Леонид Грач

Ю. Богатиков: "нашему обществу нужна великая идея"

К 82-й годовщине со дня рождения Ю. И. Богатикова

Давайте поговорим об искусстве и в частности о Вашем творческом становлении. Безусловно, что слух и голос имеют первейшее значение для певца. Однако, чтобы талант раскрылся в полной мере, чтобы он получил широкое признание, - для этого одних только природных данных явно недостаточно. Необходима еще и помощь, если хотите, - забота со стороны государства и общества. Сейчас ничего этого нет - "демократическая" власть сознательно устранилась от поддержки отечественной культуры, все решают большие деньги. За них, при желании, сегодня можно "раскрутить" любую бездарность.

- Увы, это так. Деньги, конечно, - очень мощный инструмент. Он может играть и положительную, и отрицательную роль, смотря в каких руках находится. В современной эстраде сложилась парадоксальная ситуация: есть уйма "звезд" и "звездочек", но нет настоящих мастеров своего дела. На памяти моего поколения такие мастера были, я и мои ровесники на них ориентировались, как на своего рода маяки. Скажем, в присутствии Клавдии Ивановны Шульженко никто из нас не мог позволить себе сесть - такое уважение мы испытывали к этой выдающейся певице. А строгий и нетерпимый к фальши Марк Наумович Бернес был настолько требователен к собственному репертуару, что мы тоже старались не брать в свой творческий багаж песни-однодневки.

Как бы сегодня ни хаяли Совет-ское государство, невозможно отрицать: оно заботилось о культуре, искало молодые таланты, создавало им необходимые условия для творче-ского роста. Мое детство пришлось на трудные послевоенные годы, нас у матери было шестеро. Меня отдали в ремесленное училище - там могли обеспечить самым элементарным: одеждой, трехразовой кормежкой, койкой в общежитии. По окончании училища я начал работать на телеграфе и вот здесь-то и встретил первого человека, заметившего во мне какую-то искру божию. Это был Василий Ильич Акулов - директор Харьковского областного телеграфа. Глубочайшую признательность к нему я сохранил на всю жизнь. Он устроил меня в музыкальное училище без отрыва от производства (я получал и зарплату, и стипендию). Позднее, после службы на флоте, судьба свела меня еще с одним очень хорошим человеком - Владимиром Васильевичем Шевченко, тогдашним первым секретарем Ворошиловградского обкома партии. Он вникал в любые мои проблемы, в сущности, взял надо мной шефство. В Крыму, куда я переехал в 1973 году, у меня установились очень добрые отношения с Николаем Карповичем Кириченко - тоже первым секретарем обкома. Так что мне грех жаловаться на Советскую власть. И подобное внимание к одаренной молодежи было тогда в порядке вещей. Возьмите, к примеру, нашу замечательную певицу Евгению Семеновну Мирошниченко. У нас с ней очень схожие судьбы. Она также закончила ремесленное училище связи, а потом ее заметили, забрали в Киев. И она стала тем, кем она стала, -народной артисткой Советского Союза.

- А как же руганная-переруганная "тоталитарная система", диктат партии, идеологическая цензура?

- Знаете, на меня все эти "страшилки" давно не действуют. Горький опыт последнего десятилетия показывает: должны существовать какие-то рамки, какие-то нравственные ограничители. Нужны и строгие критерии отбора. В прежние времена существовала система художественных советов. Я ее неплохо знаю - благо, сам на протяжении восемнадцати лет участвовал в работе худсовета по эстраде при Министерстве культуры СССР. В состав этого совета входили известнейшие артисты, композиторы, руководители художественных коллективов. Там собирались самые знаменитые имена: Утесов, Райкин, Устинова, Шароев. Мы с Раймондом Паулсом и Витей Вуячичем сидели от них на почтительном расстоянии. Чем занимался художественный совет? В основном просматривал, прослушивал, отбирал, рекомендовал. Он     ничего не запрещал, поскольку политические решения всегда принимались либо министром, либо его     замами. Художественный же совет был  чем-то вроде "сита", которое не пропускало всякую халтуру. Иногда, конечно, в деятельности худсоветов проявлялись и групповщина, и вкусовщина. Но в целом эта система работала на пользу обществу. А что      теперь? Где вы сейчас найдете      талантливых драматических актеров, мастеров эстрады, чтецов высочайшего класса, таких, как Балашов или Паламаренко? А посмотрите, что в опере делается! Чуть представляет из себя певец что-то серьезное, - он тут же уезжает за рубеж, потому что здесь не востребован, никому не нужен. И мы загубили великую культуру пения. Ведь украинский народ всегда отличался своими потрясающими вокальными возможностями и данными. Украинцев в этом смысле можно сравнить только с итальянцами. Никто в нашей стране не мог так петь, как они. Ну, басы русские, может быть, лучше, украинские же тенора - вне конкуренции. Царство небесное Толе Соловьяненко - это был мой друг, мы вместе пели...

- Соловьяненко, между прочим, тоже до конца жизни оставался порядочным человеком, он нынешней власти прислуживать не пошел.

- Не пошел, это верно. И Толе это дорого обошлось - ему отравили существование, его просто сожрали. Я, выступая недавно на одном концерте с украинскими исполнителями, сказал им: "Вас всех потомки когда-нибудь проклянут - и нынешнюю дирекцию, и художественное руководство Киевской оперы - за то, что вы изгнали из театра такого великого тенора". Соловьяненко же был тенором мирового уровня - наряду с Паваротти, Каррерасом и Доминго!

- А его даже не стали хоронить от оперного театра - театра, которому он отдал тридцать лет своей жизни.

