Печальные итоги

Из обращения Николая Бойко к Президенту России Владимиру Путину:

Вот уже более полугода я вынужден находиться за пределами Российской Федерации, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, потому что знаю — ради изъятия из целостного комплекса «Массандры» особо ценных земель, на которое я никогда не дал бы своего согласия, исполнители заказов крымской власти и «федеральных бизнесменов» не остановятся ни перед чем. В мае 2015 года глава Крыма  Аксенов С.В. публично заявил об избыточности земель «Массандры» и необходимости их передачи в другие руки якобы для более эффективного использования, а новое руководство «Массандры» активно эту идею поддержало -  куда ему деваться, оно же для этого и было назначено.

В 2013 году «Массандра» экспортировала большие объемы продукции в 12 стран, в том числе Россию, Бельгию, Голландию, Великобританию, Швейцарию, Германию, Польшу.  В этом году массандровские вина за рубеж не поставлялись.  После некомпетентных организационных передряг объем промышленного производства на «Массандре» за январь-июль 2015 г. составил чуть более 35% по сравнению с аналогичными периодами последних пяти лет. Об объемах реализации вообще говорить не приходится, потому что «новая» ценовая политика нового руководства «Массандры» полностью поломала рынок в Крыму. Сейчас на полках магазинов в Крыму в разгар сезона стоит вино, разлитое еще в прошлом году, потому что продукции 2015 года мало и она предлагается в опте по ценам розницы. Из-за некомпетентного руководства новая «Массандра» впервые за всю свою более чем вековую историю оказалась не готова к винодельческому сезону.  Теперь ее гендиректор  Павленко Я.П. заявляет, что сегодняшняя задача — максимальная продажа винограда в свежем виде, а производством крепленого виноматериала — основы массандровского виноделия, в этом сезоне предприятие вообще заниматься не будет из-за невозможности профинансировать закупку спирта для крепежа виноматериалов.

Отчаянные попытки реализовать остатки виноматериалов прошлого сезона осуществляются путем розлива недообработанного вина и существенного - на 30% снижения  цен на столовые вина. И это в разгар курортного сезона.  А главным аргументом в таких действиях является «а куда это все девать, все равно вылить в канализацию придется, потому что хранить негде». При этом все решения принимаются без учета мнения специалистов с огромным опытом работы, с демонстративной безапелляционностью, с постоянными ссылками на поддержку, как со стороны крымского руководства, так и руководства Вашего Управления делами.

Стиль работы нового руководства «Массандры» уже привел к тому, что с предприятия ушли все ключевые специалисты, которые могли найти другую работу. С февраля этого года были уволены четыре заместителя генерального директора, четыре руководителя филиалов (бывшие предприятия первичного виноделия), начальник отдела сбыта и начальник отдела снабжения, главный энергетик, а также многие ключевые специалисты вспомогательных цехов.

Не от большого ума новый руководитель «Массандры»  открытым текстом на совещаниях раскрывает истинные цели заказчиков, заявляя, что «Массандра», как производство вина, себя изжила, что земли нужно отдать тем, кто из них может извлечь больше прибыли, а из головного завода нужно  сделать музей и эстрадную площадку. В итоге, российская «Массандра» быстрыми темпами умирает, не успев толком возродиться. Крымскую власть (и не только ее) интересует земля, которая сейчас вообще стала бесхозной - ее в аренду «Массандре» так и не передали. Новоявленных бизнесменов от виноделия интересуют исключительно эксплуатация торговой марки «Массандры» и использование первичных виноматериалов для производства собственной продукции на заводах, простаивающих в Краснодарском крае. Некоторых чиновников также интересуют неконтролируемый доступ к всемирно известной винной коллекции «Массандры» и  возможности использования головного завода в качестве экскурсионной площадки.  А сохранением и приумножением уникального голицынского производства российских крепленых вин они не озаботились.

