СУДЬБА – СЛУЖИТЬ НАРОДУ

«Украинские власти, пытаясь ослабить русский фактор на Украине и в частности в Крыму, где особенно сильны пророссийские настроения, склонны использовать крымских татар в качестве своеобразного противовеса.

Безусловно, проблема культурного и политического взаимодействия с исламской цивилизацией представляет интерес для всех нас. Во-первых, Русь – Россия – СССР всегда имели весомый мусульманский компонент населения. Столетия совместной жизни, что называется, под одной крышей, нас сблизили и породнили. Мы проживаем не только на единой в физико-географическом смысле территории, но имеем также общие элементы материальной культуры, частично совпадающие культурные коды, схожие ощущения пространства и мировоззренческие установки. Во-вторых, во все времена наше Отечество имело серьезные позиции в мире Ислама. В-третьих, отношения, которые в постсоветский период складываются между славянским и татарским населением Крыма не всегда, к сожалению, имеют безоблачный характер. Поэтому столь важно составить представление об историческом пути ислама и его настоящем, убедиться, что некоторые цивилизационно-культурные отличия – вовсе не повод для конфликта. Создав механизмы сглаживания противоречий и предотвращения разногласий, мы сможем действовать сообща для того, чтобы спасти и восточнославянский, православный, и исламские миры от нависшей над ними смертельной угрозы поглощения возникшим в недрах западной цивилизации обществом потребления».

Из книги Л.И. Грача «Движение вперед»

«Нет ничего такого, что человек и государство могли бы потерять за один день. Ничего, кроме одного – жизни. Это было и остается фактом.

Причинами таких непоправимых бед были и будут человеческая глупость, жадность и злоба. И виноваты в этом не какая­-то отдельная нация, не цвет чьей­-то кожи, не вероисповедание людей, которые жили и живут среди нас.

Беда в том, что в нашем обществе есть неизлечимо больные жаждой власти люди, из­-за которых может пострадать весь мир. Чиновники, которые облечены государственной властью, обязаны изучать прошлое, настоящее и предвидеть будущее».

Эскендер Умеров

Этими словами начнем повествование о человеке, для которого жизненным принципом стала Правда.  Именно она помогла Эскендеру Ганеевичу Умерову, после тяжелейших жизненных испытаний, сохранить человеческое достоинство, ясный ум и обостренное чувство справедливости, вести непримиримую борьбу за восстановление чести крымскотатарского народа, написать замечательные книги о времени и о судьбе народов Советской Страны.

Эскендер Умеров родился 9 апреля 1939 года в Крыму, в селе Уркуста Балаклавского района. Отец – Умер Гани, мама – Кадыр­Умерова Зекие. Отец, ростом более двух метров, обладал огромной физической силой. Односельчане дали ему прозвища «Большой Умер» и «Фурунджий Умер».

В многодетной семье Эскендер был четвертым сыном, в 1942 году родилась сестренка Наджие, а после войны еще двое братьев.

Когда в Крым пришла война,  отца мобилизовали в 51­ю армию под командованием генерала Батова П.И. Отчаянно сражалась Красная Армия за Крым. В рукопашном бою на Сапун­горе силач Умер сбрасывал солдат противника в обрыв. Но силы были неравны: попав в окружение, Умер Гани оказался в плену. 

Первым ярким воспоминанием маленького Эскендера было горе семьи, когда погиб, подорвавшись на мине, шестилетний брат Эдем. Память сохранила годы оккупации, жизнь без отца. Мама с Эскендером  ходила в лес за грибами и ягодами, чтобы накормить семью. Но походы в лес имели и еще одно, главное предназначение: мама помогала партизанам. Под особый камень, известный только ей и связному, клала она листочек с донесением о действиях фашистов. Рискуя жизнью детей, бесстрашная Зекие брала с собой младшего сына, так как старшие могли догадаться об истинных целях походов в лес.

