Бюджет Республики Крым в 2015 году

Пребывание Автономной Республики Крым в течении 23-х лет в составе Украины  привело  в тупик весь  процесс  формирования  ежегодного  бюджета  Республики. Игнорирование   конституционных прав АРК со стороны властей Украины в части формирования доходной и расходной частей  бюджета   способствовали усугублению   социально-экономической ситуации в   Крыму   до резкого не принятия   всех действий  украинской власти  на сложившуюся  политическую ситуацию   и вызвали  крайне негативное   отношение крымчан к  действиям   украинской  власти.  Референдум 16 марта 2014 году дал ответ с кем хотят быть крымчане.    Крым вернулся в Россию и стал её частью, как историческая принадлежность.   Первое и единственно выверенное решение властей России было дать почувствовать крымчанам, что Россия понимает  и  благодарит   весь народ  проживающий в Крыму  за этот исторический  подвиг  на референдуме.    И первый шаг       увеличение доходной части крымского бюджета за счет беспрецедентного  наполнения и формирования  бюджета Республики  Крым   финансовой помощью  в виде субвенций  и трансфертов.    Принятый Госсоветом Крыма  закон о  бюджете республики на 2015 год составил 62 млрд. руб. В соответствии с этим законом, собственные неналоговые и налоговые доходы  Республики  Крым в 2015 году составят 15,824 млрд. руб., а безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты) из Российского Федерального бюджета – 47,061 млрд. руб., или 75% доходной части Республиканского бюджета Крыма. Руководство Республики признает, что… «Крым продолжает оставаться глубоко дотационным регионом: из запланированных в бюджете 62 млрд. руб., республика зарабатывает лишь 15 млрд. руб.»… и такая тенденция на ближайшие три года будет сохраняться. Таким образом, резкого  повышения  доходной части  за счет собственных поступлений  в  бюджет Крыма  не планируется  и не предвидится. Можно управлять Крымом не напрягаясь, получая финансовую помощь из Федерального бюджета,  на  что и направляются  все декларативные посылы от властей имущих .И это есть  печальное наследие,  полученное от бездарного управления социально-экономической политикой  Украины по отношению  к Крыму, под руководством предыдущей  правящей «Партии регионов» и их сателлитов в парламенте Украины, а также  рабской, потребительской психологией  и соглашательством  крымских руководителей и  длительно  властвующей в Крыму «Партии регионов»  на игнорирование положений Конституции АРК со стороны Украины, в части бюджетной политики . Поэтому Госдума РФ при формировании концепции  бюджета России на 2015-2017 годы запланировала  для бюджета Республики Крым  общие доходы консолидированного бюджета республики  18,38 млрд. руб., а расходы – 75,35 млрд. руб. Дефицит будет  также  покрыт  субвенциями  и трансфертами Федерального бюджета России. Это крайне  обременительно в настоящее непростое время для России.      
«Половина бюджета пойдет только на оплату труда – 38,46 млрд. руб., соцвыплаты населению обойдутся в 9,57 млрд. руб., текущее потребление, увеличение материальных запасов и связанные с ними статьи – 4,43 млрд. руб., капитальное строительство и улучшение основных фондов – 3,21 млрд. руб.    

Ожидается, что налог на прибыль крымских предприятий вырастет вдвое – 1,41 млрд. руб. Половина акциза теперь пойдет в Федеральный бюджет и вырастет до 2,36 млрд. руб. С 1 января 2015 года появился новый для Крыма налог на имущество организаций, который, по подсчетам, должен принести в Республиканский бюджет порядка 1 млрд. руб.
Также крымчан ожидает рост цен на энергоносители – порядка 7 %. Остальные расходы, в том числе социально значимые, останутся на уровне 2014 года. Снижение заработной платы не планируется, в некоторых отраслях она даже повысится.  На сегодняшний день уровень оплаты труда в бюджетной сфере гораздо выше, чем в промышленности, сельском хозяйстве, других не бюджетных сферах. 

Поэтому стоит  задача, как минимум их уравнять . Что крайне важно,  так как повышение зарплаты бюджетным  отраслям  не стабилизирует  ценовую  политику    и частично провоцирует    нестабильность  в удержании розничных цен  и  искусственное  завышение цен на продовольственные  продукты потребления  и товары ежедневного спроса . Появление  дарственного «мешка  денег»  не подкрепляется  ростом  производительного  потенциала экономики  и вызывает потребительский  рост «нахлебничества» в обществе .  Главные расходы запланированы  таким образом: самая капиталоемкая отрасль бюджета – образование – 26,59 млрд. руб., социальная защита – 12,01 млрд. руб., здравоохранение – 7,15 млрд. руб., региональная экономика – 8,21 млрд. руб.

На образование в 2015 году планируется выделить свыше 17,3 миллиарда рублей, на государственную программу по развитию здравоохранения (на 2015-2017 годы) – 8,392 млрд. руб., и еще примерно 8 млрд. руб. – на «другие мероприятия в области здравоохранения».

На выплату заработных плат сотрудникам республиканских бюджетных учреждений Крыма предусмотрено 13,3 млрд. руб., на выплаты пособий семьям с детьми – 3,149 млрд. руб., а социальные выплаты малообеспеченным крымчанам составят 2,16 млрд. руб.

В 2015году инвестиционные расходы  Республики  Крым запланированы на уровне 6,435 млрд. руб., из которых ремонт и содержание автодорог будет выделено 4,185 млрд. руб., а капиталовложения в основные фонды в 2015 году составят 2,250 млрд. руб..   
В январе-июне 2015 года в бюджет Республики Крым поступило 9,8 млрд. руб. доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений.  

