ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Каждый по-своему воспринимает людей, в окружении которых проходит тот или другой период жизни.  Я принимаю их такими, какие они есть: каждый имеет свои неоспоримые достоинства, слабости и недостатки. С хорошими людьми хочется остаться подольше, а от плохих стоит держаться подальше.

Для меня главным критерием оценки человека являются не слова, порой ласковые, но насквозь лживые, порой гневливые, но ничего не значащие, а поступки по отношению к себе подобным и то, как человека воспринимают маленькие дети, ведь не к каждому кроха пойдет на руки, интуитивно чувствует малыш добро и зло.

 И еще, пусть это никого не обидит, отношение к человеку домашних животных. Зайдя в чужой дом, где обитают семейные любимцы, гость проявляется сразу. Звериный инстинкт позволяет четвероногим питомцам, по сути, чувствующим себя хозяевами жилья, распознать недобрых людей, их фальшь, и они злобно рычат, стараясь куснуть за пятку, или же спрятаться куда подальше от пришельца. Иным истинный хозяин дома – огромный, устрашающего вида пес или маленький пушистый красавец, присмотревшись, принюхавшись, лизнет руку и уляжется возле ног. Так же и кошка, почуяв теплоту человеческого сердца, вспрыгнет на колени к доброму самаритянину и споет ему свою извечную песню-мурлыку.

Не может быть жестокосердным тот, кто искренне любит, заботится о братьях наших меньших, опекает, как собственных, так и брошенных, беспомощных и слабых щенков и котят, не жалея ни времени, ни душевных сил.

Таким на протяжении многих лет я знаю Леонида Ивановича Грача, мужественного, смелого и честного политика, патриота Крыма и… вожака большой стаи разномастных собак и кошек, которых обожают все представители его семьи. С детских лет он любил собак и сегодня помнит своего любимого пёсика по кличке Лайдык, который сопровождал его в школу и ждал, когда он пойдет назад домой. Однажды Лайдык забрался в класс под парту, где сидел его друг-хозяин, сорвал школьный урок, за что родителей ученика вызывали в школу на беседу.

В начале 70-х годов молодой председатель базового комитета профсоюза «Керчьрыбпрома» Л.И. Грач был командирован в Киев. Знакомые пригласили его в цирк. У одного из компании были знакомые циркачи. Они-то и подарили Леониду Ивановичу дрессированного карликового терьера по кличке Артист, который поездом прибыл с новым хозяином в Керчь. Собачка оказалась старенькой, вот дрессировщики и отправили её «на пенсию» в хорошие руки. Прожив год, она тихо отправилась на вечный покой.

Во время работы в городе-герое свела судьба Леонида Ивановича с начальником Главка «Азчеррыба» Денисенко Иваном Федоровичем, выходцем из Керчи. Завязалась мужская дружба. Племянник Ивана Федоровича, моряк дальнего плавания, привез из очередного рейса в подарок дядюшке экзотическую редкость – трехцветного испанского пуделя. По дружбе передарил Иван Фёдорович пёсика Леониду Ивановичу Грачу. У милой с виду собачки оказался нрав и храброе сердце истинного льва.  Хорошенько покусав нового хозяина, наглая псина решила установить в квартире «новый порядок», выбрав себе лучшее место для спанья – супружескую постель. Никакие увещевания не помогали: в ответ шустрый питомец показывал острые зубы. Попытка урезонить упрямца, заперев его на ночь в ванной комнате, окончилась бесславно: возмущенные соседи панельного дома   в Аршинцево после бессонной ночи под вопли пошедшего вразнос пуделька высказали его хозяевам много нелицеприятного. Пришлось отправить «зверя» к теще в частный дом.  Вот тут-то дитя природы нашло себя.  Охраняя подворье от непрошеных гостей, резвясь с себе подобными, когда его выпускали на улицу, гордый испанец по кличке Король был доволен своей собачьей судьбой, прожил счастливую жизнь.

Подаренная щедрыми моряками обезьянка из Южной Африки прыгала-скакала, используя в качестве лиан оконные занавески, изорвав их в клочья.   Валентина Михайловна, жена Леонида Ивановича, отнесла веселую зверюшку в зооуголок детского садика, в котором работала в то время. Радости детишек не было конца, они полюбили забавное животное, мартышка ответила им тем же, и все были счастливы.

