Опыт ЕС показал опасность резкого бюджетного секвестра

Борьба с экономическими проблемами через сокращение бюджетных и особенно социальных      расходов - неэффективна. Об этом экономист Сони Капур (Евросоюз) заявил в эксклюзивном комментарии ForUm.

По его словам, подобным образом пытался действовать ЕС с началом мирового кризиса 2008 года, однако такой подход приводит лишь к частичному эффекту. "Аналогичные устремления заметны и в программе действий Кабмина Украины, но это несет в себе определенные риски. Резкий секвестр может вызвать социальное недовольство и в то же время не дать ощутимого позитива. Понятно, что ряд расходов на чиновников можно урезать, но не социальные статьи. В данной редакции программы чувствуется рука Запада, и это не плюс", - акцентировал эксперт.

Он добавил, что на уровне Брюсселя в 2012 году были достигнуты договоренности об общем снижении бюджетных расходов в странах-членах, что было призвано уменьшить их государственный долг. "Страновые меры включали экономию (в первую очередь за счет социальных и оборонных программ), рост налогов, привлечение иностранных кредитов и инвестиций из более экономически стабильных стран - из Китая и вообще группы БРИКС, расширение торгово-экономического сотрудничества с ними. Примерно то же самое сейчас планирует и Киев", - отметил он.

Аналитик продолжил, что положительные результаты секвестра расходов в Европе оказались довольно слабыми и частичными, а вот отрицательные не заставили себя ждать: урезание зарплат, пенсий и социальных льгот с одновременным повышением налогов вызвало недовольство населения и массовые протесты.

"Социально-политическая обстановка в ряде европейских стран обострилась, продолжаются требования об отставке правительств. Последовавшее углубление социальных     проблем оживило в регионе радикальные националистические и сепаратистские настроения, включая    недоверие граждан к Евросоюзу как таковому. Например, популярнее   стали идеи Великой Румынии, Великой Венгрии и т.п. Это уже усложнило ситуацию вокруг Молдовы,        обострились венгеро-румынские и венгеро-словацкие отношения из-за поддержки Будапештом сепаратистских движений венгерских меньшинств в Румынии и Словакии.     Сепаратизм растет и в Западной Европе - его проявляют Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании, Фландрия в Бельгии. Движущими силами выступают националистические партии, представленные в  региональных парламентах", - сказал он.

По информации специалиста,    усложнились в кризис и отношения между более экономически сильными и слабыми государствами-членами. "В Германии, Франции, Британии довольно значительно недовольство необходимостью финансово  поддерживать нестабильные южноевропейские экономики. Из-за     разногласий в путях антикризисной борьбы усилились противоречия и между самими странами-лидерами; так, Париж и Лондон обеспокоены усилением позиций Берлина как   основного донора европейских стабилизационных фондов, ведь тем   самым он усиливает свое влияние на общую политику ЕС", - уточнил он.

Так что не стоит молиться на    Европу и делать ее самоцелью - у нее по-прежнему хватает внутренних  проблем, подчеркнул Капур.

"Новые члены Евросоюза стали получать гораздо меньше средств по "программам выравнивания", чем даже до 2012 года. А своих внешних партнеров он сейчас тем более      неспособен полноценно поддерживать", - заключил он.

Напомним, премьер-министр   Украины Арсений Яценюк заявил о намерении провести секвестр государственного бюджета вдвое.

"В парламент будет внесен Закон Украины о фактическом секвестре   государственного бюджета. Речь идет о двукратном сокращении дефицита госбюджета", - отметил Яценюк.

В связи с этим, по его словам,  Украину ожидает очень непростой  период по снижению социальных стандартов и уменьшению расходов.

Андрей Боярунец,

 "ForUm",

12.03.2014 г.

 

 

 

Дополнительная информация