- Вы знаете, - это такой позор, что даже говорить не хочется. А как тяжело ему было в последние годы жизни! Я хорошо знал Толю -он не давал выхода своим эмоциям, своим переживаниям, и это на нем сильно сказывалось. Вот я, например, взрывной человек, флотской закалки. Я могу запросто обложить "трехпалым свистом", как говорил Маяковский, "в бабушку и в бога душу мать". У меня это ловко получается и вроде как выходит пар.

- Юрий Иосифович, Вы - один из признанных исполнителей советской песни, всегда занимавшей в Вашем репертуаре ведущее место. Сегодня уже ясно, что советская песня - это особое явление не только в отечественной, но и в мировой культуре. Не случайно, скажем, "Катюшу" или "Подмосковные вечера" поют   далеко за пределами нашей страны. И что интересно: советские песни, как правило, имеющие яркую идеологическую      окраску, популярны даже у людей, весьма далеких от коммунистических взглядов. В чем, на Ваш взгляд, заключается секрет подобной притягательности?

- Ну, вот я Вам отвечу "по-одесски" -вопросом на вопрос. Считаете ли Вы "заидеологизированной" такую песню: "Опустела без тебя земля..."?

Пахмутова с Гребенщиковым и Добронравовым написали "Неж-ность", когда Гагарин полетел в космос, можно сказать, откликнулись на событие государственной важности. Но как же красиво они это     сделали! Что притягивает в наших песнях? Русская песня, из которой потом выросла советская песня,    отличительна тем, что в ней особую нагрузку всегда несла поэзия. Помните "Не думай о секундах свысока...". Прекрасная песня! В ней    высокая поэзия Рождественского соединилась с блистательной музыкой Таривердиева. В этом весь секрет: поэзия и музыка взаимно дополняют друг друга.

Конечно, были и долдонские песни - прямолинейные, заказные. А их разве мало сейчас - "заказух"? Навалом. Вот я недавно исполнял одну песню: "Ах, Петрович, ах, Петрович, твои очи...". Пиво "Петрович" у нас начали выпускать, и меня спровоцировали спеть эту песню. Потом было неловко. И то ладно - песня у публики прошла. "Заказуха", самая настоящая. А советская песня играла    огромную роль в жизни нашей страны. Я до сих пор не могу забыть, как однажды пел "День Победы". Представьте: духовой оркестр в две тысячи человек и сто тысяч народа на трибунах Республиканского стадиона в Киеве. Никакой фонограммы и в помине не было. И я помню, как встал весь стадион и пел вместе со мной. Это было что-то потрясающее! То, что до сих пор вызывает такую скупую слезу...

- А как Вы относитесь к          известному, выражаясь модным нынче словом, "проекту", появившемуся несколько лет назад на ОРТ? Я имею в виду пресловутые "Старые песни о главном". Почему после нескольких лет яростного очернения всего советского наши песни вдруг оказались востребованы "демократическим" телевидением?

- Так ведь выхода у этих ребят нет. Ведь ничего нового - такого, чтоб полюбилось людям, - за последние годы не создано. Ни-че-го! Остается коверкать старое. К исполнению советских песен в обработке Эрнста я отношусь совершенно отрицательно. Там многие трактовки очень лубочные, фальшивые, какие-то нарочитые. В них нет живого чувства, одно скоморошество. Настоящему искусству сейчас вообще очень трудно пробиться к массовой аудитории, поскольку "заказывают музыку" люди, очень далекие от искусства, - так называемые продюсеры, деятели шоу-бизнеса и т.д. Кого нынче поднимают на щит? Игоря Крутого? Но я, например, не вижу у него заметных удач. Или взять творчество прогремевшего в эти годы Шуфутинского. О чем его песни? Все, что запомнилось, - это какие-то ножи, романтика подворотни, тюремно-блатные мотивы.

А ведь есть и другая культура. Помню, пару лет назад меня пригласили в Белоруссию на фестиваль "Золотой шлягер". В концерте участвовали семь народных артистов Советского Союза: Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Анатолий        Соловьяненко, Николай Сличенко, Нани Брегвадзе, Игорь Лученок и я. За каждым из этих имен - целая эпоха в вокальном искусстве. Концерт длился три часа, слушатели не хотели нас отпускать, пели вместе с нами. Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко (он тоже присутствовал на концерте) потом говорил журналистам: "Я не могу давать интервью, потому что потерял голос - три часа пел песни". Вот по чем истосковались люди.

А что теперь показывают наши телеканалы? Это же ни в какие ворота не лезет! Сплошная пошлятина. Все эти "Джентльмен-шоу", "Верки-Сердючки" не имеют никакого отношения к развлекательному жанру. Это самая настоящая антикультура, какое-то непотребство, выставленное на всеобщее обозрение.

- Но сейчас это принято называть "свободой творчества"...

- Ну и что хорошего в такой свободе? Помните, когда-то Горбачев бросил лозунг: "Все, что не запрещено законом, то разрешено". В итоге же пришли к тому, что все дозволено. Сейчас некоторые заявляют: мол, культра должна быть в свободном плавании. Лично я с этим утверждением никогда не соглашусь. Вот мы сегодня свободно плаваем, - и вы хорошо знаете, в чем. Общество на глазах деградирует, опускается.

- Как же этому противостоять?

- Нужна великая идея - своего рода духовный стержень, который бы пронизывал все сферы общественной жизни, в том числе и культуру. Русская культура была близка всем народам нашей страны, она достигла небывалых высот именно потому, что всегда опиралась на великие нравственные ценности - любовь к своей земле, чувство товарищества (помните, у Гоголя?), стремление жить по правде, по справедливости. Национальная идея - она здесь: в наших книгах, фильмах, музыке, живописи и, конечно же, в песнях. В них сегодня наша главная духовная опора.

 

А. Колесников

Дополнительная информация