1982 год, Париж. Горячие южные мачо, собравшись компаниями, провожали взглядом хорошеньких женщин, восклицая: «Линда!». «Что бы это значило?» – спросил Леонид Иванович, находившийся в столице Франции в то время.  «Прекраснейшая», – прозвучал перевод.

Подаренную ему французскую бульдожку, землячку Жерара Депардье, назвали Линдой. Она была единственной «француженкой» в Симферополе, кавалеров ей привозили издалека. Озабоченные условиями содержания столь ценной породы, члены клуба любителей собак навещали «девушку» по месту её проживания на улице Декабристов в Симферополе. Всеобщая любимица соседей и просто встречных во время прогулок на бульваре, Линда, полноправный член большой и дружной семьи первого секретаря Крымского обкома Компартии Украины Л.И. Грача, прожила четырнадцать благополучных лет.  

Перебравшись в дом, где сейчас проживает семья, задумался хозяин о собаке. Славные люди – Бабанин Анатолий Андреевич с супругой Зоей Васильевной – принесли в новое жилище, где уже жила кошка Клеопатра, трехцветного дворнягу – кобелька Цезаря.  Леонид Иванович и его ставший взрослой псиной Цезарь полюбили прогулки на дамбе Симферопольского водохранилища.  Свободолюбивый и непокорный, Цезарь не признавал поводка, считая его самым большим для себя наказанием. В один далеко не прекрасный день в конце 2001 года в излюбленном месте навстречу гуляющим вышла большая овчарка: Цезарь испугался не на шутку. Во избежание нежелательных последствий надел хозяин на свою собаку поводок. Перепуганный, возмущенный ограниченной свободой Цезарь со всей дури рванул поводок, который запутался, сломав хозяину запястье правой руки. Новый, 2002 год встретил Леонид Иванович с забинтованной рукой, пряча её во время Новогоднего поздравления крымчанам.

Вскоре на встрече в Кремле Леониду Ивановичу Грачу пришлось выдержать, сжав зубы, по-мужски крепкое рукопожатие Владимира Владимировича Путина, подав ему  для приветствия правую, больную руку.

Свобода стоила Цезарю жизни: сбежав от хозяина, он был насмерть сбит машиной.  Похоронил верного друга Леонид Иванович на дамбе, где они любили гулять вдвоем и где урок с поводком не пошел упрямцу впрок, обернувшись для хозяина искалеченной рукой. На этом месте под памятным камнем нашел вечный покой непослушный спутник, свидетель многих невысказанных вслух мыслей старшего друга, Председателя Верховного Совета Крыма Л.И. Грача.

Тоска по погибшему четвероногому другу привела Леонида Ивановича в питомник в Луговом, где разводились и воспитывались служебные милицейские собаки. Стоял сентябрь 2002 года, последние краски лета разлились в природе.  Овчарки не впечатлили, зато здесь же находилась «семья» бывшего тогда большой редкостью золотистого ретривера: мама и шестеро щенков.  Щеночки родились 5 мая, подросли, но жались к родительнице. Но один из них повернулся, посмотрел и, переваливаясь на толстых ножках, бросился к Леониду Ивановичу. Под синим, бездонным небом ранней крымской осени золотой клубок подкатился, упал к ногам самолично выбранного им хозяина и замер. Мальчика назвали Зиппо, что означает «молниеносный».

Все сразу полюбили умного, доброго, невероятно красивого, но очень любопытного пёсика. Во дворе дома семьи Грачей стоял улей. Зиппо не давало покоя, что же в нем жужжит: и лапу он пытался туда засунуть, и вокруг ходил. Наконец, «сообразил» и сунул туда нос. Улей оказался для Зиппо ящиком Пандоры: рассерженная пчела впилась в незваного «гостя». Начался отек, ветеринару пришлось спасать от удушья укушенного пациента. Четырнадцатый год живет в семье Зиппо, но к пчелам больше не подходит.

