Дуракам закон не писан: о природе крымского «законотворчества»

Симферополь – «Депутаты» крымского «госсовета» и севастопольского «законодательного собрания» на каникулах, тем не менее, проблемы с принятыми ими «законами» не утихают. В Севастополе продолжается скандал между «депутатами» «заксобрания» и «правительством» города, которые не согласны друг с другом по добрым двум-трем десяткам проблем. В Крыму отмечается невыполнение многих «законов», принятых местными «депутатами». Но при всем при этом и те, и другие «депутаты» гордятся тем, что если при Украине они тщетно добивались права на законодательную инициативу, то в России, якобы, сами стали законодателями. Так ли это на самом деле? 

Что такое закон? Мы говорим о законах биологии, физики, истории, экономики, например, закон сохранения энергии, закон стоимости и т. д. Но что такое юридический закон? Это документ, который лежит в основе развития общества так же прочно и фундаментально, как и законы природы в своей отрасли. Закон, прежде всего, имеет объективную основу и отражает потребности общества, он совсем не то, что пишут в своих текстах законодатели, а то, что определяется природой общества. То есть законы для общества не могут писаться по произволу, – а давайте запишем вот так или иначе, – они должны соответствовать природе общества, а не желаниям диктаторов. Юристы знают, что в древности слово закон применялось не к написанным документам – их называли судебниками, грамотами, уставами, статьями, а под словом закон понимались устоявшиеся традиции, обычаи, правила жизни, выработанные народным опытом, а не написанные князьями.

С этой точки зрения, те тексты, которые писаны севастопольскими и крымскими новоявленными законодателями трудно назвать законами, чаще всего они тянут на постановление, решение, да и то с трудом.

С другой стороны, не следует забывать то определение закона, которое дали Маркс и Энгельс, утверждая, что закон – это воля господствующего класса. Сегодня в Крыму та система норм и правил, которую создали «депутаты» «госсовета» и «законодательного собрания» – это воля их российского капиталистического класса для всех нероссийских и некапиталистических жителей Крыма. 

Один закон за два дня?

До «принятия Крыма под российскую руку» нынешние «депутаты» не имели опыта законотворческой деятельности, более того, подавляющее большинство из них не юристы, не правоведы, не социологи, не обществоведы, не политологи. И тут вдруг такой бум законов! В интервью по итогам только что закончившейся сессии «вице-спикер» «госсовета» Константин Бахарев сказал: «Судите сами: за пять месяцев Государственный Совет принял шестьдесят законов и около двухсот постановлений – по этому показателю мы намного опережаем парламенты других субъектов Российской Федерации». Возможно ли такое, чтобы люди, никогда не имевшие опыта законотворчества, вдруг стали издавать по закону в каждые два дня? За 5 месяцев состоялось примерно 20 заседаний, получается, что каждое заседание «депутаты» издавали в среднем по три закона, каждый из которых должен проходить по два чтения, и по 10 постановлений. 

Более того, Константин Бахарев настаивает: «Мы пишем законы для людей, а не для статистики. Хочу подчеркнуть, что наша работа не ограничивается подготовкой проектов законов. Мы внимательно отслеживаем, как они работают после вступления в силу, в полной ли мере защищают интересы граждан. Если выясняется, что мы что-то упустили, оперативно вносим необходимые изменения». 

На поверку оказывается, что такой тип законотворчества «для людей» выдает совсем не качественный продукт. Например, известный скандал вокруг «закона» об образовании, где депутаты действовали в интересах не людей, а себя лично. Не желая вести делопроизводстве на трех государственных языках, а также изучать три государственных языка, они вписали норму, согласно которой обязательным является только один из трех государственных языков – русский, а два других, записанных в конституции, – нет. Депутаты сами нарушили свою же конституцию. Почти полгода «депутаты» боролись за право «не знать двух языков», и, несмотря на то, что национальные общества Крыма требовали своих прав, они проигнорировали требование общества и приняли норму в своих интересах. Уж действительно этот «закон» – воля российского класса Крыма для всех других национальностей – изучать всем русский язык, а русским не изучать других языков. 

Откуда же в Крыму такая прорва законов? Ведь даже чисто физически один закон за два дня не напишешь? Ларчик отрывается просто. По словам Константина Бахарева, «в большинстве случаев это наработанная другими субъектами федерации практика», которая была распространена на Крым.