Подпольной деятельностью мама занялась с первых дней войны. После гибели своего отца Кадыра Умерова в ноябре 1942 года при выполнении задания командира партизанского отряда «Балаклава – Севастополь» Исляма Тамакчи, она стала отдавать еще больше сил борьбе с врагом. И даже задумала невозможное – освободить мужа, находившегося в плену в Симферополе. Тщательно подготовленный побег удался: пятеро военнопленных, переодевшись, скрылись от врага. Отец и мать Умеровы направились в родное село Уркуста. Командир партизанского отряда высоко оценил мужество матери Эскендера. Отец попросил позволения присоединиться к партизанскому отряду, но Тамакчи дал ему особое задание – партизанам нужны были продукты. Работая пекарем в селе, отец раз в неделю закрывал собаку на ночь в будке, чтобы партизаны могли брать из сарая хлеб и муку.  На вопросы братьев, зачем он закрывает собаку, отец никогда не отвечал. Только через много лет, находясь на Урале, они узнали, что это значило…

В 1941 году в Крыму проживало около 300 тыс. крымских татар.

В годы Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии из числа крымских татар воевало 2 генерала, более 39-­ти полковников различных родов войск и более 60­-ти подполковников.

Амет-­Хан Султан, Узеир Абдураманов, Абдураим Решитов, Абдул Тейфук, Сейтнафе Сейтвелиев, Сеит­Ибраим Мусаев удостоены звания Героя Советского Союза. Командиру партизанского отряда Умеру­Акмолла Адамову присвоено звание Героя Польской Народной Республики.  

Более 85-­ти женщин­крымских татарок взялись за оружие, вступив в смертельный бой с немецко­-фашистскими захватчиками,  защищая свободу, честь и независимость родной страны.  Множество крымских татар казнено фашистскими палачами, только в Бахчисарае в день вступления в город фашистские оккупанты повесили семерых татар, самой младшей Васфие, пионерке, разведчице, было всего 14 лет…  80 крымскотатарских деревень сожжены дотла. Из 25-­ти татар – руководителей подпольных организаций – 22 приняли мученическую смерть в гестаповских застенках, а их  семьи казнены.

История помнит их имена, несмотря на многократные попытки стоящих у власти предать их забвению: написанное кровью стереть невозможно.

Но судьба не всегда  бывает справедлива. В далеком 1944 году будто черная туча накрыла целые народы, и казалось, что выхода нет.

В памяти Эскендера Умерова навсегда остался страшный день – 18 мая.

С 18 мая по 1 июня 1944 года из Крыма было выселено около 200 тыс. крымских татар, греков, болгар, армян.

Семья Умеровых обжилась в чужом краю, Эскендер пошел в школу. Но учеба была недолгой: в неполных четырнадцать лет пришлось начать работать сучкорубом на лесоповале, затем помощником тракториста.

В 1956 году Умеровым разрешили выехать к родственникам в Среднюю Азию. Поселились в городе Чирчик Ташкентской области, где Эскендер успешно закончил седьмой класс и в 1958 году поступил на вечернее отделение индустриального техникума, совмещая учебу с работой на заводе «Чирчиксельмаш» в литейном цеху.  Вступил в комсомол, вскоре был избран секретарем комсомольской организации цеха.

К службе в Советской Армии Эскендера не допустила медицинская комиссия и вместо военного билета вручила путевку в военный санаторий города Сочи и авиабилет до Адлера.

В аэропорту в военной кассе Эскендер совершил смелый и дерзкий по тем временам поступок: поменял свой билет на Симферополь. Очень хотелось повидать родные места. На другой день приезда Эскендера забрали в милицейский опорный пункт, обвинив парня в шпионаже. Незамедлительно последовала команда выдворить нарушителя спокойствия за Байдарские ворота. Дорога вела к Алупке. Вскоре одинокого путника подобрала автомашина «ЗИС­5». Новым знакомым оказался легендарный Амет Хан Султан. Герою Советского Союза, прославленному Крымскому Соколу удалось, преодолев препоны НКВД, вернуть родителей на родину в Крым. Три дня Эскендер провел в гостеприимной семье Султана­аги. Многое было переговорено, многое узнал и понял юный Эскендер и дал себе клятву: «До конца своей жизни буду бороться против несправедливости!» 

