Крымские чиновники не видят угрозы Карадагскому заповеднику от разработки карьера

Строительная фирма «Стройпрогресс» вновь заявляет о своих планах разрабатывать карьер по добыче андезита у границ Карадагского природного заповедника. Небезразличные крымчане, туристы и экологи бьют тревогу, а представители власти уже разыгрывают свою комбинацию…

Громкая история с желанием этой фирмы добывать андезит (вулканическую горную кислотоустойчивую породу, применяемую в строительстве для производства высокопрочного гравия) началась летом 2013 года, когда стало известно о том, что «Стройпрогрессу» выдана лицензия на разработку карьера в районе Карадага. В Совмине стали убеждать народ, что добытая порода позволит подсыпать пляжи Коктебеля. Но жители и депутаты поселка, экологи и ученые, общественники и журналисты выразили решительный протест сомнительному проекту. Во-первых, добывать андезит собирались методом взрыва горных пород с вероятным уничтожением подземных источников, а во-вторых, предварительная геологоразведка территории показала, что залежи андезита здесь мизерны, и долбить горы экономически нерентабельно. Много говорилось об угрозах для заповедной природы и для здоровью населения, которому предстояло жить в зоне горной выработки. После бурных дебатов тогдашний премьер Крыма Анатолий Могилев решил «поставить на этой теме крест». Казалось бы, тема закрыта. Но к ней вернулись уже в российском Крыму. Теперь лоббисты карьера бьют на то, что Крыму нужны свои стройматериалы, а доставка с материка обойдется втридорога.

С фирмой «Стройпрогресс», по-прежнему заинтересованной в разработке Планерского месторождения андезитов, все вроде бы ясно: деньги за лицензию до 2017 года уплачены, а прибыль не получена. Формально место разработки карьера не входит в границы заповедника, а то, чем может обернуться горная выработка для курорта, похоже, бизнес не волнует. Руководит этой фирмой Артем Мардоян — сын бизнесмена и одного из самых богатых депутатов крымского парламента Фрунзе Мардояна. А потому вопрос лобби обсуждать глупо.

Но вот чья позиция вызывает искреннее удивление, так это министра экологии и природных ресурсов Крыма Геннадия Нараева. На недавнем заседании комитета Госсовета РК по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Нараев вступился за карьер и стал говорить о самодостаточности Крыма и развитии минерально-сырьевой базы. По его словам, это важнее, чем экологическое благополучие заповедника и поселка. При этом главный госинспектор Крыма обвинил Общественную палату Крыма, высказывающую опасения по карьеру, в пиаре и стал приводить смешные контрдоводы.

— Я проживаю на проспекте Кирова, и мне не нравится, что выбросы автомобильных газов в атмосферу зашкаливают. Давайте выступим за то, чтобы закрыть проспект Кирова для проезда. Думаю, что это (загазованность на пр. Кирова — авт.) больше вреда приносит, чем тот вред, который будет причинен территории, где проживает 100-200 человек, и то в основном в летний период, — парировал министр.

Безусловно, дефицит стройматериалов в Крыму есть и эту проблему властям так или иначе нужно решать. Но из уст Нараева, который по долгу службы должен стоять на страже природы, подобные речи звучат подозрительно. Поскольку, повторимся, об угрозах экокатастрофы в случае работы карьера разные ученые предупреждали не раз, но вопрос усиленно проталкивают.

Есть здесь и некое обнажение приоритетов. Чего хотят господа чиновники и депутаты, которые сытно жили при Украине, и не сели на диету при России – продолжать набивать свои кошельки или действительно развивать Крым? Строить «круглогодичный курорт мирового уровня» или долбать крымские горы вдоль и поперек?

При всех этих и других вопросах наши чиновники, похоже, не понимают главного. Если тема пройдена, повторно будоражить народ и пускать ему в глаза андезитную пыль, почем зря, — выйдет себе дороже. В отличие от лицензии «Стройпрогресса», рассчитанной до 2017 года, кредит народного доверия, данный «крымской весной», может исчерпаться еще быстрее.

Московский Комсомолец,

 

24.06.15.

Дополнительная информация