КРЫЛАТОЕ СЕРДЦЕ ГЕРОЯ

Здесь, в родном Симферополе, он закончил десятилетку. Здесь родилась его заветная мечта – летать. И путь к своей мечте, своей звезде был непрост: 17­летний юноша работал на хлебокомбинате и учился в осоавиахимовском аэроклубе, учился с настойчивостью, поражавшей учителей, – прокладывал дорогу в «пятый океан».

Быть как Чкалов, Громов, Водопьянов... они незримо закаляли его волю и вели к мастерству. Он был рожден летать. Если б не война, он мог бы быть космонавтом.

И вот первый боевой вылет за штурвалом ночного бомбардировщика. Внизу в голубых январских снегах – притихшая земля – и контрастом необъятное ставшее тревожным и опасным любимое небо. Его впервые охватило суровое сознание: сегодня он вступает в бой за поруганную Родину и будет драться до конца, до последнего вздоха, пусть даже погибнет. С холодной расчетливостью он направил машину, несмотря на плотный огонь вражеских зениток, и густо положил бомбы в цель (станция Оленино).

Такие ночные полеты стали для Расницова будничной работой. Он отдавал всего себя наилучшему исполнению боевого задания. Он сжился с постоянным риском, совершая в воздушных боях чудеса храбрости и находчивости на победном пути от Ржева до Берлина. После 25­го вылета, когда на смену У­2 пришли штурмовики «Илы», прозванные фашистами «черной смертью», его, как отличного летчика дивизии, отозвали в тыл передавать свой опыт в летной школе. Целый год Анатолий Михайлович обучал молодых – и не выдержал, самовольно улетел на фронт ведомым, а через 5 дней стал ведущим, в дальнейшем – одним из лучших воздушных разведчиков.

180 боевых вылетов совершил Анатолий Михайлович Расницов, 180 раз, рискуя жизнью, уничтожал технику врага, вступал в бои с фашистскими асами. Под Калинином сам был сбит, ранен, переломан, но выжил, добрался до своих... и – снова в бой. На Сандомирском плацдарме его машину изрешетили так, что на ней не было живого места. Летчик «дотянул» до своих, но при посадке обнаружил, что шасси выведено из строя. За пятьдесят вылетов он сроднился с этим самолетом, считал предательством бросить друга в беде и посадил­таки израненную машину «на живот» на самом краю аэродрома, чтобы не закупорить взлетно­посадочную площадку.

Последний вылет его был в Чехословакии. Уже враг капитулировал. Уже на развалинах рейхстага расписывались сверстники, а Анатолий в составе 144­го гвардейского Львовского авиаполка добивал группу генерала Шернера. И когда наконец наступил мир, Анатолий Михайлович вспомнил о доме и впервые до боли в сердце затосковал по своей старушке­матери, по родным краям.

Он был суровым, беспощадным к врагу воином и нежным сыном и мужем. Они были счастливы – прославленный летчик и красавица Зиночка, Зинаида Леонтьевна, вырастили сына и дочь, внуков.

После войны Анатолий Михайлович служил в Румынии, Австрии, в Одесском военном округе, закончил Военно­воздушную академию в Москве. В сводной колонне академии участвовал в 6 парадах на Красной площади.

Затем так же самоотверженно и ответственно в течение 18 лет работал на заводе «Фиолент», как личное горе воспринял развал страны.

Коммунист с 1944 года, он до конца оставался в боевом строю верным Родине, за которую сражался не жалея жизни.

7­ю орденами, множеством медалей, Золотой Звездой Героя Советского Союза отмечены подвиги А.М. Расницова.

Для всех патриотов имя Анатолия Михайловича Расницова, генерал­майора авиации, Героя Советского Союза, Почетного крымчанина стало святыней.

1 июня 2004 года перестало биться сердце легендарного Героя. Его хоронил весь патриотический Симферополь. Над гробом звучали прощальные слова любви и уважения. Его опустили в землю, густо расцветшую маками и ромашками. Скорбь охватила пожилых и молодых, для которых он был отцом и другом по духу, высоким примером. Горько плакали родные, его внучка Ксенечка. Над ним высоко в небе пролетали на юго­восток бомбить Ирак зловещие самолеты.

И только «главные лица» не нашли времени проститься с Почетным крымчанином. А председатель республиканского Совета ветеранов А.Л. Крыжко (это видели все отправлявшиеся на кладбище люди) в это время вальяжно дефилировал по ул. Горького, беседуя с кем­то по «мобилке».

Велика наша скорбь, но Герой не ушел от нас, он рядом с нами не позволяет уронить достоинство гражданина.

Имя Анатолия Михайловича Расницова вечно будет поднимать человека к вершинам нравственности, патриотизма.

Вечная память и слава Герою!

 


Л.И. Грач о Герое Советского Союза А.М. Расницове

Леонид Иванович рассказал о событиях конца сентября – начала октября 1993 года в Российской Федерации, в Москве.

«После развала Советского Союза Верховный Совет РСФСР являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшим органом власти). Конституция РФ 1978 г. ограничивала в правах избранного президента Б. Ельцина. Он стремился к принятию новой Конституции.

Президент Б. Ельцин, его сторонники, Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом (Председатель Руслан Хасбулатов), большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким. Две стороны по-разному смотрели на политическое и социально-экономическое развитие страны.

Дальнейшие события известны: Ельцин расстрелял Дом Советов и находящийся там Верховный Совет и народных депутатов. 4 октября войска Ельцина штурмовали Дом Советов. По нему били танки. Здание горело.

Весь мир у телеэкранов онемел от ужаса. И только американская СNN радостно вопила по-русски: «Смотрите, смотрите, горит Дом Советов, эта русская сосиска!!!» В этом аду погибло до 150 человек, 400 – получили ранения.

Свидетелями преступления «демократов» и Ельцина были крымчане, приехавшие на Съезд народных депутатов: Л.И. Грач, Ю.И. Богатиков, А.М. Расницов и другие партийные активисты.

Леонид Иванович восхитился А.М. Расницовым, Героем Советского Союза, когда тот при блеске Звезды Героя на груди яростно и решительно, не без участия «по матушке»  прорвался сквозь все блок-посты в приемную А. Руцкого и Р. Хасбулатова. Появился там с вопросом: «Что нужно делать?!!», в то время, когда начальник Политотдела ЧФ В. Лобов отдавал приказания всем флотам России.

 

 

Дополнительная информация