Чем грозит Аксенову крымский «министропад»

Сергей Аксенов«В действиях Андрея Скрынника состава преступления не вижу, вопрос с его задержанием раздут необоснованно. Изучив предварительные данные и объяснительные, которые собрали с трудового коллектива, мы видим, что вопросы освещались в публичном поле на совещаниях. Андрей Скрынник

Просто господин Скрынник в определённой ситуации неправильно сформировал позицию. Я его отстранять от должности не буду», – заявил в пятницу «глава» Крыма Сергей Аксёнов, сообщает пресс-служба «правительства» Крыма. Зачем же Аксенову понадобилось спасать опального крымского «министра»?

У независимых наблюдателей в этой ситуации возникает несколько вопросов. Почему Аксенов так резко поменял позицию практически на противоположную, хотя несколькими днями ранее заявлял, что «ФСБ согласовывала свои действия и с полпредом президента, и со мной лично. Мы сразу сказали, что неприкасаемых у нас нет. Тем не менее, материалов дела я не видел». Не видел материалов, но дал согласие на привлечение к ответственности? А постпред президента тоже не видел и тоже дал согласие, или видел, но дал согласие? Что ж это такой серьезный орган, как ФСБ, дал маху, возбудил уголовное дело и арестовал невинного, ведь у нас без причины не берут?   

Кочанов НиколайБолее того, комментируя новое дело в отношении главы «управления Федеральной налоговой инспекции по Республике Крым» Николая Кочанова, Сергей Аксенов явно подпортил имидж ФСБ, заявив, что не допустит «преследования сотрудников органов исполнительной власти по необоснованным мотивам в интересах частных лиц» и «фабриковать уголовные дела никто здесь не будет».  Это ведомство, как известно, подобных намеков не прощает. 

КОГДА ПРИДУТ ЗА АКСЕНОВЫМ?

Серьезные размышления над этими вопросами приводят к выводу, что «герой крымской весны» Сергей Аксенов в какой-то момент испугался масштабов «министропада» и почувствовал, что вопрос «А когда же ФСБ возбудится на самого Аксенова?», заданный в соцсети одним из читателей, имеет таки основание и ФСБ слишком уж близко подобралось к нему самому. Скорее всего, в здании на площади Дзержинского уже лежит пухлая папка с его именем, где описано все в подробностях, и нужна только команда.

Юлий НисневичКак заметил в интервью РБК профессор факультета политологии Высшей школы экономикиЮлий Нисневич, крымский «министропад», аресты – за полгода было возбуждено 120 уголовных дел! – это не разоблачения и никакая не «кадровая чистка», и к борьбе с коррупцией они не имеют никакого отношения. Это наружное проявление борьбы за передел собственности и, с другой стороны, это следствие противоречий между вице-премьером (имеется в виду Дмитрий Козак) и постпредом президента (Олег Белавенцев).

Юлий Нисневич заявил, что если бы он был на месте российской власти, то первым, кого бы он привлек к ответственности, был бы Аксенов. Потому, что, грубо говоря, если все вокруг воруют, то нельзя допустить, что высшее руководство этого не знает, «такого просто в природе не бывает». К тому же, в Москве хорошо известно, что Сергей Аксенов в 90-х активно участвовал в рейдерских захватах и был осужден за это. «Вот рейдерские захваты и продолжаются!» – резюмирует профессор.  

Конечно, нельзя представить, что вопросы об арестах министров в Крыму ФСБ согласовывает только с Олегом Белавенцевым и Сергеем Аксеновым, которые к этому моменту даже дел на обвиняемых не видят. Скорее всего, спецслужбы просто ставят их в известность, а согласовываются эти вопросы высшим руководством в Москве с представителями Кремля. И в первый момент в белокаменной не знали, кто такой Скрынник, и связи с самим Аксеновым не увидели. Дело о каком-то там Бахчисарайском районное потребительское общество (райпо), видимо, никак о подобной связи «рядового министра» с «главой» Крыма не говорило.

А в этом и вся причина. Если поднять информацию за февраль 2015 года, то выяснится, что дело по Бахчисарайскому райпо сильно уж многоплановое. Хотя основными подозреваемыми по нему являются Василий Хмелевский и Игорь Карпов, следователи полагают, что они не обошлись без участия «министра», при помощи которого из госсобственности было выведено имущество на общую сумму порядка 48 миллионов рублей. В отношении Карпова и Хмелевского возбуждено уголовное дело по статье ст. 159 УК Российской Федерации (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере), а в отношении Скрынника – о пособничестве. Но дело в том, что следователи немного промахнулись.

В первые минуты дело шло очень уверенно. Было заявлено, что Скрынник задержан, была громогласно заявлена причина, «Единая Россия» тут же приостановила его членство, несмотря на то, что незадолго перед этим награждала его медалями «За возвращение Крыма» и «За доблестный труд». Но как только Сергей Аксенов понял, что «дело Скрынника» ведет напрямую к нему, он постарался застопорить уже запущенную машину репрессий. Звонок в Москву, разъяснения, просьбы, унижения, обещания.

