Пушкин есть явление чрезвычайное... (Н. Гоголь)

6 июня 1799 года природа явила миру великое чудо – будущего гения русской поэзии, создателя русского литературного языка – Александра Сергеевича Пушкина.

Широко и радостно, как приобщение к свету, добру и красоте, к борьбе, отмечает человечество его День рождения.

По свидетельству брата – Льва Сергеевича, «…страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями». Страсть к поэзии обернулась для Пушкина вдохновенным трудом всей жизни, постоянной стихией творчества – творением стихов, поэм, повестей, драматических произведений.

Он вышел из царскосельской среды вольнолюбия, где «в садах Лицея я безмятежно расцветал», – в жгучую вулканическую атмосферу преддекабристского восстания, хотя друзья таили от него программы и замыслы.

Политические стихи этого времени: «Вольность» (1817 г.), «Деревня» (1819 г.) и другие распространялись во множестве рукописных копий. Программа передового поколения воплощена в стихотворении «К Чаадаеву» (1818 г.): «мирным надеждам», «тихой славе» противопоставлена самоотверженная борьба с «самовластьем».

Он шел своей поэтической дорогой и не от тщеславного самолюбия, а просто, естественно сочетал особенности различных жанров, открывая тем самым полосу за полосой в развитии русской литера-уры, отважно выступая против эпигонов классицизма и мистических сторон в поэзии В.А. Жуковско-го.

Поэма «Руслан и Людмила» (1820 г.) была восторженно встречена передовым поколением. Она начала путь преобразования русской литературы. Расширяется идейно­тематический диапазон творчества, поиски своего стиля, нарастает сближение книжного и разговорного языка. А тем временем А. Пушкин возбудил резкое недовольство правительства политическими стихами, обличавшими деспотизм и крепостничество: «…наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодежь их читает» (из доклада шефа жандармов царю).

Александр I решил «обезвредить» поэта, – заключить его в Соловецкий монастырь, и лишь вмешательство Н.М. Карамзина спасло его. В мае 1819 года Александра Сергеевича высылают в Екатеринослав. Здесь он сильно заболел. Семья генерала Н.Н. Раевского, героя войны 1812 года, способствовала выздоровлению молодого человека и увлекла его путешествовать на Кавказ и в Крым.

Крым оказал сильное воздействие на весь творческий мир А.С. Пушкина. После полугодового молчания к нему вернулось вдохновение. Пушкин пережил здесь счастье, оставившее в его душе глубокий след. В письме к брату он пишет: «…любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег». Признание любви к Крыму звучит в неоконченной поэме «Таврида»:

Так, если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит.

Итак, он шел дальше от скептически холодного мироощущения «Евгения Онегина», к социальному неравенству «Станционного смотрителя», к русской реалистической прозе: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей»; к «Маленьким трагедиям», к «кристально чистому, возвышенному гениальному Моцарту («Гений и злодейство – две вещи несовместные»); к почти поэтической зависти и злодейству; к философии истории в поэме «Медный всадник», к Петру I: «…мощный властелин судьбы, исторический деятель, волей и трудом которого выполнена государственная задача огромной важности»; к сочувственному изображению Евгения, «безумца бедного, осмелившегося грозить тому, кто Россию поднял на дыбы уздой железной».

Николай I рецензировал поэму, зачеркнул угрозы Евгения царю. Пушкин не согласился с замечаниями царя, и поэма увидела свет лишь посмертно и то с исправлениями В.А. Жуковского.

Наступление в России новой, капиталистической эры – «железного века» – Пушкин четко отразил в повести «Пиковая дама» (1833 г.). Герой этой эпохи, впервые выведенный в русской литературе, отравлен маниакальной жаждой обогащения. У безродного Германа «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля» и циничное пренебрежение ко всему человеческому во имя поставленной цели.

В 30­х годах А.С. Пушкина волнуют проблемы, связанные с крепостным крестьянством: «История Пугачева», «Дубровский», «Капитанская дочка». Не будучи сторонником крестьянской революции («…русский бунт, бессмысленный и беспощадный»), поэт обрисовал ее вождя Пугачева с восхищением – как самобытную, могучую поэтическую натуру, замаскировав неблагодарность царской семьи, в отличие от Пугачева, облагодетельствовавшего Гриневых.

Пушкин окончательно формируется в Михайловском.

Скорбные размышления и тяжелые предчувствия 30­х годов преодолеваются в лирике осмыслением непрерывности исторического развития, величия человеческого разума, бессмертия дела поэта: «И буду славен я, доколь в подлунном мире жить будет хоть один пиит».

Стихотворный язык этого времени достигает разговорной речи, сохраняя музыкальность и гибкость.

В последний период жизни, когда гений Пушкина достиг полного развития, его положение становилось все более невыносимым. Еще со школьной скамьи мы помним, как издавать собственный журнал «Современник» царь разрешил ему только в 1836 году, помним унизительное для Пушкина «пожалование» ему «камер­юнкера». Конфликт между «высшим обществом» завершился дуэлью Пушкина с поручиком кавалергардского полка Ж. Дантесом, французом, сбежавшим в Россию от революции 1830 года. Дуэль приближали путем интриг и оскорблявших Пушкина и его жену пасквилей.

На дуэли, состоявшейся 27 января 1837 года, Пушкин был смертельно ранен и, проведя в мучениях почти двое суток, скончался 29 января (10 февраля) в 2 часа 45 минут по полудни.

Гнев и печаль в связи с убийством Пушкина нашли выражение в стихах М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

Пушкинская широта в изображении действительности, идейно­философская глубина, историзм и вместе с тем острое чувство современности, интерес к народным движениям, проникновенное внимание к «простым людям» – все это оказало могучее воздействие на писателей и поэтов, музыкантов, мастеров разных жанров, художников разных поколений.

Да здравствует свет добра и красоты пушкинских произведений и вечное движение разума в поисках совершенства человеческих отношений!

 

Д. Ивашина

Дополнительная информация