"Самооборона Крыма" заменила "Правый сектор"

Сотрудники предприятий Крыма жалуются на бепредел и "рейдерские захваты" устроенные "народным ополчением".

"Люстрация" по-крымски

На жалобы граждан откликнулся первый секретарь Крымского отделения партии "Коммунисты России" Леонид Грач, на днях обратившийся с письмом к Генпрокурору РФ Юрию Чайке. Бывший спикер ВС Крыма считает, что "крымская самооборона" сегодня всерьез превышает свои полномочия, проще говоря, творит самоуправство.

-- В феврале-марте крымчане переживали небывалый политический подъем, и гражданская позиция выражалась, в том числе, в появлении народных дружин. Они поддерживали общественный порядок, не более, - напоминает Леонид Иванович. - Когда власть в Крыму была легализована, заработала российская правоохранительная система, надобность в "самообороне" отпала. Но они пошли своим путем. Начали, мягко говоря, своевольничать. Когда началась национализация, приходили на предприятия, в санатории, захватывали объекты под свой контроль. Хотя у народной дружины далеко не тот статус, чтобы приводить на предприятия своих директоров, блокировать проходные. Сегодня это сборище людей разных политвзглядов, но одного интереса - как бы побольше урвать. И люди их боятся. Постоянно идут обращения граждан в различные инстанции с просьбами защитить их от "самообороны".

В качестве примера в своем письме Генпрокурору Леонид Грач приводит ситуацию на госплемптицезаводе им. Фрунзе в Сакском районе Крыма. Подробнее о "работе" предприятия в последние полгода рассказали нам сами сотрудники.

-- В конце марта у нас сняли директора: приехал целый автобус людей в камуфляже, схватили его, обозвали вором на всю площадь, мол, "забираем вашего коррупционера". Работники были в шоке, вроде после референдума все было спокойно, - рассказывает рабочий дезотряда предприятия Вениамин Плесниватый - С этими людьми был и нынешний вице-премьер республики Михаил Шеремет. И тут же нам зачитали приказ о назначении нового директора, который до этого уже руководил предприятием 10 лет.

Против такой неожиданной рокировки сотрудники, в принципе, не возражали. Действующий директор, говорят, действительно был не чист на руку, а бывший за время своего руководства "поднял предприятие". Поразила людей лишь та форма, в которой провели ротацию. Как оказалось, не последнюю.

-- На нового директора постоянно давили, чтобы он нанял побольше "самооборонщиков", - продолжает Плесниватый. - Он сопротивлялся, но они, по сути, заменили охрану на предприятии. Начальником охраны стал человек, которого за полгода до этого уволили за пьянство. В итоге у директора с ним вышел конфликт, руководитель написал заявление об отставке. Хотя ведущие специалисты две недели его упрашивали это заявление порвать, он не захотел у нас работать. И нам вернули прежнего директора, которого они месяц назад называли "вором и коррупционером".

Но очередной старый новый директор надолго тоже не задержался - ушел через пару недель.

-- А еще через неделю нам прислали нового руководителя, по слухам, директора ЧОПа из Симферополя и кума главы Крыма Аксенова, - рассказывает Вениамин Плесниватый. - Директор набрал людей из "самообороны", в основном на хозчасть и охрану. Кроме того, взял себе семь замов: люди далеки от производства, называют друг друга по кличкам. Эти замы пытались заставить наших работников колхозной техникой обрабатывать свои частные поля. Когда люди отказались, "самооборона" пригрозила "повыбивать всем зубы".

Тогда работники не выдержали, собрали подписи под коллективной жалобой, и группой из 10 человек поехали по инстанциям.

-- Причем, за ними чуть не погоня была, - вспоминает Вениамин. - Сначала заехали к депутату парламента от нашего района, тот сказал, что помочь не может. Потом завезли обращение в Минсельхоз, к Аксенову на прием уже не успели..

В общем, поездка ничего не дала, но после Плесниватый направил эту жалобу в республиканскую прокуратуру, которая в августе обещала приехать с проверкой на птицефабрику:

-- Но проверка так и не явилась, и в конце октября мы снова собрали подписи, я разослал письма в Администрацию президента, Генпрокуратуру, штабы разных партий.

За такую общественную деятельность Вениамину шесть раз грозили физической расправой, обещали привести к новому директору "на коленях". По его словам, сотрудники запуганы новыми управленцами. Но еще больше они боятся, что крупнейшее предприятие района скоро просто закроют.

-- При нормальной работе мы каждые четыре дня отгружаем по 35 тысяч цыплят с одного инкубатора, по 50 тысяч с другого. Таких объемов давно нет, - говорит Вениамин. - Пшеницу распродали, кормов у нас сейчас остается на два месяца. Руководит предпиятием, по сути, "самооборона", которую мы между собой называем теперь "Правым сектором". А как могут руководить люди, которые до "самообороны" вообще нигде не работали?

"Аксеновщина" вместо "махновщины"

Видимо, в новых условиях они себе работу нашли. И это не единственный случай такого трудоустройства.

-- "Самооборона" поставила своего человека директором детского санатория в Евпатории - человек с криминальным прошлым, санаторий, по сути, уже закрыли, хотя он должен работать круглогодично, - рассказывает Леонид Грач. - Обращались ко мне и ветераны железной дороги Крыма, там тоже в управлении теперь человек, далекий от этой отрасли. Сотрудники жалуются, что он непрофессиональный, что взяточник. Люди спрашивают, зачем нам органы, прокуратура, судебные приставы, если их функции берет на себя "самооборона". Причем, дружинники ссылаются на свои связи с Аксеновым, и по сути, у нас теперь вместо "махновщины", началась "аксеновщина".

Во время мартовских событий самооборона подчинялась напрямую нынешнему главой республики. И позднее Аксенов не раз заявлял, что распускать "реальных патриотов Крыма" не намерен, мол, они намного эффективнее официальных структур.

-- В марте российские власти спасли миллионы наших сограждан от украинского фашизма. Но теперь Крым должен стать образцом - правовым, социальным, - считает Леонид Грач. - Но у нас нет никаких иллюзий по поводу местного руководства, которое пользуется т.н. "переходным периодом", чтоб ловить рыбку в мутной воде. Люди начинают впадать в пессимизм, видя, что мы опять столкнулись с той же коррупцией и криминалом во всех сферах. Людей надо услышать.

Очевидно, что пока крымчан не слышат в руководстве республике. Услышит ли их федеральный центр? Мы будем следить за развитием событий.

 

Лиана Налбандян
Газета «Собеседник»

Дополнительная информация