ГЕНЕРАЛ СТАЛИНСКИХ ПОБЕД

Нас ведя Прибалтикой туманной сквозь бои, сквозь грозы и дожди,

Вы к победе привели желанной, что звездой горела впереди...

8 августа 2015 года моему папе Вербову Якову Яковлевичу, члену ВКП(б)/ КПСС с 1920 года, гвардии генерал­майору, награжденному многими боевыми орденами и медалями, исполнилось бы 116 лет. Перебирая семейный архив, я решила рассказать в нашей газете о типичной (это особо подчеркиваю!) судьбе че-ловека, воспитанного Советской властью и Коммунистической партией.

Родился Яков Яковлевич в Курской области в семье крестьянина­бедняка. Мой дед Яков Григорьевич ходил на заработки в города Крыма. К сожалению, когда папе было всего семь лет, дедушка умер. Вдова и двое сыновей, Яков и младший Кузьма, познали жестокую нужду, голод, бесправие.

В 1915 году папа вместе с односельчанами поехал на заработки в Пензу. Устроился чернорабочим на завод. В мае 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Воевал с белогвардейцами на Южном фронте, под Царицыном, был пулеметчиком. На фронте и понял, что его призвание – служба в Красной Армии, защита молодой Советской республики.

В 1920 году партийная организация караульной роты Тихорецкого военного комитета принимает Якова Яковлевича кандидатом в члены ВКП(б). С какой гордостью он вспоминал, что в члены ВКП(б) был принят парторганизацией 1­й Объединенной военной школы имени ВЦИК в Москве. Школа располагалась на территории Кремля. Партийный билет папа получил 5 мая 1921 года в Замоскворецком райкоме ВКП(б) из рук Р.С. Землячки (Политотдел Красной Армии). Школа впоследствии была преобразована в общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Курсантов этого училища до сих пор называют «кремлевцами». Они всегда участвуют в торжественных парадах.

Второй партбилет папа получил при замене партийных документов в1939 году в Политотделе 3­й Крымской дивизии в Симферополе. В школу ВЦИК папа был направлен по желанию. Но это желание поддержал легендарный герой Гражданской войны Маршал С.М.Буденный. Да и в дальнейшей жизни папа и Семен Михайлович встречались на крутых поворотах судьбы. Маршал всегда поддерживал отца, верил в него. И папа его ни разу не подвел.

В школе имени ВЦИК папа проучился 3 года – с 1920 по 1923. Часто с теплотой и волнением вспоминал он товарищей­курсантов, годы жизни в Кремле. Курсанты несли ответственную и почетную службу по охране Кремля, съездов и конференций партии, съездов Советов, конгрессов Коминтерна. Особой честью для него было назначение на пост № 27 у квартиры и кабинета В.И.Ленина. Стоящие на этом посту несли непосредственную ответственность за безопасность вождя революции, его семьи. Папе повезло нести эту вахту не один раз. Ему довелось в составе бригады курсантов участвовать в боях с армией Врангеля, бандами Махно, в подавлении Кронштадтского мятежа.

После окончания школы имени ВЦИК началась обычная жизнь кадрового офицера Красной Армии.

НЕ могу не сказать несколько слов о маме. Она была верной женой, соратницей, единомышленницей папы. Несмотря на частые переезды, длительные командировки мужа, сумела получить медицинское образование, работала начальником санатория, в лечебных учреждениях, как военных, так и гражданских. Прошла войну, работая в военных госпиталях. Имеет правительственные награды. Воспитала двух дочерей, помогала воспитывать внуков и правнука.

Служил папа и на Украине, и в Крыму, участвовал в боях на Халхин­Голе. Июнь 1941 года застал его на Дальнем Востоке. Он с первых дней воевал против фашистов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Смоленском, Ельней, Рославлем. Воины Красной Армии делали все, чтобы не допустить фашистов к Москве. За эти бои папа был награжден орденом Красного Знамени. А дальше – ожесточенные бои на Крымском фронте, бои за Ростов, Сталинград, Курская битва… Папа прошел Белоруссию, сохранив до конца своих дней глубокое уважение к братскому народу, народу­труженику, народу­воину. Жители белорусского города Миоры присвоили папе звание «Почетный гражданин».