«Это моя душа», – говорит Леонид Иванович о лучшем из друзей.   Зиппо уже не молод, болят артритные лапы, но по-прежнему прекрасен и добр. Миротворец по натуре, он быстро утихомиривает остальных членов стаи, решивших выяснить, кто из них главнее. Делает он это очень просто: мощной грудью расталкивает скандалистов.

Есть у Зиппо любимая подруга – кошка Клеопатра. Грациозная, с круглой головкой, маленькими   изящными ушками и огромными глазами – настоящая египетская царица. Когда друг выходит на прогулку со своим хозяином, преданно ждет у калитки Клеопатра своего Зиппония. Вернувшись, «император» милостиво берет «царицу» за шкурку и относит в глубь двора, для убедительности нежно поддав мощной лапой пониже спины пушистой киске. Спят друзья всегда вместе: Клёпа сначала походит по широкой спине большого друга, потопчет, «полечит» ноющее тело, затем заберется под живот засыпающего пса: поможет его ослабевшему от возраста пищеварению и согреется сама. 

Остальные члены «стаи Грача» не менее любопытны.

Летом 2000 года внучка Настёна позвонила из Ялты: «Дедушка, здесь продают Лайлу!» Конечно же, той-терьерка приехала в Симферополь.  Жила Лайла сначала с новыми хозяйками – дочерью Леонида Ивановича и Валентины Михайловны Татьяной и её дочкой Настей. Шустрая, маленькая собачка натворила в хозяйской квартире большие неприятности: перегрызла обувь, отодрала обои.  Молодые хозяйки оставляли, оставляли баловницу у папы с мамой – дедушки с бабушкой – да и оставили навсегда, перебравшись в Киев. Так и живет Лайла, всегда красивая, в ставшем родным для неё доме. 

Учась в Киеве, Настенька увидела собаку певицы Натальи Могилевской. Йоркширский терьер сразу покорил сердце девушки и вскоре у неё появился такой же по кличке Мануэль.  Бесчисленные путешествия – Киев – Симферополь и обратно, видимо, понравились общительному пёсику: однажды в поезде он сбежал, взволнованные хозяева нашли его в середине вагона.

Путешествовал Мануэль туда-сюда и с Леонидом Ивановичем, разве что на месте народного депутата в Верховной Раде Украины рядом с ним не сидел. Местом «постоянной прописки» Мануэля стал семейный дом Леонида Ивановича и Валентины Михайловны.

Заневестилась внучка Анастасия, пришло её время любить и быть любимой: хороший парень Миша очаровал её сердечко и подарил ей Мишель. Впоследствии у мамы Тани появилась в Киеве чихуахуа американской породы – Мишель. Татьяна работала, собачка скучала, поэтому со временем также благополучно обосновалась в родительском доме в Симферополе. Чхуня, дама капризная и изнеженная, не забывает первую «маму»: когда Татьяны нет, – общается со всеми, когда встречает, – только с ней. Уже не юную Мишель недавно хватил тепловой удар, пришлось Леониду Ивановичу везти потерявшую сознание «мадам» в ветеринарную клинику, где её благополучно вернули к жизни.

Так и живет «святая троица» – Лайла, Мануэль и Мишель в хозяйских комнатах, нежась на диванах, мягких пледах и коврах.

Настя и Миша поженились. У молодоженов вскоре появился мопс Ричард. Мопсы – особая порода – не выносят одиночества, плачут. А молодым работать надо и погулять хочется. Извечный вопрос: что делать? решается просто: Ричик уже побывал в гостях у бабушки с дедушкой в Симферополе, познакомился с остальными членами собачье-кошачьего коллектива. Так что «святая троица» с большой долей вероятности скоро преобразуется в «великолепную четверку».

Неподалеку от дома Леонида Ивановича находится заброшенная воинская лаборатория. Люди, покидая развалившееся предприятие, бросили на произвол судьбы молодую собаку со щенками.  Ждала бы их неминуемая смерть от голода. Но видимо свыше пожалели молодую мать, дав ей спасение. Не смог милосердный человек пройти мимо: откормил, вылечил собаку. В этом весь Леонид Иванович – любовь ко всему живому на земле,  постоянная готовность прийти на помощь людям и братьям нашим меньшим –  его жизненное кредо.

