СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ

Василий Александрович Сухомлинский – учитель советских учителей. Член-корреспондент Академии педагогических наук, заслуженный учитель, Герой Социалистического Труда. С 1944 года и до последнего своего дня он работал директором Павлышской средней школы в кировоградской области на Украине.

Из книги В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина»:

«Тончайшими способами влияния на душу являются, по моему мнению, слово и красота. Было время, когда школу критиковали за то, что воспитание в ней «болеет «словесностью. Эта критика (отзвуки ее можно услышать и сейчас) – недоразумение. Она вызывает больше удивление. Воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвлимое место современной советской школы. Отсутствие правильного, умелого воспитания словом в отдельных школах порождает много бед… Тонкость внутреннего мира человека, благородство морально- эмоциональных отношений не утвердишь без высокой культуры словесного воспитания. Многолетний опыт убеждает в том, что слово учителя пробуждает в маленьком ребенке, а потом в подростке, юноше, девушке чувство человека – глубокое переживание того, что рядом со мной человек со своими радостями и печалями, интересами и нуждами…»

«… Утверждение красоты в себе невозможно без освоения человеческого чувствования природы, без гармонической системы всей жизни коллектива. Задача школы  – делать так, чтобы уже в годы отрочества человек жил  в мире красоты. Это одна из решающих предпосылок самовоспитания, самоусовершенствования, наконец, власти разума, мудрости, нравственного благородства над тем инстинктом, который потребует длительного облагораживания, – над инстинктом продолжения рода человеческого…»

«В современном человеке нужно воспитывать интеллектуальную тонкость. Отзывчивость, чуткость к человеческой мудрости. Только уроками, усвоением обязательных знаний, выполнением домашних заданий, ответами на вопросы учителя этих качеств не воспитаешь. Пытливость, любовь к познанию – это извечные и неискоренимые человеческие потребности, они воспитаны тысячелетним опытом общественного труда и познания мира. Но если удовлетворение этих потребностей превращается только в обязанность, в повинность, – пытливость угасает, уступая место равнодушию к знаниям…»

«Идеи становятся дорогими, святыми правилами, когда они живут в сердце. Поэтому важно, чтобы юное сердце жило богатой идейной жизнью».

«Утверждение коллектива как воспитывающей силы нужно начинать с формирования взгляда, идейной убежденности….»

«Настоящее мастерство воспитания подростка – дать ему возможность самому подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радости победы».

«… Если подросток живет только кинофильмами, телевизором, транзисторным приемником, магнитофонными записями, если он не знает, что такое размышление над собственной судьбой, вызванное книгой, чтение которой нелегкий труд, то, сколько бы ни было вокруг него людской суеты, он одинок».

«Без горячей любви к делу, без достижения значительных успехов в нем. Без переживания чувства уважения к себе нет личности».

Дополнительная информация