки.

Все было совсем по-другому. Было так, как действительно было.

Гитлер поставил задачу остановить наступление русских на рубеже Днепра. Для этого был создан оборонительный "Восточный вал" - широкая многоводная река и многополосая оборона. О неприступности "Восточного вала" усиленно распространялась геббельсовская пропаганда. Немецкое командование рассчитывало на Днепре перейти к длительной стратегической обороне и силами контрудара ликвидировать советские плацдармы на правом берегу Днепра. Фашистское командование больше всего опасалось прорыва Красной Армии на Правобережную Украину в районе Киева. Командующий фашистской армией Манштейн отмечал, что в период боев за Днепр командование группы армий постоянно уделяло главное внимание своему северному флангу и рассматривало его как решающий фланг.

В полосе 1-го Украинского фронта, в первой линии обороны были сосредоточены на Киевском направлении 56-й танковый корпус 4-й танковой дивизии, дивизии 8-й армии. Всего 27 дивизий, из которых 5 танковых и одна моторизованная. В резерве находились 2 танковые, одна моторизованная и одна охранная дивизии. Войска противника имели 3,6 тыс.орудий и минометов, 400 танков и самоходных орудий, 665 самолетов. Его наземные войска поддерживал 4-й воздушный флот. Эти данные говорят о том, какая грандиозная по масштабам, сложнейшая по исполнению и ответственная судьбоносная задача стояла перед Красной Армией и ее командованием по сокрушению "Восточного вала". Она была успешно выполнена.

Рассмотрим кратко ход операции по освобождению Киева от немецко-фашистских захватчиков. Она характеризуется искусным маневрированием для сосредоточения войск на главном направлении.

Первоначально главный удар намечался с плацдарма в районе Великого Букрина, вспомогательный - с лютежского плацдарма. Противник против Букрина сосредоточил большие силы. Боевые действия показали, что здесь трудно рассчитывать на успех. Ставка Верховного Главнокомандования решила главный удар нанести с лютежского плацдарма. Для этого было необходимо произвести перегруппировку войск. В короткие сроки, скрытно от противника была осуществлена переброска 3-й танковой армии и основной массы артиллерии с букринского плацдарма на лютежский плацдарм на расстояние до 200 км.

Никакого "провала" и "забрасывания трупами" солдат противника не было. Оставшиеся на плацдарме Букрина войска нанесли вспомогательный удар, и большое количество войск было переброшено на лютежский плацдарм в полном боевом состоянии. Скрытность переброски войск была достигнута проведением больших работ по маскировке. Командование фашистской армии так и не смогло своевременно вскрыть перегруппировку и сосредоточение советских войск в новом районе.

К началу операции на лютежском плацдарме сосредоточились войска 38-й армии, 3-й гвардейской танковой армии, 5-го гвардейского танкового корпуса и другие. На направлении главного удара было сконцентрировано свыше 2 тыс. орудий и минометов и 500 установок реактивной артиллерии (300 орудий на один километр фронта). 38-я армия на направлении главного удара фронта превосходила противника в 3 раза по пехоте, 4,5 раза по артиллерии и в 9 раз по танкам. Как же можно С. Махуну врать о неподготовленности советских войск к наступлению?

Вся партийно-политическая работа проводилась под лозунгом: "Освободим Киев к 26-й годовщине Великого Октября!" Многие офицеры и рядовые хотели идти в бой коммунистами. За октябрь в войсках 1-го Украинского фронта было принято в Коммунистическую партию 13 тыс. человек.

Утром 3 ноября ударная группа фронта перешла в наступление. Она прорвала первую позицию обороны врага и продвигалась вперед. В борьбу за освобождение Киева вступила и 1-я Чехословацкая отдельная бригада. Командующий 1-м Украинским фронтом Н.Ф. Ватутин 4 ноября ввел в бой 3-ю гвардейскую танковую армию под командованием П.С. Рыбалко. В середине дня ее танковые корпуса продвинулись на 8 км. С наступлением темноты танки шли в атаку с зажженными фарами, воющими сиренами. Эта атака оказала ошеломляющее действие на противника. Глубоко обойдя с запада вражеские войска, удерживающие Киев, к утру 5 ноября танки вышли в район Святошино. Части 8-й армии к тому же времени продвинулись на 25 километров и завязали бои на окраине Киева. Немецкое командование, боясь окружения своих войск в Киеве, ночами отводило их из столицы Украины. 6 ноября ночью в Киеве шли уличные бои. Прорвались в Киев и другие части. К 4-м часам утра 6 ноября войска 38-й армии полностью ликвидировали сопротивление противника в Киеве. Операция Советских войск по освобождению Киева характеризуется как успешная. Больших боев в Киеве не было.

Это была сложная при сопротивлении большой массы войск противника и в то же время классическая по маневрированию и переброске войск операция. Обман войск противника стратегического масштаба - это часть военного искусства.

Огромную роль в успешном проведении операции сыграли инженерные части. Саперы навели через р. Днепр понтонный мост и построили два деревянных моста. Генерал немецко-фашистской армии Меллентин писал: "Русские навели через Днепр несколько переправ, проявили большое искусство в этой области: сумели построить мосты с настилом ниже уровня воды" (Ф. Меллентин "Танковые сражения 1939-1945 гг.").

