НЕ СМОТРЕЛ, НО ОСУЖДАЮ

«Не читал, но осуждаю! — по разным сведениям, часть фразы, прозвучавшей в 1958 году на заседании правления Союза писателей СССР при рассмотрении дела Бориса Пастернака, которого обвиняли в публикации за границей антисоветского романа «Доктор Живаго»…

На днях вышел в прокат фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», который сопровождается мощной рекламной поддержкой на телевидении и в прессе, и, по­видимому, создатели фильма рассчитывают на большие кассовые сборы. Казалось бы, ничего особенного, обычная практика последних лет, сколько уже таких фильмов вышло и сколько ещё выйдет. Но в данном случае фильм не совсем обычный, режиссер взвалил на себя большую ответственность – смело взялся за освещение некоторых эпизодов героической эпопеи обороны Севастополя.

Не стану причислять себя к «прожженным» кинокритикам или специалистам в области производства кино, но в этой ситуации меня смущает ряд серьёзных обстоятельств, на которые хотелось бы обратить внимание потенциальных зрителей. Как привередливый покупатель не сразу глотает конфетку из супермаркета, предпочитая ознакомиться с её составом – не принесёт ли она ему вреда, так и искушенный зритель тоже старается познакомиться с составом киногруппы, отзывами о фильме и т.д. прежде, чем окунуться в его атмосферу. Ну, чтоб не плеваться потом, выходя из кинозала. В качестве примера можно вспомнить советский фильм про Шерлока Холмса и доктора Ватсона и сравнить его с современным голливудским. Увидев видеоролик с кадрами из того «киношедевра», многие просто не стали его смотреть – не захотели заслонять образы, созданные Василием Ливановым и Виталием Соломиным, голливудской халтурой.

Первое, что меня смутило и очень насторожило, это то, что картина украинская. На Украине она уже выпущена в прокат и имеет название «Незламна». Так и просится аналогия с  «Нескореним», вышедшим в 2000 году. Ну да Бог с ним, с названием. Интересны также и отзывы посмотревших картину. На Украине создали целую группу ВК, где делятся впечатлениями о фильме (http://vk.com/nezlamna). В России тоже многие журналисты высказались по поводу картины. Например, Анастасия Гладильщикова пишет: «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого вроде бы должна вписываться в ряд российских военно­патриотических блокбастеров последнего времени. Но притушите скепсис, если подобное кино у вас его вызывает. «Битва за Севастополь» – в первую очередь человеческая история, и совсем не ура­патриотическая. Несмотря на название, «Битва за Севастополь» не показывает оборону города во всех деталях. Да, в картине есть эффектные батальные сцены, но в первую очередь это байопик – фильм­биография, рассказывающий о самых важных эпизодах из жизни советского снайпера Людмилы Павличенко…» (http://www.profile.ru/society/item/94681­vlyublennyj­snajper). То есть можно сделать первый вывод – это украино­голливудский («Двадцатый век Фокс») «блокбастер­байопик».

Во­вторых, не стоит забывать, что сейчас на Украине запрещены к показу многие российские фильмы, прославляющие советское прошлое и современную российскую армию. Украино­голливудский фильм украинская хунта без проблем одобрила к прокату. Может, потому что он не «ура­патриотический»? Интересно, а какие это «ура­патриотические» фильмы в понимании автора статьи? Может быть, «А зори здесь тихие…», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»…? И почему фильм с таким громким названием, как «Битва за Севастополь» должен быть лишен идеологической, патриотической составляющей? Ведь та война, прежде всего, была войной идей – человеконенавистнической фашисткой (идеей расового превосходства одной нации над другой) и идеей интернационализма (построения справедливого общества для всех, независимо от национальности). Тогда пусть фильм и в российском прокате называется «Незламна». Такое название будет больше соответствовать содержанию, если он не «ура­патриотический». Нельзя для увеличения кассовых сборов в России прикрываться святыми для многих россиян именами и названиями.

