Украинская идентичность: через украинизацию или дружбу народов?

В газете "День" № 1 от 09.01.2014 г. опубликована статья Сергея Грабовского и Игоря Лосева "Украинская идентичность: ответы и перспективы", где делается попытка предложить украинской общественности для обсуждения и разработки план украинской идентичности.

 

 

Каждая общественно-экономическая формация развивается по своим специфическим законам. Такое положение авторам статьи несомненно было известно, когда они жили, учились, защищали диссертации, работали при Советской власти. После ее развала многие теоретики, практики, пропагандисты считают возможным предлагать свои планы развития общества независимо от объективных законов. В частности, в понимании авторов статьи, Украине не хватает идентичности, и они решили сделать ее "идентичной". По их мнению, существуют несколько вариантов создания украинской идентичности от "формирования нескольких украинских наций в одном федеративном/конфедеративном государстве - до идеи консолидации этнической нации, в которой не будет места "чужим" и которая априори будет иметь господствующие позиции во всех областях политической, экономической и культурной жизни". Авторы статьи остановились на последнем варианте. Назовем этот последний вариант настоящим именем: украинизация с элементами национализма, расизма.

Как же авторы думают достигнуть этого украинского единства "украинской идентичности"? Решающее влияние на их планы оказало их злое, ненавистное русофобство. Первый пункт этой программы - "Коренная десоветизация и дерусификация украинского общества как долгосрочная национальная стратегия Украины. А десоветизация и дерусификация Украины - языковая, культурная, институциональная, геополитическая и ментальная - это называется украинизация". Они недовольны тем, что на Украине "многие политики и государственные руководители сознательно культивируют это прошлое и спекулируют на нем, способствуя пребыванию миллионов украинцев в состоянии вечного "совка". Авторы статьи понимают, что миллионы украинцев не разделяют их националистический план. Эти философы извращенно толкуют и отношение России к Украине. Они пишут что "политическая, экономическая и культурная жизнь Украины разворачивается в условиях неоколониального давления на нее со стороны бывшей метрополии, которая не отказалась от империалистической политики и лидер которой откровенно называет тоталитарный СССР "самой большой геополитической катастрофой ХХ века".

Фактов колониального давления не приводится, потому что их нет, и это сплошная выдумка. Российская Федерация постоянно предлагает сотрудничество с Украиной на равноправных началах и на взаимных выгодах. А когда Украина обратилась за помощью, она получила ее без всяких условий в виде денежной помощи и снижения цены за газ, направляемый в Украину. Уже в первые месяцы многие предприятия Украины существенно почувствовали положительный эффект в своей деятельности. А денежная помощь в 15 миллиардов долларов улучшила социальную сторону бюджета страны на 2014 год. Не стыдно философам говорить народу неправду? Это дружественная помощь в отличие от МВФ, который ставит такие условия, которые являются грубым вмешательством во внутренние дела страны.

А вот картина будущей европеизации Украины, нарисованная в статье, - это действительно неоколониализм. Об этом будущем Украины они говорят, как о большом достижении в развитии украинского общества: "Европеизация всех областей жизни Украины является одновременно ее десоветизацией и деколонизацией. Такая европеизация одновременно является и содержательной украинизацией системы образования, то есть интеграцией образованной молодежи страны на несоветской основе. А в перспективе речь идет об одном из средств создания национальной управленческой и интеллектуальной элиты.

В 2015 году внедряется, а в 2016 году вводится в обязательную практику требование свободного владения (общение и чтение текстов) английским языком для государственных служащих первого и второго рангов. В 2020 году это требование будет распространено и на всех госслужащих 3-7 рангов. Параллельно проводится введение английского языка в системе высшего образования как второго после украинского. С 2020 года внедряются как экономические (доплата к пенсии за свободное владение английским и тому подобное), так и административные стимулы для широчайшего охватывания госслужащих всех рангов, преподавателей вузов и офицеров армии, внутренних войск и полиции владением английским языком".