Войска 1-го Украинского фронта под командованием Н.Ф. Ватутина и координации фронтов Г.К. Жуковым с честью выполнили задачу, поставленную перед ними Верховным Главнокомандованием. Они освободили столицу Украины г. Киев и создали в районе Киева стратегический плацдарм в 230 км по фронту и 150 км в глубину. Отсюда Советские войска смогли развернуть наступление с целью освобождения от противника всей Украины.

В боях за Киев войска 1-го Украинского фронта разгромили 12 пехотных, 2 танковые и 1 моторизованную дивизии врага. В боях с 1 по 12 ноября было убито и захвачено в плен более 41 тыс. солдат и офицеров противника, уничтожено и захвачено 1,2 тыс. орудий и минометов, 600 танков и самоходных орудий, 90 самолетов, 1,9 тыс. автомашин и много другой боевой техники. (Архив МО СССР, ф. 236, оп. 8695, д. 63., л. 153).

Контрнаступление врага было отбито. Гудериан, который вместе с другими генералами готовил контрнаступление, признал: "Русские снова начали наступать и отбросили наши войска от Бердичева к Виннице". Отражением контрнаступления противника завершилась Киевская стратегическая операция.

На митинге в освобожденном Киеве было принято "Письмо великому русскому народу". В этом документе говорилось о родстве и нерушимой дружбе русского и украинского народов. "Сегодняшний день - исторический день, - писали киевляне. - На высоких киевских горах, увенчанных алым стягом, стоим и смотрим на восток. Там земли Великого русского народа. Оттуда пришла свобода. И в освобожденном Киеве от всего сердца славим вечную дружбу и союз народов русского и украинского. Мы всенародно подтверждаем: свобода и счастье Украины - в нерушимом союзе с русским народом и всеми советскими народами-братьями. Всенародно клянемся крепить этот священный и благотворный союз. И клятву свою завещаем детям, нашим потомкам на веки веков". ("История Киева" т. 2, Киев, изд-во АН УССР, 1960 г., стр. 603-604).

Форсирование с ходу на широком фронте такой широкой и многоводной реки, как Днепр, освобождение Киева и захват широких и глубоких плацдармов на правом берегу стали возможны благодаря тщательной и своевременной подготовке войск, их оснащению вооружением и другими боевыми средствами, высоким моральным качествам советских воинов, их беззаветной преданности Советской Родине, беспримерному в истории массовому героизму и большому воинскому мастерству. За форсирование Днепра и бои за овладение плацдармами 800 солдат, сержантов, офицеров и генералов были удостоены звания Героя Советского Союза ("Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг." стр. 262).

Неблагодарные потомки Советской Армии вместо благодарности в связи с 70-летием освобождения г. Киева от немецко-фашистских захватчиков выискивают существовавшие и не существовавшие ошибки, чтобы обязательно обвинить в чем-то Советское командование, Совет-скую власть, русский и другие народы СССР.

Разрушенный фашистами Киев пережил тяжелое время его восстановления. "И в это время неоценимую помощь Украине, в том числе и Киеву, оказала Советское Союзное правительство, братские республики и прежде всего - Великий русский народ. В 1943-1944 гг. правительство Союза ССР послало на Украину 4-5 тыс. станков, 6 тыс. автомашин, 7 турбин на 100 тыс. кВт, 30 тыс. т металла, 450 тыс. кубометров леса, 30 тыс. кв. м. стекла. Для нужд коммунального хозяйства Киева было выделено свыше 39 млн рублей, на восстановление жилищного фонда - 500 млн рублей. Для восстановления хлебопекарской промышленности Киева было послано оборудование и топливо.

Коммунальное хозяйство Киева получило сотни тонн бензина, нефти, мазута, керосина. Из Москвы в Киев шли запасные части, радиоаппаратура, инструменты, оборудование. Из Ташкента прибыло несколько десятков тонн цветной проволоки, телефонная аппаратура. Из Свердловска - телефонные коммутаторы. Из городов Омска и Казани - часы для улиц, комплектное телефонное оборудование. Рабочие машиностроительного завода отправили киевлянам два смонтированных во внеурочное время дизеля. Из г. Горького были отправлены компрессоры и большое количество резиновых пластин. Пять вагонов строительных материалов прислали рабочие из Зеленодольска". ("История Киева" т. 2, Киев, изд-во АН УССР, 1960 г., стр. 503-504). Поистине вставай, страна огромная! И это вот время послевоенной разрухи во многих республиках и особенно в России. Это урок для западников, больших и малых антисоветских "махунчиков". Такого Союза ЕС не создаст, и Украина ничего бесплатно, бескорыстно от него не получит. Таков Урок истории.

Г. Сухоруков, член ЦК КМЛПУ, член КПСС с 1942 г., участник Великой Отечественной войны, полковник, кандидат исторических наук, доцент, Отличник Высшего образования СССР, Заслуженный работник образования АРК

Дополнительная информация