В­третьих, просмотр рекламного ролика фильма https://youtu.be/nR7Wdy­3­TA сразу резанул слух голосом Славика Вакарчука, который писал музыку к фильму. То есть нам предлагается проникнуться атмосферой героической битвы за Севастополь под мурлыкание законченного бандеровца и русофоба, плясавшего сначала на оранжевом майдане, а потом в Раде, против концертов которого крымчане в своё время устраивали акции протеста, а чучело его отца (министра­русофоба) сжигали на площади? http://www.ruscrimea.ru/news.php?point=1377 Если в фильме «Брат­2» в чикагском украинском кабаке музыка Славика звучит органично, и за Севастополь там те, кто заслужил, ответили, то для картины про оборону Севастополя – это явный моветон.  К тому же, на что потратит украинский «спивак» часть своего гонорара, полученного за работу над картиной, легко можно догадаться, ведь он часто в последнее время собирает денежки для поддержания карательной операции на Донбассе. http://ru.tsn.ua/glamur/vakarchuk­sobral­107­tysyach­grn­dlya­boycov­iz­zony­ato­390216.html

А какие ещё из не ура­патриотических фильмов выпустили на Украине за годы незалежности? «Нескорений» про гауптштурмфюрера Шухевича, «Молитва о гетмане Мазепе» или «интеровский» «Аджимушкай. Подземелье смерти», после просмотра которого у ветеранов войны из Керчи чуть инфаркт не случился от «вольных режиссерских трактовок» событий тех лет. 

Хочу, чтобы меня правильно поняли. У меня нет каких­либо претензий к исполнительнице главной роли, возможно, она талантлива и гениальна и снимется ещё в сотне замечательных фильмов. Я также не против того, чтобы снимались фильмы о войне, и считаю, что некоторые современные кинокартины весьма достойные. К примеру, фильмы «Брестская крепость» или «Мы из будущего», которые несут огромный положительный заряд, показывая современному поколению молодых людей, что нельзя стрелять в своё прошлое, нужно чтить и помнить подвиги своих дедов, потому что они смогли выстоять и победить самого сильного врага, которому покорилась вся Европа. И неизвестно ещё, как каждый из нас повел бы себя в бою, когда нельзя отсидеться в окопе, а нужно под пулями и взрывами идти вперед… Но если кто­то берёт на себя смелость снимать кино о настоящих невымышленных героях Великой Отечественной войны, то его создатели должны сразу исключить все нежелательные вопросы. Недаром ведь в советское время на роли Сталина, Жукова и других государственных деятелей отбирали актеров с безупречной репутацией, сценарий исторических художественных фильмов тщательно выверялся военными историками­консультантами и никаких вольных трактовок или тем более постельных сцен не допускалось. Образ Людмилы Павличенко (Беловой) стоит рядом с такими известными защитниками Севастополя, как Петр Кошка, Даша Севастопольская, Иван Заика… Её имя навечно вписано в пантеон героев нашей Родины. Поэтому я не пойду смотреть это кино, не хочу заменять сложившееся представление о славной защитнице земли Русской навязанным Голливудом стереотипом.

P.S. Каждый зритель всегда голосует рублём не только за то кино, которое он выбрал сегодня, но одновременно и за то, которое он хочет видеть в будущем. Есть желание смотреть фильмы с участием махрового бандеровца Богдана Бенюка в главной роли и невольно спонсировать украинскую националистическую партию «Свобода», – поддержит «Кандагар». Захочет в будущем услышать новые саунд­треки к не «ура­патриотическим» фильмам от украинского «соловейки», спонсора АТО Славика Вакарчука, – пойдет на «Незламну». Посмотреть этот фильм, в данном случае означает оплатить Вакарчуку его услуги. Поэтому я лучше подожду, когда появятся фильмы, к которым у меня не будет вопросов.

Н. Орлов,

 

г. Ялта

Дополнительная информация