С возвращением в Чирчик он вступил в осознанную борьбу за права крымскотатарского народа, борьбу длиною в жизнь.

Сначала – группа единомышленников из рабочей молодежи. Расширяли сеть, налаживали контакты  с крымскими татарами из других городов. В Чирчикском Доме культуры организовали художественную самодеятельность, парни обязательно занимались спортом. Самодеятельные артисты выступали с концертами, читали стихи, восхваляя Крым, свои деревни.

 Многие славные сыны крымскотатарского народа помогали молодым патриотам: репрессированный Бекир Умеров, бывший первый секретарь (до войны) Крымского обкома комсомола; Ибраим Абибулаев, работник Ташкентского Совнаркома; Аметов Фазыл­ага и многие, многие другие.

В 1963 году Эскендер Умеров закончил техникум, получив специальность электрика промышленных предприятий.

В 1964 году Н.С. Хрущева отстранили  от должности Генерального Секретаря КПСС. Надеясь на перемены, Центр национального движения крымских татар направил шестерых активистов, в том числе и Эскендера Умерова, в Москву. Ничего не добившись в столице,  делегаты по возвращении предстали перед  судом за вредительство, выразившееся в  самовольном отсутствии на работе и срыве производственных планов. Эскендер Ганеевич Умеров  был уволен за прогул.

Беда не приходит одна. Всего два с половиной месяца прожил первый сын Эскендера и Васфие Умеровых…

Личное горе подстегнуло Эскендера Ганеевича на самые рискованные действия по защите своего народа. Умеров был восстановлен в прежней должности, ему выплачена компенсация за вынужденный прогул, но с Чирчикского трансформаторного завода пришлось уволиться по собственному желанию, поскольку провокации администрации не оставляли выбора. На работу опального активиста никто не брал, поэтому с несколькими соотечественниками он вновь поехал в Москву. После этого получил временную работу в отделе архитектуры горисполкома, совместив её с общественной деятельностью и участием в борьбе за  права своего народа. 

В апреле 1966 года Эскендер посетил Москву,  где участвовал в возложении венка к Мавзолею В.И. Ленина в честь 45-­летия Крымской АССР. Прочитав на ленте надпись: «Владимиру Ильичу Ленину от угнетенного крымскотатарского народа  в честь 45­й годовщины создания Крымской АССР», которую Эскендер прикрепил к венку, люди в штатском препроводили его в отделение милиции. Через три дня Умеров был отправлен самолетом в Ташкент, где ему предложили работу мастера в УТР «Химстрой». С работниками лагеря и заключенными быстро наладились нормальные рабочие отношения.

Много этапов нелегкой  борьбы прошел Эскендер Умеров в Узбекистане. Указ от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», который отменял ограничения в выборе места жительства, застал его в Ташкентской тюрьме.

Окольными путями, через Адлер  он попал в Симферополь, где его уже искали, свобода снова оказалась призрачной.   

В это же время последовало экстренное указание из Киева: «Ни одного крымского татарина на территории Крыма не прописывать и принять меры, чтобы в течение 24 часов они покинули территорию районов и городов».

Даже покупка дома не давали права на прописку и проживание в Крыму.  Сделки аннулировались, деньги возвращались. Пришлось Эскендеру Ганеевичу уехать в город Геническ Херсонской области, где удалось получить прописку и работу в «ПМК­168».

Жизнь  Эскендера Умерова – это непрекращающаяся борьба за права своего народа, гонения и лишения.

12 сентября  1986 года случилось самое страшное: выпущенный из зала суда преступник, находясь в состоянии наркотического опьянения, убил 19-­летнюю дочь Эскендера Ганеевича  – Эмине…

Были в его непростой жизни счастливые дни: досрочно закончил Ташкентский политехнический институт с дипломом инженера. В это время в Геническе родился сын Эдем. 

