СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Эта песня стала гимном Великой Отечественной войны. Созданная более семи десятилетий тому назад, она и сегодня волнует сердца переживших суровое время и тех, кто знает о нем только из рассказов очевидцев.

Известие о начале войны настолько потрясло Василия Лебедева-Кумача, что уже через день в газетах "Известия" и "Красная Звезда" появилось его стихотворение "Вставай, страна огромная...". Как вспоминал поэт Евгений Долматовский, некоторые строки из будущей песни родились у Василия Ивановича еще до нападения фашистов на Советский Союз. И написал он их под впечатлением кинохроники, где показывались налеты немецкой авиации на Варшаву и города Испании. Именно тогда в блокноте поэта появились слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать…

Черновики Лебедева-Кумача подтверждают, что, работая над стихами, автор несколько раз дорабатывал и переписывал целые четверостишия, пока, наконец, не достиг желаемого результата.

Опубликованное стихотворение попало в руки руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А В. Александрову. Стихи произвели на композитора такое сильное впечатление, что Александр Васильевич сразу же сел за рояль, и к вечеру песня была готова. А на второй день, утром, "Священную войну" разучивал руководимый им коллектив. Печатать ноты было некогда, и А. В. Александров написал их вместе со словами мелом на грифельной доске, чтобы певцы и музыканты переписали произведение в свои тетради. И уже вечером следующего дня на Белорусском вокзале Москвы, служившем узловым пунктом, с которого в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны, состоялась премьера песни.

Вот как описал этот момент в своем романе "Костер" писатель Константин Федин: "…Хор запел. Пастухов, знавший меру своей музыкальности, был все же памятлив на доходчивые напевы и с первых тактов песни признал ее новой, никогда не слышанной. Да и не стали бы армейцы так бушевать, требуя повторения песни, коль она была бы давно знакома, не стали бы ее так слушать. А слушали они жадно, словно припали к роднику иссохшими губами. … Но наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжествен, как гимн, призывен, как походный марш. По залу пролетело едва приметное шевеление в ответ на музыку голосов, и все больше ртов неслышно вторило ей… Пастухову уже казалось, что он поет вместе с хором, вместе с залом - поет с Красной Армией, повелительно чеканящей от слова к слову новую песню:

Идет война народная,

Священная война…"

Поскольку основная часть Краснознаменного ансамбля уже находилась с выступлениями на фронте, 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале песню исполнила лишь небольшая группа коллектива. "Священная война" произвела настолько сильное впечатление на слушателей, что повторялась пять раз. И с того дня это произведение стало музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Песня зазвучала не только по всему Советскому Союзу, а и в разных странах мира. Впоследствии на протяжении многих десятилетий в каждый концерт Краснознаменного ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова, посвященный Дню Победы, обязательно входила "Священная война". И каждый раз она имела огромнейший успех. Зрители, как правило, слушали песню стоя.

Конечно же, многих удивляет, как же удалось авторам в очень короткий срок создать такое могучее произведение. Дело в том, что Василий Лебедев- Кумач к тому времени был уже очень известным поэтом-песенником. Он написал такие всенародно известные произведения, как "Широка страна моя родная", "Москва майская", "Если завтра война" и другие, которые распевала вся страна. Имел опыт в создании военных песен и композитор Александр Александров. В репертуаре руководимого им Краснознаменного ансамбля были подлинно патриотические произведения, созданные Александром Васильевичем. До войны началось и творческое содружество поэта с композитором. Они вдвоем стали авторами "Гимна партии большевиков". Впоследствии та музыка стала Государственным Гимном Советского Союза, а позднее Российской Федерации.

Безусловно, "Священная война" была необходима в те грозные дни. Ее автор А. В. Александров в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие".

И, действительно, "Священная война" прошла вместе с оружием по всем фронтам, она поднимала дух бойцов перед атакой и вдохновляла на трудовые подвиги в тылу. Кто-то из выдающихся композиторов современности отметил, что если бы А.В. Александров и В.И. Лебедев-Кумач создали только одну эту песню, они бы вошли в историю советского музыкального искусства.

С. Панкратьев

Слова В.Лебедева-Кумача

Музыка А.Александрова

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война.

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям;

Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Припев.

"Священная война" выполняла свой солдатский долг. ...Каждый день начинался с концертов, которые проходили на призывных пунктах, площадях и улицах Москвы, в привокзальных помещениях. Особенно часто выступали на Белорусском вокзале.

Нас слушали с напряженным вниманием. Песни ансамбля, его оптимистические пляски поднимали боевой дух и вселяли надежду в тех, кто отправлялся на фронт.

Центр жизни ансамбля переместился в здание Дома Красной Армии... Нередко артисты московской труппы, руководители коллектива проводили в этом здании целые сутки. Однажды утром, во время завтрака к А.В. Александрову подошел политработник с газетой "Известия" в руках:

- Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишете песню?

Отец взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть...

Утром следующего дня, едва успев родиться, "Священная война" начала выполнять свой солдатский долг.

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в эту минуту находились там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она окончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить...

С того памятного дня и началась ее большая жизнь.

Б. Александров, композитор, народный артист СССР

Дополнительная информация