ДОЛГ ПАМЯТИ

Арам Томасович Эриян - Человек с большой буквы. Армянин, первый учитель Уваровки, руководитель бурнашского (уваровского) подполья, куда входил и мой дедушка - Овсеп Ашотович Оганян (Степан Антонович). Подпольная группа Эрияна была схвачена и зверски замучена в газовых камерах совхоза "Красный" под Симферополем в конце зимы 1943 года.

Живы очевидцы тех далеких событий 70-летней давности: Ачкасова Л.В., Крюковская Т.Н., Туйсузов З.С., Матузков А.С. Со слов Латышевой А.С.  началась поисковая работа ее дочери - Кирьяновой Р.М. и группы "Память". Вот что они установили, работая в архивах, читая очерки О. Тимшина "Сейтлерское подполье", книгу "Дневник партизана" нашего земляка, командира Второго партизанского района Ивана Гавриловича Генова, где он написал: "В Бурнаше (Уваровка) действовало партизанское движение под руководством учителя - армянина Эрияна Арама Томасовича, которое состояло в основном из армян, связь с ними поддерживал руководитель подпольного райкома партии Иван Дьяченко".

Сведений и документов очень мало, даже в школьном музее всего несколько строк, написанных детской рукой. Мы хотим восстановить правду, истину, память, пусть даже через долгих 70 лет.

До войны в Бурнаше было 33 семьи армян, на фронтах Великой Отечественной и в тылу врага погибли 23 человека. Светлая им память!

Арам Томасович Эриян был прислан учителем в наше село Уваровку (тогда д. Бурнаш Сейтлерского района) весной 1934 года. Здесь его звали по-армянски Ынгер Арам, товарищ Арам, жену его звали Софья. Было у них трое детей: старший сын Томас учился с моим дядей Оганян Арсеном Саркисовичем, второй сын Арминак и дочь Марго учились с моей мамой в одном классе.

Ынгер Арам свободно говорил на четырех языках, учился в одной духовной семинарии с               А.И. Микояном в Санкт-Петербурге, бывал в гостях у художника Айвазяна в Феодосии. Запомнился учитель строгим, справедливым и душевным, его очень любили дети, да и сейчас еще помнят старожилы. Именно он, А.Т. Эриян, самый уважаемый человек в Бурнаше, создал первый партизанский отряд, имевший широкую, разветвленную агентурную связь с партизанами Белогорска. Именно они доставляли продукты, оружие, сведения, а жены их пекли хлеб, привозили и распространяли листовки, участвовали в подрыве железной дороги, перекрывая немцам движение к фронту. Было очень опасно, все рисковали, у каждого в семьях было много детей, у моего дедушки Оганяна - шестеро: Вартулик, Аннык (моя мама), Алексан, Карп, Ева, Арсен. Но значит, было что-то такое, что сильнее страха, сильнее смерти.

Эриян, по просьбе партизан, согласился стать старостой, а на самом деле спасал молодежь от угона в Германию: через надежных ребят предупреждал молодых людей Бурнаша и Новоивановки об арестах - это подтверждают жители Уваровки: Ачкасова Л.В.,   Смольянинова Н.В.,  Правосудова А.И.,Полторак Н., Руденко А., Подпалова Т., Подгибайлова А., Туйсузов З.С. Вспоминает Матлаков А.С.: "Мать моя, Матлакова Прасковья Александровна, рассказала мне один случай про старосту Эрияна: он специально пригласил немцев в дом, устроил им банкет, а в это время подпольщики, под прикрытием ночи, там, где раньше была стройбригада, собрали оставленную на ночь картошку и увезли партизанам в лес. Кинулись немцы наутро, - да было поздно. И староста без подозрений".

Моя мама, Латышева Анна Степановна, рассказывала, что ее отец часто возил по ночам на лошадях испеченный хлеб, лепешки и другие продукты партизанам в белогорские леса.