Крымский татарин Умеров был полностью реабилитирован с частичным возмещением ущерба лишь в 1989 году.

Эскендер Ганеевич написал о себе: «Меня обвиняли и оправдывали, сажали и выпускали. Мне устраивали мелкие и крупные неприятности. Убили мою дочь. Я был уважаем. Я был оклеветан. Впрочем, таковой была судьба моего народа, моих земляков крымских татар. … Как сумел я это  все пережить?»

Сумел, не сломался, сохранил человеческое достоинство, веру в добро и справедливость. «Я прожил свою жизнь честно» – это не просто слова, это история жизни Эскендера Ганеевича Умерова.

«… В сознании не только марксиста-­ленинца, но и здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как возлагать ответственность за враждебность отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, подвергать массовым репрессиям, лишениям и страданиям…» (из книги Эскендера Умерова «Судьба – служить народу»).

Несправедливость, жизненные испытания не озлобили Э.Г. Умерова. Способность мыслить аналитически, объективно оценивать события – уникальные качества этого человека.

Он глубоко убежден, что И.В. Сталин, выселив более 200 тысяч татар, армян, болгар и других малых народов из Крыма, спас миллионы жизней советских людей и народов Европы, томящихся под фашистским игом.

Полной Победой над фашизмом закончилась Великая Отечественная война, Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. Изгнанным, без вины виноватым народам Крыма предстояла долгая  дорога домой…

Скрупулезно изучая исторические документы, Эскендер Ганеевич постарался донести до следующих поколений Правду, какой бы горькой для него лично она ни была.

«Общество не может быть здоровым, если главенствуют ложь, клевета, лицемерие, расовая дискриминация и отсутствует защита прав граждан в разрезе Закона» – эти слова Э.Г. Умерова можно считать его жизненным кредо.

Обосновавшись в Крыму, Эскендер Ганеевич не прекратил борьбу. Сколько пройдено чиновничьих кабинетов, преодолено невнимания и равнодушия, но много и сделано: отведены земли,  местам массового проживания крымских татар возвращены национальные названия, улицы получили имена народных героев.

С горечью говорит Эскендер Ганеевич о крымскотатарской организации «Милли Меджелис». Призванная защищать интересы своего народа, она, благодаря некоторым её лидерам, подпитываемым украинской властью, скатилась на позиции национализма и экстремизма.

В апреле 2014 года Эскендер Ганеевич Умеров обратился к Председателю Организации Объединенных Наций, Председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Президенту Российской Федерации В.В. Путину с открытым письмом, в котором подробно изложил трагедию крымских татар и других депортированных народов, просил помощи в их дальнейшем обустройстве в Крыму. Особо было подчеркнуто,  что, ставя условия по открытию второго фронта, решая судьбу человечества, правительства США и Великобритании более виноваты в трагедии крымских татар и других народов, чем руководство СССР. Как истинный патриот и интернационалист, он представил будущее Крыма мирным краем, где комфортно живется всему его многонациональному составу.           

Особое внимание хочу уделить книгам Эскендера Умерова, особенно двухтомнику «Судьба – служить народу». Живя в многонациональной Российской Федерации, необходимо знать историю своих земляков, чтобы трагедии больших и малых народов не повторились.

Искажение истории привело к тому, что пылает земля Украины, ежедневно гибнут ни в чем не повинные мирные жители, наши братья-­славяне. Зловещая тень США и их европейских пособников по НАТО ясно просматривается и сейчас в трагедии украинского народа.

Этому нет и не может быть оправдания! 

И. Суркова,

по книгам Эскендера Умерова

 

От автора. Когда в Крымском рескоме КОМПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ я увидела статного, со спокойным достоинством Эскедера Ганеевича Умерова, который пришел на встречу с Леонидом Ивановичем Грачом, я и представить не могла, сколько тяжелейших испытаний выпало на его долю.

Доброго Вам здоровья, Эскендер Ганеевич, пусть над Вашим домом всегда сияет солнце на мирном небе и ничто больше не омрачит Ваши благородные седины.

 

 

Дополнительная информация