То есть крымские «депутаты» взяли тексты законов в какой-нибудь российской области, так сяк приспособили их к крымским реалиям – и выдают за свое творчество. В литературе это называется плагиат, в законодательстве – не знаю как, пусть избиратели решают.

Характерно, что сегодня внесение изменений в ранее принятые законы – такая же распространенная практика, как и принятие новых законов. Но ведь каждое изменение в уже принятый и действующий закон – это признак брака в работе законодателей. Но если рабочий, допустивший брак, например, при изготовлении деталей, карается штрафом, то законодатель, выпустивший бракованный закон, никак за это не отвечает, а неправедный закон может корежить жизнь людей десятилетиями.

Не удивительно, что с такими законами масса проблем. «Главный законодатель» Крыма Владимир Константинов, кстати, сегодня на заседании правительства Крыма сказал: «Например, в строительной отрасли: мы приняли региональный закон, он до сих пор не работает, с начала года ни одного вопроса, хотя нам право такое было предоставлено. Одним решением ведомства – Министерства строительства Российской Федерации – это все заблокировано, и ничего не работает. Целая отрасль – вдумайтесь, не один человек, не два, а десятки-десятки тысяч человек – находятся в ситуации правового не урегулирования». Интересно, а на что же он надеялся, при таком-то методе законодательства?

Мы что, живем в античном Риме? 

Когда слышишь о том, что в России даже города издают свои законы, возникает раздвоение сознания. С одной стороны, вспоминается еще ленинское утверждение о том, что законодательство не может быть нижегородским, рязанским, псковским и курским, а должно быть только общегосударственным. С другой стороны, возникает резонный вопрос: мы что, живем в античном мире, где государство еще не вышло за пределы города, и поэтому каждый город-полис издает свои законы?

Как бы там ни было, но в Севастополе тоже появились собственные мастера-законодатели, штампующие законы сотнями. Например, 17 июля заместители председателя законодательного собрания Екатерина Алтабаева и Александр Кулагин рассказали о законотворчестве в Севастополе. По словам Александра Кулагина, с весны этого года было внесено и проработано 106 законопроектов, а за время предыдущей, первой сессии, с осени 2014 года, всего 87 законов. Итого почти 200 законов!

Не удивительно, что «герой севастопольской весны» Алексей Чалый все время жалуется на то, что «правительство» не исполнят городских «законов», а само «правительство» и «губернатор» Сергей Меняйло – на то, что принятые городскими «депутатами» «законы» невозможно исполнить,  горожане же их не понимают, не знают, а потому многих из них не исполняют. Уж действительно прав английский писатель Оливер Гольдсмит, заявивший, что «законодательство – это жернов, приводимый в движение богатыми и мелющий бедных».

Как-то один эксперт в области права говорил, что люди не могут быть законодателями, поскольку все законы давно даны уже природой, люди могут их только записать на бумагу. Законодательство – это вид творчества практически от Бога, потому что в законы должны быть вложены справедливые нормы, основанные на изначальных заповедях божьих. Давно известно, что для успешного функционирования общества законов должно быть мало, но они должны быть совершенны. Поэтому депутаты, кичащиеся количеством принятых законов, а не их качеством, выглядят смешно.

Как считают эксперты в области права, российская практика иметь законодательные органы в городах и областях не то, что не оправдала себя, но уже опорочила себя изданием массы ненужных, несправедливых, дискриминационных и неконституционных актов, которые только запутывают систему управления государством. Представительным органам на местах достаточно иметь право издавать распорядительные документы, но законодательная система должна быть единой в государстве, за исключением, разумеется, автономий. Российские же «субъекты федерации» в виде областей и городов автономиями не являются, и их законодательство – это юридический нонсенс.

Во-вторых, называющиеся законодателями люди и в Госдуме, и в Совете федерации, и в автономиях должны для этого учиться, пусть не юридические факультеты заканчивать, но хотя бы полугодичные интенсивные курсы по основам права.

В-третьих, авторы и инициаторы принятых законов, если в них впоследствии обнаруживается брак и законодатели вынуждены вносить изменения в уже принятый закон, должны наказываться штрафом в размере затраченных средств на подготовку бракованного закона и отстранением от законотворческой работы навсегда.

В-четвертых, все региональное законодательство России должно быть отменено и заменено минимумом нормативных постановлений, которые бы не выходили за полномочия регионов. Нынешняя практика Крыма и Севастополя подтверждает это как никогда убедительно.

 

Д. Колос,

Крым.Реалии,

21.07.15

Дополнительная информация