Собаку назвали Джина. Жгучая брюнетка с густой длинной шерстью, довольно крупная, она платит спасителю такой преданностью и верностью, которой просто не бывает у людей. В огонь и в воду пойдет за своим повелителем Джина, ни минуты не сомневаясь, отдаст за него жизнь. Не отходя от калитки, ждет и повсюду его сопровождает: на прогулку, на работу, по делам.   Ласковая, любящая «поцеловаться», лизнуть руку, Джина превращается в дикого, опасного зверя, если почует, что обожаемому хозяину грозит опасность. Лучше не вставать на её пути: зубы большие, челюсти крепкие. 

В обветшалом общем дворе на улице Мокроусова нашли приют бездомные собаки: Маша, Хаджик, Бобошкин и Додди. Держатся «дети улицы» дружной семейкой: из всех собачьих сил защищают друг друга, стараясь выжить. «Патронирует» стайку Леонид Иванович Грач – подкармливает, стараясь хоть чем-то скрасить их нелегкую жизнь. И изгои платят ему собачьей преданностью – сопровождают в пути – попробуй, подойди!

Есть у Леонида Ивановича хороший товарищ Николай Анатольевич – постоянный спутник в собачьих прогулках. И был у Николая веселый «дворянин» Вася.  Задира, он постоянно выяснял в общем дворе дома, где жил, отношения с другим псом Арнольдом – кто хозяин, а точнее, неуступчивые собаки попросту дрались.

Нелюди отравили Василия и он пропал. Напрасно звали, искали его растревоженные друзья-собачники… 

Нашла Васю Джина – он умер в сквере, не желая причинить душевную боль любимому хозяину. Лая и рыдая, Джина привела к застывшему другу Леонида Ивановича и Николая Анатольевича. Похоронили Васю на месте его безвременной и бессмысленной кончины. Понурив головы, стояли у свежевырытой могилы Зиппо и Джина, не смогшие ни понять, ни принять нечеловеческой жестокости некоторых, не имеющих морального права называть себя людьми.

Доброму сердцу не грозит одиночество. Подобрал Николай Анатольевич в селе Курортном брошенного щенка. Озорного мальчика назвали Лаки, что означает «счастливый». Счастье и радость принес найденыш в дом Николая и его жены – гречанки Ирины. Смесь лабрадора и американского бультерьера хорошо гуляет, имеет отменный аппетит, награждая «приемных родителей» радостью общения с четвероногим питомцем. Джина и Лаки вместе составили дуэт, который является талисманом для всех идущих на работу по Набережной, так как они с раннего утра вдвоем резвятся и развлекают всех прохожих, даря хорошее настроение на целый день.

В светлой, пронизанной теплыми лучами доброты и милосердия книге Антуана де Сент Эзюпери «Маленький принц» есть удивительные слова: «… не забывай, ты в ответе за всех, кого приручил». Они в полной мере относятся к Леониду Ивановичу Грачу.

На основе Грачевской Конституции 1998 года Крым благополучно, без единого выстрела вернулся в родную гавань – Российскую Федерацию.  Нас миновала злая судьба несчастного народа растерзанной Украины. Подавляющее большинство крымчан, благодарных за спасение, этого никогда не забудут.  

А те, кто сегодня пыжится, вообразив себя «патриотами» вопреки мнению народа, «новыми крымскими хозяевами», попросту смешны. Сметет их свежий ветер, дующий из российских степей, нечерноземья и тайги, смешавшись с южным морским бризом. Их удел – забвение.

Участь бывших «товарищей по партии», взявших на душу самый страшный – иудин грех – предательство, ещё плачевнее. На свалке истории им уготован самый темный, грязный угол, куда, простите за тавтологию, не забредет даже бродячая собака. Их удел – несмываемый позор бесчестия.

Портрет закончен, но рано ставить точку в жизненной повести Леонида Ивановича Грача: ждут его, кроме родных и близких, соратников и единомышленников, ставших близкими четвероногих питомцев, большие, неоконченные и не начатые пока дела во имя добра и справедливости, во благо Крыма и крымчан.

И. Суркова

Дополнительная информация