Международное право предусматривает Россию с территорией СССР

Со второй половины 1980­-х годов центральные власти СССР занялись дезорганизацией отечественной экономики, что стремительно ухудшало жизнь советских людей. Спекулируя на массовом возмущении народа этой политикой, власти ряда республик приняли декларации об их независимости (суверенитете) под истеричные вопли типа: «Хватит нам кормить весь Союз!». Тогда было решено провести Всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Этот референдум состоялся 17 марта 1991 года в полном соответствии с признанным всем мировым сообществом правом народов на самоопределение, давно ставшим атрибутом международного права. Всесоюзный референдум абсолютным большинством голосов решил сохранить СССР «как обновленную федерацию равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности». Никто в мире не усомнился в том, что референдум был проведен в полном соответствии и с демократическими нормами.

Таким образом, обновленная согласно решению Всесоюзного референдума, федерация безупречно, демократичным путем получила международно-правовую основу государственного суверенитета, какой нет почти у всех государств мира.

Все ныне существующие государства сформировались в результате международных и гражданских войн. В редких случаях – на основе мирных договоренностей правящих верхов.  Необходимо особо отметить.

Ни в одной республике СССР не было даже попытки воспользоваться гарантированным Конституцией СССР правом выхода из его состава на законном по международному и внутригосударственному праву основании.

К примеру, на Украине 1 декабря 1991 года был проведен референдум о независимости, но без постановки вопроса о выходе из СССР и без предоставления документов по итогам голосования даже в Верховный Совет СССР, что объяснимо только фальсификацией этих итогов. А уже через неделю, 8 декабря, главы Беларуси, России и Украины на тайной встрече в Беловежской пуще, вопреки решению Всесоюзного референдума, вопреки Конституции СССР и конституциям всех его республик, вопреки Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», вопреки Хельсинским соглашениям о нерушимости послевоенных границ в Европе, – «согласились», что «Союз ССР прекратил существование». Почти сразу после этого тогдашние союзные власти поспешили самонизложиться, тоже вопреки приведенным выше документам международного и внутригосударственного права.

Характерно, что, когда избирались союзные и республиканские власти, ни один кандидат на выборах не обещал избирателям нарушить целостность СССР; Беларусь и Украина до того были суверенными государствами, представленными в ООН; в ту пору влияние союзных властей на регионы страны было сведено почти на нет и не могло помешать любым союзным республикам проводить суверенную внутреннюю и даже внешнюю политику.

Следовательно, расчленение СССР явилось совместным и особо спешным деянием группировки республиканских и союзных правителей, сделавших себе карьеру путем обмана избирателей, а затем прибегнувших к узурпации полномочий, к вопиющему нарушению международного и внутригосударственного права, отнюдь не ради суверенитета республик.

Тогдашний президент США заявил по поводу этих событий: «Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» [Газета «Известия» от 26.12.1991г.]. Сколь тяжкими для нашей страны стали последствия данных событий, отвечавших интересам правителей США и ряда других государств Запада, хорошо известно. Также известно, что установившийся без СССР однополярный мир принес много негативных последствий практически всем его народам.

Тем не менее в апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РСФСР не ратифицировал Беловежское соглашение. 15 марта 1996 года Государственная Дума РФ приняла Постановление №157­11ГД, где пункт 1 гласит: «Подтвердить для Российской Федерации России юридическую силу результатов Референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР». Данное подтверждение никем не оспорено, потому что неоспоримо и равнозначно для всей территории СССР, вне зависимости от того, подтвердили власти других государств на ней то же самое или нет. Значит, и опять же по международному праву.

Вся территория СССР, именуемая сейчас постсоветским пространством, является территорией суверенного государства, которое должно быть сформировано на ней во исполнение решения Всесоюзного референдума. Отсутствие на данной территории органов власти данного государства может квалифицироваться только как временный конституционный кризис, преодоление которого в соответствии с решением Всесоюзного референдума является долгом всех властей на данной территории и главным критерием их законности.