Один аналитик высказал мнение, что, скорее всего, существует санкция самого Владимира Путина лично Аксенову на любые произвольные действия в Крыму, в том числе и на дерибан собственности, и, одновременно, табу на его привлечение для спецслужб. Поэтому Москва дала согласие на задний ход. Тут же заявили, что Скрынник не арестован, а только вызван на допрос, Аксенов не отстранил его от занимаемой должности, хотя допускал такую возможность «в случае его ареста в суде». Его даже, как ни в чем не бывало, включили в состав межотраслевого совета по туризму, что было явным сигналом благополучного исхода дела.

ЭТО ПЕРВЫЙ ТОМ ДЕЛА ПРОТИВ АКСЕНОВА

Ко же стоит за «делом Бахчисарайского райпо»? Если поднять события февраля 2015 года, то становится ясно, что если Андрей Скрынник и проявил там мошенничество в виде помощи в присвоении кем-то 48 миллионов рублей, то уже на самом последнем этапе и не по своей воле, а по указанию сверху.

Григорий Бурьянов«Приватизация» Бахчисарайского райпо происходила путем захвата его силами «самообороны», которая не действует не только без ведома, но и без указаний самого Сергея Аксенова. В операции также принимали участие бойцы силового подразделения в форме с нашивками «Львы Крыма». А директор предприятия Григорий Бурьянов тогда рассказывал журналистам, что больше шести лет назад «Крымпотребсоюз» исключил райпо из своего состава, поэтому де-юре оно не является членом «Крымпотребсоюза», имущество которого предполагалось национализировать.

По его словам, предприятие получило российскую регистрацию еще 21 ноября 2014 года. С тех пор оно подпадает под действие федерального закона о потребительской кооперации, согласно которому имущество охраняется государством. На данный момент у общества 260 пайщиков, все они, по словам председателя, являются жителями города и Бахчисарайского района. Пайщики избирают правление и председателя.

По словам Бурьянова, только после его настоятельных вопросов и аргументации вечером 2 февраля ему предоставили «наспех состряпанное», как он считает, распоряжение Совета министров с печатью некой «Крымской торговой компании», которой якобы и должно перейти управление Бахчисарайским райпотребсоюзом. Вместе с «самообороной» приехали и «новые» руководители предприятия. По словам пайщиков, они узнали в них своих бывших сотрудников.

Он рассказывал журналистам: «Я не хочу называть никаких имен и фамилий. Но я вижу человека, которого они привезли сюда в качестве исполняющего обязанности, – это мошенник. Второй – бывший сотрудник службы безопасности, которого называли «Толя-пятьдесят-на-пятьдесят». Это местные, доморощенные кадры, которые теперь хотят управлять данным предприятием. А кто дальше там за этими людьми стоит – мне неизвестно. Видел тут вчера представителей Совмина. Я считаю, что чиновники должны заниматься работой в Совете министров, а не ездить по рейдерским захватам», – возмущался тогда глава правления райпо.

Таким образом, дело против Скрынника, это, по сути, первый том дела не только против Михаила Шеремета, но против самого Сергея Аксенова. 

Леонид ГрачПодтверждает такой вывод и известный крымский политик Леонид Грач.  Как глава совета Региональной организации «Крымский форум защиты конституционных прав граждан» он написал письмо Президенту России Владимиру Путину, в котором, как раньше отмечали Крым.Реалииутверждаетчто крымский закон «О народном ополчении» был принят «в нарушение Конституции России», и создает «параллельную структуру МВД и прокуратуры, подчиненную лично главе Республики Крым Сергею Аксенову и его приспешнику Михаилу Шеремету».

Леонид Грач пишет, что «рейдерский захват имущества пайщиков Бахчисарайского РАЙПО проведен беспредельщиками в камуфляже с нашивками «Крымские Львы». Эта группа, не имеющая никаких правовых оснований, без предъявления документов, вооруженная дубинками, в масках, ворвалась в административное здание Бахчисарайского РАЙПО. Помещение было заблокировано, работа всех служб РАЙПО приостановлена. И эти же люди по указанию Михаила Шеремета привезли так называемых «новых руководителей» РАЙПО».

Когда уже арест министра получил широкую огласку, видимо, спасаясь, Андрей Скрынник, которому грозило 10 лет лишения свободы, рассказал Сергею Аксенову, что он, даже ели бы и хотел, даже если бы Аксенов и просил, умолял, пытался купить его за деньги, он все равно не может взять это дело на себя. Просто потому, что если оно будет рассматриваться в суде, то прежде, чем вопрос дойдет до Скрынника, судебное расследование рассмотрит процесс захвата райпо, и за «самообороной» всплывут фамилии и Михаила Шеремета, и Сергея Аксенова. После райпо всплывут рейдерские захваты банков, санаториев и пансионатов, заводов, частных предприятий. Поэтому, Аксенов спасает сейчас Скрынника вовсе не из благородных побуждений, а только для того, чтобы спастись самому и спасти Шеремета. Леонид Грач, видимо, учел даже табу Путина на привлечение Аксенова, потому и направляет удар не на него, а на его «правую руку» Шеремета, и на «левую» – Константинова, однако забывая, что на привлечение и Шеремета, и Константинова пока существуют другие табу. 