Но после поимки парашютистки, посланной для связи с партизанами Бурнаша, молодой, красивой, не выдержавшей страшных пыток (ее, окровавленную, привезли после допроса из Сейтлера для устрашения других),  начался разгром бурнашского подполья, состоявшего в основном из армян, возглавляемого Арамом Томасовичем Эрияном. Были арестованы и жестоко казнены в газовых камерах совхоза "Красный" учитель Эриян и его сын Томас, мой прадед - 80 летний Ашот Карпович и трое его сыновей: Овсеп (мой дедушка), Алексан, Левон, а четвертый его сын - Еворг погиб в 1941 году, он воевал с первых дней войны - вот такое горе случилось в семье моей прабабки Азниф Оганян: сразу потерять четырех сыновей и мужа.

После освобождения Крыма от фашистской оккупации она сполна разделила тяжкую участь всех репрессированных: умерла на Урале. В 1944 году со всеми крымскими армянами были высланы на Урал жена учителя Эрияна Софья, дочь Марго и сын Арменак, вскоре его забрали на фронт, и долго его судьба была неизвестна. А жена и дочь учителя умерли. Так была уничтожена семья армянского учителя и руководителя подполья. Но оставался его младший сын Арменак, которого из Соликамска забрали на фронт.

Поисковая группа "Память" из Нижнегорского УВК "Школа-гимназия" №3 (руководитель - учитель Кирьянова Р.М. (Латышева Р.М.), она нашла сына учителя - 89-летнего Арменака Арамовича, он живет на хуторе Пролетарский, недалеко от Майкопа.

В письме к ребятам он пишет: "Я воевал в Белоруссии в противотанковых войсках, затем нас перебросили в Литву, там был ранен. День Победы встретил под Кенигсбергом, демобилизовался в 1947 году и переехал в Майкоп, жил первое время у знакомых, затем перебрался в хутор Пролетарский. Женился, купили старую хатенку и стали обживаться. Построил дом, вместе с супругой Зарун Ампаровной вырастили шестерых дочерей". У Арменака Арамовича 13 внуков, 7 правнуков и один праправнук. Он вдовец, живет один, никого из детей не хочет обременять собой. Сам управляется по хозяйству, держит огород. Арменак Арамович - уважаемый человек, к нему, как к старшему и умудренному жизненным опытом, идут за советом. Он чтит память своего отца - учителя Арама. Был удивлен поисками группы "Память", взволнован и благодарен, что память об отце не утеряна.

Недалеко от Симферополя есть скромный памятник "Патриотическая группа армян". Ежегодно в День Победы к этому памятнику чья-то добрая рука кладет гвоздики.

Глубока память о великом Учителе и Человеке у односельчан, которые мечтают назвать школу его именем!

Почему не увековечена память о патриотах?

Ведь Иван Сергеевич Дьяченко жил здесь и после войны, он один из всех подпольщиков был награжден орденом Красного Знамени.

А может быть, поисковиков пугало страшное слово "староста"?

Но тогда надо было разобраться, опросить   местное население, оставшихся в живых и восстановить справедливость.

Шли годы, вырастали новые поколения, а память жила. Я стала взрослой, меня мучила совесть, я стала искать. На это у меня были свои причины.

В подпольной группе Эрияна воевали и погибли мои родственники - армяне: 80-летний прадед Оганян Ашот Карпович и его сыновья: Овсеп, Алексан, Левон, Еворг.

Все остальные родственники-армяне по материнской линии были высланы из Крыма и умерли в Соликамске. Остались лишь немногие. Мы лишились своих корней, но помним, какой мы крови и рода.

Светлая память Учителю, дававшему знания, тепло и доброту уваровским детям. Арам Томасович так мечтал о том, чтобы кто-то стал учителем, продолжил его дело: учителем стал мой дядя Андрей Саркисович Оганян, учитель - методист города Майкоп.

Я дала слово Маме, что обязательно разыщу и восстановлю незаслуженно забытое имя учителя. Мой поиск - в честь всех Матерей, переживших и переживающих ужасы войны, спасших и спасающих своих детей.

Кирьянова Р.М.

 

- учитель русского языка и литературы Нижнегорского УВК "Школа-гимназия" №3, старший учитель, Отличник народного образования.

 

 

 

Дополнительная информация