К 110-ЛЕТИЮ ПАНОРАМЫ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ В 1854–1855 ГГ.: СПАСЕНИЕ ШЕДЕВРА

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.

К 50-летию окончания Крымской войны 1853 – 1856 гг. основоположнику русского панорамного искусства, профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францу Алексеевичу Рубо была заказана панорама первой обороны Севастополя, которая бы  отразила центральное событие 349-дневной обороны, поразившей весь мир стойкостью своих защитников. Автор панорамы положил в основу произведения бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу.

С того момента, 6 (18) июня 1855 г., увековеченного Рубо, месяц службы в гарнизоне Севастополя стали засчитывать за год (!), что было весьма существенно для солдат и матросов, рекрутированных из крепостных крестьян: по выслуге 25 лет они получали «вольную» и земельный надел.

Панорама (от греческого - панорама – все охватывающий вид) – историко-художественный памятник батальной живописи. В настоящее время в мире существует всего 42 таких музея, дающих круговой обзор из одной точки. Первая панорама в истории искусства была создана в 1788 году, в Китае к 2000-м годам их уже было шесть, а в СССР широко известных всего три (в Севастополе, Подмосковье – «Бородинская битва» - также авторства Франца Рубо, и в Волгограде – Сталинградская битва).

Открытие Севастопольской панорамы состоялось в 1905 г., затем она экспонировалась в Санкт-Петербурге, была возвращена в Севастополь, но в 1914  г. была закрыта по политическим мотивам (Первая Мировая война). После победы Великой Октябрьской Социалистической революции уже в 1917 г. панорама была открыта, а с августа 1921 г. была объявлена собственностью Советской республики. В 1925 г. со здания панорамы были демонтированы символы царской власти.

Стоимость входных билетов была небольшой, всего 50 копеек в довоенных деньгах, но на эти доходы долгое время содержались музеи Херсона и Керчи. Здание было электрифицировано в 1930г., а к 1935 г. панораму посетило  230тыс. экскурсантов. Особо отмечалась ее популярность у иностранных туристов, за 100 лет количество посетителей перевалило за 41 млн. человек. В книге почетных посетителей настоятель Кентерберийского собора Х. Джонсон записал в 1970 г.: «она так реалистично передает ужасы войны, что умножает наши силы в борьбе за мир, борьбе, в которой все нации должны объединиться».

В начале Великой Отечественной войны панораму планировалось эвакуировать, но накатать художественное полотно на специальный деревянный вал не успели, а 25 июня 1942 г. в 18 часов 40 минут на здание были сброшены бомбы. Курсанты училища береговой обороны и пожарные под обстрелом и бомбежками, обжигаясь, ножами, баграми и штыками резали и рубили горевшее полотно; по цепочке, из рук в руки, вынесли и упаковали спасенные фрагменты в мягкую тару, все тюки замаркировали…Экспонаты предметного плана разобрали школьники, но сохранить их не удалось – город лежал в руинах. Все 36 тюков погрузили на лидер эсминцев «Ташкент», на который по пути к берегам Кавказа было сброшено свыше 300 бомб, но капитан третьего ранга В.Н. Ерошенко, умело маневрируя и с помощью эсминцев «Сообразительный» и «Бдительный», пришвартовался в Новороссийске. В одном из школьных зданий фрагменты просушили, переупаковали в 16 ящиков и переправили сначала в Махачкалу, Кустанай и затем – в Новосибирск, где был филиал Государственной Третьяковской галереи и известные художники-реставраторы.

Руководил работами главный художник-реставратор Е.В. Кудрявцев. Из 6070 различных повреждений 409 были размером более 50 см, но в основном пострадала верхняя часть полотна – живопись неба, а большая часть батальных сцен сохранилась, и это послужило основанием для воссоздания панорамы. Для восстановления полотна понадобилось большое количество тонкой бумаги, жидкого рыбного клея, скипидара, спирта, меда, растительного масла – в то суровое время, когда каждый кусок хлеба был на жестком счету, Сибирь раздобыла и дала все необходимое…

После окончания Великой Отечественной войны имеющиеся фрагменты были доставлены в Москву, в 1946 г. было принято решение о восстановлении и художественного шедевра, и здания панорамы в Севастополе. В 1950 г. специальная реставрационная комиссия во главе с  И.Э. Грабарем начала реставрационные работы и  в 1952 г. реставрация фрагментов была завершена. После этого под руководством Василия Николаевича Яковлева, владевшего секретами техники старых мастеров, начали писать картину на новом холсте. Срок договора с группой Яковлева был 1 июля 1954 г., но после кончины И.В. Сталина, который уделял особое внимание Севастополю, в конце марта 1953 г. было прекращено финансирование работ (по договору было выделено, в ценах 1954 г., 2161100 руб.), и какое-то время художники работали бесплатно… Вмешался адмирал И.С. Исаков, оплата труда возобновилась, но когда работы остановили второй раз, В.Н. Яковлев этого не выдержал – скончался…

Возможно, именно его смерть, нашумевшая в художественных кругах, способствовала возобновлению и завершению работ под руководством Павла Петровича Соколова-Скаля, который также стал автором новых эпизодов в тех частях полотна, которые не сохранились, а с самого начала существования полотна не были сфотографированы. С восстановлением предметного плана особых проблем не было, т. к. фотоснимки давали исчерпывающую картину.

Открытие шедевра мирового искусства состоялось 16 октября 1954 г., и с тех пор очереди экскурсантов у входа подтверждают тот факт, что историческая и художественная ценность панорамы, выстраданная сотнями советских людей, с годами только растет.

В. Владыченко,

 

г. Севастополь

Дополнительная информация