ОЧИЩЕНИЕ ЗАВЕДОМО «ЧЕСТНОЙ» ВЛАСТИ

Профессор Юлий Нисневич говорит, что коррупция – «процесс латентный», и пока идут закулисные договоренности и успешный дележ чужого имущества, простым смертным ничего узнать не удастся, потому что это дела подковерные. Наверх всплывают только те случаи, когда коррупционеры не договорились между собой, и одни начинают сдавать других, идут громкие отставки и аресты. Если коррупция – явление криминальное, то такая «борьба с коррупцией» – явление чисто политическое. Понятно, что Темиргалиева с украденным золотом, которым он не поделился, сдали Аксенов и Константинов. Хотя уголовное дело о краже золота и денег из банков так пока и не дало результата – видимо, в высших кругах действуют какие-то иные договоренности.

Но в последний месяц качество и причины «министропада» изменились, хотя суть процесса – сохранение власти в руках пока неприкасаемых Аксенова и Константинова – остается прежней. Отставки «министра курортов» Елены Юрченко, «министра транспорта» Анатолия Цуркина и перевод его на должность советника «главы» Крыма, «министра экономики» Николая Коряжкина, а затем «министра имущественных и земельных отношений» Александра Гордецкого, нескольких «глав администраций» сельских советов, «депутатов» сельских советов – это «громоотвод», который перетянул возмущение «успехами» Крыма с «героев крымской весны» на упавших «министров». Это они, оказывается, виноваты в том, что цены в Крыму стали в десять раз выше, чем при Украине, и сейчас даже выше, чем в Москве. Это они виноваты в срыве курортного сезона, неурядицах с транспортом, с водой, с электричеством, с медицинским обслуживанием, с задержками и без того низких зарплат бюджетникам.

Но отставлять, не объясняя причин, бесконечно нельзя. Нужны были другие методы. Поэтому вторая серия – показательная борьба с коррупцией, борьба за очищение той власти, которую заранее объявляли «честной». Арест начальника налоговой, несшего взятку некоему сотруднику ФСБ, вообще похож на подставу не договорившихся, как это много раз бывало в Крыму. С какой стати главный налоговик покрывал махинации некоего предприятия, при том, что о привлечении к ответственности руководителей самого предприятия ничего не сообщается? Взятку, скорее всего, по поручению налоговика, и нес бы представитель предприятия. Задержания начальника Ялтинского порта, начальника и главного бухгалтера Евпаторийского трамвайного управления,  заведующей каким-то детсадом осуществлены по существующей еще с советских времен схеме, что если человек проработал директором три года, то за ним уже числится столько нарушений, что можно смело арестовывать. Любое расследование найдет пару-тройку нарушений, за которые можно судить.   

Владимир КонстантиновЧтобы остаться у власти, Аксенов и Константинов не остановятся ни перед чем. Поэтому-то спикер «госсовета» заявил, что «если возникнет необходимость обновить команду на сто процентов, мы это сделаем». Пока «Крымские известия», осуждая выявленных «коррупционеров», утверждают, что они «набивали карманы» пока «герои крымской весны» думали о родине, вскрытые дела свидетельствуют, что именно «герои» и набивали карманы самыми первыми и больше всех. В интервью российскому информагентству «ФедералПресс» Владимир Константинов заявил, что «Конфликт между мной и Аксеновым был бы оскорблением крымчан», и это звучит как предостережение. В свое время глава Совмина АРК Сергей Куницын с трибуны сессии заверял, что конфликт между ним и на то время спикером Верховной Рады АРК Борисом Дейчем невозможен, и что «мы пришли вместе, и уйдем вместе». Однако закончилось все как раз конфликтом, и Куницыну пришлось уйти гораздо раньше. Поэтому мысли Константинова о конфликте свидетельствуют, что, во-первых, конфликт уже поставлен в повестку дня, и во-вторых, что его нет, возможно, только до того времени, пока насильно отставленные и разоблаченные «коррупционеры» молчат о том, кто и как воровал во время «крымской весны».

Но они же не будут молчать вечно, рано или поздно они расскажут насколько «честной» была та власть, которая пошла на нарушение всех законов и принесла Крыму столько испытаний.

Явный испуг Сергея Аксенова и его меры по самоспасению свидетельствуют, что «герои крымской весны» не самоубийцы, и пока сезон «министропада» будет прекращен, во всяком случае, его интенсивность будет значительно уменьшена. 120 дел достаточно для того, чтобы прослыть принципиальными борцами за чистоту власти. Тот факт, что власть от этого не стала ни чище, ни успешнее для политической конъюнктуры ничего не значит. Если надо остаться в кресле, власть будут «очищать» без конца.

Родион Старосельский, политический обозреватель  

Крым. Реалии,

06.07.15.

Дополнительная информация