Куда же делась украинская идентичность? Почему-то не говорят о том, что европеизация - это организация хаоса в форме майдана и направление его на свержение законного правительства Украины.

В рассуждениях о будущем Украины философы оперируют в основном национальными отношениями, забывая о том, что главной движущей силой в развитии общества, в смене одной формации другой являются классовые отношения и классовая борьба. Это антинаучный подход.

Украинскую идентичность, которую авторы сводят в конечном итоге к украинизации, нельзя достигнуть в условиях классово-антагонистиче-ского общества. Украинизация приведет к обострению национальных отношений. "Чужие" не могут быть пассивными при нарушении равноправия национальностей. Национальные противоречия неизбежно приведут к обострению классовых отношений. Это уже видно на опыте "майдана".

Национально-неофашистские провокаторы из "Свободы", наступающие на ОМОН, милицию, - это уже не национальные противоречия, а политические, классовые - борьба фашизма за власть.

Авторы статьи отступили от научной философии и пришли к крайнему субъективизму. Они призывают к дискуссии на тему о будущем Украины. Но она должна вестись на научной основе. За последнее время таких субъективистов-доцентов, профессоров, маститых журналистов на Украине появилось немало. Это есть яркое доказательство того, что забвение марксистско-ленинской науки об обществе неизбежно ведет к субъективизму, к антинаучности.

Философы статьи коснулись вопроса исторической памяти, что якобы эта память о Великой Отечественной войне в годы Советской власти извращена. Но они оказались в общем хоре фальсификаторов этой войны. К счастью, их писания об этом ведутся на примитивном обывательском уровне, которым вряд ли люди в здравом смысле могут поверить. Достаточно на этот счет одного примера.

С. Грабовский и И. Лосев пишут: "Миллионы людей уверены в военном гении Маршала Жукова или в существовании твердого порядка в сталинские времена, хотя факты утверждают, что…" и полилась грязная ложь на имена гениев Г.К. Жукова и И.В. Сталина. Факты к этой глупости не приводятся, но их и не может быть. Это повторение клеветы о Маршале Г.К. Жукове предателя, работника Генерального штаба Советской Армии, сбежавшего за границу, Резуна (псевдоним "Суворов").

Английский историк Альберт Акселл, издавший труд о Великой Отечественной войне в России, пишет о Маршале Жукове как о спасителе человечества от фашистского порабощения. И это справедливо. О военном гении Г.К. Жукова издан ряд книг действительно честных исследователей.

Один характерный прием из руководства Иосифа Виссарионовича Сталина. Выпущенный из производства самолет-истребитель в первых же боях потерял обшивку. На совещании с министрами И.В. Сталин дает срок ремонта самолета, специалисты считали его невыполнимым. Но министр откозырял и не возразил. Самолет был отремонтирован в невероятно быстрые сроки. Так выполнялись приказы И.В. Сталина. Нужно не иметь здравого смысла, чтобы говорить об общем беспорядке в управлении - ведь добиться победы над самой сильной фашистской армией было бы невозможно.

Украинская идентичность возможна только на основе дружбы народов внутри Украины и с соседними государствами: Россией, Беларусью и другими странами СНГ.

В эти дни на Украине народы отмечают 360-летие Переяславской Рады, решением которой была провозглашена дружба "с Россией на все времена". Этот призыв вполне современно звучал в наши дни на собраниях и заседаниях, отмечавших эту знаменательную историческую дату. Современная Российская Федерация устами своего Президента В.В. Путина видит свое единство в защите межнационального мира.

А украинизация против "чужих" - это национализм, неофашизм - это война.

Г. М. Сухоруков, коммунист с 1942 г., член ЦК КМЛПУ, участник Великой Отечественной войны, полковник, кандидат исторических наук, доцент, Отличник Высшего образования СССР, Заслуженный работник образования АРК

Дополнительная информация