Вместе с тем и опять же по международному праву: мировое сообщество признало Российскую Федерацию продолжателем СССР. Именно в этом статусе она заняла место СССР среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. Иначе, без СССР сама ООН становилась неправомочной: таков ее Устав, в котором прописано, что СССР является постоянным членом СБ ООН, а из всех пунктов, касающихся принятия решений в ООН, следует, что они могут приниматься только при согласии всех постоянных членов ее СБ.

Так РФ стала современным воплощением одного государства: Союз Советских Социалистических Республик – РФ-Россия. Но РФ имеет территорию бывшей РСФСР, которая даже не была членом ООН, а Всесоюзный референдум состоялся в СССР с его территорией. Значит, продолжателем СССР должно быть государство с территорией СССР. При этом статус постоянного члена СБ ООН у РФ как продолжателя СССР неотъемлем в силу той же, указанной выше, специфики Устава ООН. 

Значит, согласно международному праву, из сочетания решения Всесоюзного референдума, признания мировым сообществом РФ продолжателем СССР и неотъемлемости этого статуса у РФ-России, вытекает: продолжателем СССР должна быть Россия с территорией СССР по состоянию на дату проведения Всесоюзного референдума, представляющая собой федерацию, обновленную согласно решению данного референдума.

Отсюда неоспоримо следует, тоже согласно международному праву, сочетание решения Всесоюзного референдума и неотъемлемого статуса продолжателя СССР РФ-России требует воссоединения с ней всех других государств на постсоветском пространстве для совместного преобразования ее в обновленную федерацию.

Из решения Всесоюзного референдума ясно, что в этой обновленной федерации должны быть «в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности». Однако сама формулировка вопроса, вынесенного на референдум, позволяет спорить: подлежит ли сохранению в ней социалистического строя? По мнению автора этих строк, – нет. Я – за коммунистический строй.

Но как бы то ни было, по международному праву неоспоримо следующее: в ходе и после воссоединения с Россией государств на постсоветском пространстве изменение территорий данных государств есть внутреннее дело России, обновляемой и обновленной по решению Всесоюзного референдума Федерации.

Оно так, потому что в СССР много раз менялись территории его союзных республик, даже их состав, и никого в остальном мировом сообществе этот вопрос не касался. Вот особо характерный пример: Хельсинские соглашения о нерушимости послевоенных границ в Европе были приняты, когда послевоенные границы советских союзных республик в Европе уже изменились с передачей Крыма из РСФСР в УССР. То есть Хельсинские соглашения касаются нерушимости только внешних границ СССР, и в этом плане они поныне сохраняют правовую силу. Позднее мировое сообщество сочло правомерным разъединение Чехословакии и Югославии, но в них не было решений всенародных референдумов сохранить данные государства.

Для начала воссоединительного процесса во исполнение решения Всесоюзного референдума необходимы, как минимум, следующие атрибуты государственности России с территорией СССР по состоянию на 17 марта 1991 года: единая внешняя государственная граница; государственный язык – русский; единый конституционный суд (для решения множества уже накопившихся и будущих вопросов в межреспубликанских отношениях, в отношениях республик с федеральной властью, в признании или непризнании законными властей, когда встает этот вопрос, и т.д.); недопустимость участия российских республик в международных организациях, в которых не участвует Россия, без разрешения ее конституционного суда; обязательное гражданство России для всех жителей на ее территории; единые Госстандарт и Гостехнадзор (без которых недостижима даже техногенная безопасность); все единое, что уже стало таковым в ходе начатых на постсоветском пространстве интеграционных процессов; право выхода республик из России на основе решений республиканских референдумов с четкой постановкой вопроса о выходе и с соблюдением требований Закона о порядке решения вопросов, связанных с выходом суверенной республики из России (опять же согласно международному и внутригосударственному праву, а не путем нарушений того и другого); Государственный флаг СССР; Государственный гимн СССР (он уже сохранен в нынешней РФ).

(Продолжение следует…)

В. Машков,

член Компартии

КОММУНИСТЫ РОССИИ,

г. Казань

 

 

Дополнительная информация