Дальше путь моего папы пролегал по Прибалтике. Под его командованием воины 32­й Верхнеднепровской Краснознаменной ордена Суворова дивизии освобождали Литву, Латвию, вышли на западные рубежи Советского Союза. Несколько раз Москва салютовала в честь победы наших войск под командованием Я.Я. Вербова, которые доблестно сражались с фашистами.

Я помню рассказ папы, как он принимал часть пленных разгромленной Курляндской группировки противника. В плен угодил немецкий генерал. С ним на фронте была собака – немецкая овчарка Норд. Немец попросил папу позаботиться о собаке, папа согласился. Немец приказал собаке сесть рядом с папой, передал ее ошейник, миску и т.д. И вот немецкого генерала уводят, а собака сидит рядом с папой, где приказал быть прежний хозяин, из глаз льются слезы, но приказ хозяина не нарушен. Эта собака жила у нас несколько лет.

Именно из Риги папа уезжал на Парад Победы в Москву в июне 1945 года. Когда идет фильм «Парад Победы 1945», все мы ждем кадр: по Красной площади идет Яков Яковлевич, гордый, красивый, молодой. Весной 1945 года папе было присвоено очередное звание – генерал­майор. В папином архиве хранится стихотворение Я. Гончарова, написанное в Клайпеде 25 апреля 1945 года.

Генералу Вербову

Вы смогли дивизию прославить.

Разрешите же от сердца мне

С генеральским званьем Вас поздравить,

Что сам Сталин подписал в Кремле.

Нас ведя Прибалтикой туманной

Сквозь бои, сквозь грозы и дожди,

Вы к победе привели желанной,

Что звездой горела впереди.

Над страной родной умолкли звуки

И угасло пламя тяжких лет.

Хочется пожать Вам крепко руку –

Генералу Сталинских побед!

Папа умел не только хорошо защищать Родину и бить врагов, он умел дружить с людьми, помнил добро, помогал людям, уважал их. После войны семья воссоединилась, опять новые должности, встречи. Закончил отец службу в должности заместителя Командующего авиацией Черноморского Флота. Семья переехала в Симферополь, папа много лет на общественных началах работал в парткомиссии обкома КПСС, в детской комнате милиции, выступал перед учащимися, студентами, воинами.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что судьба папы и нашей семьи ­ это нормальное явление, результат воспитания КПСС и Советской власти. Деревенский мальчик­сирота стал генералом, окончил академию, избирался депутатом областного Совета. За него некому было давать взятки за учебу, двигать на хлебные места. Шел по жизни сам, своим трудом и умом прокладывал дорогу.

Папа был культурным, грамотным человеком. Он умел вести себя скромно, но с достоинством. Он собрал огромную библиотеку русской и зарубежной классики. Умел вести беседу с молодыми людьми разных социальных слоев, простыми крестьянами и членами Правительства.

До последнего вздоха чтил память боевых друзей, однополчан. Так, в Клайпеде по его инициативе был поставлен сразу после войны памятник павшим воинам 32­й дивизии –пирамида, на лицевой части – Орден Отечественной войны, наверху – пушка­сорокапятка, дулом на запад.

Можно еще много хорошего рассказать об одном из преданных солдат Армии и Коммунистической партии.

Не могу не рассказать о письмах, телеграммах, приездах в гости, приглашениях на семейные праздники, встречах ветеранов от Прибалтики до Дальнего Востока, со всех Республик Советского Союза. Одно обращение в письмах «Дорогой мой генерал!» говорит о многом.

Жизнь нашей семьи сложилась хорошо. Моя (ныне покойная) сестра и я, наши мужья и сыновья, внуки – все имеем высшее образование, живем дружно. Помним всех членов большой семьи, погибших за нашу прекрасную Родину!

Пожелаем всем нам мира, справедливости и честности в жизни и не забывать историю нашей славной страны и тех, кто эту историю совершал.

Т. Вербова,

г. Симферополь

Дополнительная информация