Плановые показатели, утвержденные на соответствующий период, выполнены на 110,2%, годовые плановые показатели выполнены на 47,6%.

В то же время, из Федерального бюджета Республике Крым в 1 полугодии текущего года были выделены дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты в сумме 25,2 млрд. руб.

Характеризуя исполнение доходной части бюджета Республики Крым по налогам и сборам, можно отметить, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц, поступления которых составили 4,9 млрд. руб., или 50% и налог на прибыль 2,8 млрд. руб. или 28,2% соответственно. Вместе с этим  трудности  сформированием   бюджетных  средств в  Федеральном бюджете  вынуждает  правительство РФ  снижать уровень  наполнения  бюджета Республике Крым.  Премьер России Дмитрий Медведев заявил, что министерство по делам Крыма будет ликвидировано   По его словам, вопросы Крыма в дальнейшем можно возложить на Минэкономразвития  России премьер предложил ввести в состав правительств Крыма и города Севастополя ряд Федеральных Замминистров.  Прослеживается ситуация,  вызванная  необходимостью  жестко  контролировать расход  финансовых поступлений  в бюджете  Республики Крым . Президент РФ Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева об упразднении министерства по делам Крыма, которое, по его мнению выполнило свою задачу по интеграции Республики в состав России.   В настоящее время тяжкое  наследие   полученное от Украины  по содержанию  разросшегося  чиновничьего  аппарата  ложится на   Федеральный  бюджет  России, потому что   собственный  бюджет Крыма  не в силах     содержать  армию  чиновников,  численностью – 7000  госслужащих.  Поэтому  следующим этапом   экономии Федеральных бюджетных средств скорей всего будет  изменение  структуры  и функций  самого   Крымского федерального округа   и уменьшение правительственных и других  управленческих   структур республики, т.е. приближение структуры    вновь образованного Федерального округа  в административном устройстве  России.

За год, в течение которого Крым находится в составе России, жителям пришлось приноравливаться к высоким ценам на товары и услуги, бизнесу – к новым правилам деятельности, а чиновникам – к работе в режиме ЧП.

Санкции по отношению к крымчанам   создают массу проблем, в том числе и в инвестиционном процессе. Речь идет об определении приоритетов и концентрации усилий на основных направлениях жизнедеятельности: энергетика, вода, транспортная инфраструктура (морские и воздушные порты).

Создание новых туристско-рекреационных кластеров, социально-бытовое обустройство мест проживания крымско-татарского и других репрессированных народов, развитие дошкольного и школьного образования. Следует понимать, что основной упор необходимо делать на снятие инфраструктурных ограничений на полуострове.

Магистральные дороги будем вводить чуть позже, чем планировалось, потому что создание их – процесс достаточно капиталоемкий и в рамках тех ограничений, которые есть в бюджете, сроки ввода, скорее всего, будут перенесены. Будут пересмотрены вопросы, связанные с системами водоснабжения. До сих пор не закончена работа по общему плану и балансу водоснабжения, водоотведения на территории всего полуострова. Речь уже не идет о том, чтобы построить 192-километровый водовод от Нежинского водозабора до Ленинского района Керченского полуострова, – это уже не эффективно.

Будут построены только отдельные участки этого водовода, чтобы при необходимости можно было использовать русло Северо-Крымского канала для переброски воды на восток полуострова в случае появления ее дефицита в Ленинском районе и в сторону Керчи из Феодосийского водохранилища, из которого питается в том числе и город Судак.  В первую очередь сейчас актуальным вопросом является корректировка планов на 2015 год, так как в этом году должно начаться их проектирование. По результатам которого будет окончательно понятно, какими темпами и в какие сроки будут вводиться эти объекты. Это очень большой объем работ и планироваться он будет поэтапно.Вся программа рассчитана до 2020 года. Сроки выполнения ее по большинству этапов будут уточняться ближе к 2020 году.

Сейчас обсуждается возможность ускоренной прокладки электрокабеля, подведение мощности с Краснодарской стороны, но это технически проблемно и дорого. Если мы обеспечим переток электроэнергии через Керченский пролив, порядка 450 МВт, это позволит жителей Республики чувствовать себя увереннее.

Пенсионные обязательства населения покрываются средствами Пенсионного фонда. В прошлом году не использовали фонд ОМС – все это финансировалось из бюджета.  И работа в 2014 году была направлена на то, чтобы привести это в соответствие с российским законодательством и провести в том числе разграничение бюджетной сферы. В прошлом году и Федеральный университет, и «Артек» финансировались опять-таки из крымского бюджета — сейчас этих расходов там нет. Так что структуры бюджетов Крыма 2014 и 2015 годов несопоставимы. Вместе с тем красивые цифры исполнения доходной и расходных статей бюджета Республики Крым и повседневная жизненная действительность   приводят нас к выводу, что настоящий бюджет 2015 года не является бюджетом развития, а скорее всего бюджетом поддержки  крымского социального общества  в  его  вере, что  Крыму в России будет лучше, чем в Украине.  Поэтому Крым – это особый регион   в   Российской Федерации, как  Дальний Восток и Чеченская республика, и как особый регион требует особого внимания к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в Республике Крым, проводимой региональной кадровой политикой. Ритуальные приезды представителей Федеральной власти для исправления допущенных ошибок должны трансформироваться, не нарушая Конституции Республики, во временную форму ручного управления со стороны всех Государственных  федеральных  структур с изменением вертикали подчиненности нижестоящих Республиканских структур. На повестке дня стоит лозунг: «Дотационному региону – особая форма управления, направленная на  защиту внутренних и внешних российских государственных  интересов».

 

Т. Еремизин

Дополнительная информация