Если срочно не принять необходимых мер, то  неизбежен социальный взрыв и гибель уникального винодельческого комплекса, потому что ни руководство Управления делами, ни новое руководство «Массандры» не занимаются системными проблемами адаптации классического виноделия к сегодняшним российским реалиям. Ведь в России по-прежнему нет законодательства о коллекционных винах. В «Массандре»  хранится  почти 1 млн. бутылок коллекционного вина, начиная с 1775 года. Однако  продавать их сегодня можно, только предварительно перелив из аутентичной бутылки в другую тару, и наклеив этикетку, что это «винный напиток». Крепленые вина, а мы их производили до 75% в год, по-прежнему носят название «винные напитки». Это не только оскорбительно для массандровских виноделов, но и разрушительно для экономики предприятия, потому что производство этих вин обложено разрушительным налогом, доводящим конечную цену нашей продукции в магазине до цен элитного крепкого импортного алкоголя. Нет пока в России понятия о государственном виноделии и виноградарстве. В этих условиях у «Массандры», как  неповторимого, единственного на белом свете виноградорско-винодельческого комплекса, нет будущего. О каком импортозамещении вин и виноматериалов можно тогда говорить?

Прошу Вас, Владимир Владимирович, вмешаться, чтобы обеспечить сохранность активов «Массандры» и радикально изменить отношение власти к этому уникальному комплексу, как Вы это сделали в отношении Херсонеса Таврического. «Массандра», конечно, не Херсонес, но  сакральность ее вин для России тоже существенна, не говоря о социально-экономической значимости комплекса для Крыма.

Происходящее в «Массандре» не является нечто исключительным. По мнению многих  жителей полуострова в Крым возвращаются бандитские времена 1990-х. Это в немалой степени обусловлено некомпетентностью руководителей республики, что наглядно проявилось, в частности, на примере «Массандры», когда глава Крыма подписывал  одно за другим  противоречивые и противоправные распоряжения об имуществе объединения. В силу насаждаемого Аксеновым и его окружением в госорганах республики кумовства и назначения на должности лично преданных людей, невзирая на их профнепригодность, многие опытные специалисты–управленцы, стремившиеся в начале 1990-х сохранить Крым в составе России,  оказались отторгнуты нынешним руководством республики. В их числе Леонид Грач, возглавлявший Верховный Совет автономии, а также первый и последний президент Автономной Республики Крым в 1994-1995 годах Юрий Мешков, которого гнали прочь из Крыма и украинские власти, и новые крымские при поддержке некоторых российских чиновников. Вот что он написал в Фейсбуке:

«Представители нынешней власти не стремились к вхождению Крыма в Россию, и перед тем, как российский флаг был водружён на здания крымского Совмина и Верховного Совета, Сергей Аксёнов вёл кулуарные переговоры с руководителем крымской «Батькивщины» Андреем Сенченко и главой крымско-татарского меджлиса Рефатом Чубаровым о разделе власти в Крыму…  Двуличная власть превратила Госсовет и правительство республики, набитые ее   родней и подельниками, в блокпост на пути России в Крым».

В Крыму в последние месяцы проходят громкие аресты проворовавшихся чиновников. Так, в подвале симферопольской многоэтажки задержали скрывавшегося там министра промышленности Андрея Скрынника, которого правоохранители обвиняют в махинациях на 48 млн. рублей. Арестовали по подозрению во взяточничестве главу налоговой инспекции Крыма Николая Кочанова. Под стражей оказался председатель  Войковского сельсовета за раздачу прибрежной земли в районе Керчи.  ФСБ возбудило уголовное дело против директора Ялтинского порта Петрова по подозрению в злоупотреблении служебным положением, в деле фигурирует сумма в 6,5 млн. рублей.

За первое полугодие 2015 года возбудили 120 уголовных дел коррупционной направленности, в которых фигурируют государственные служащие высокого ранга. Но почему прокурор Крыма Наталья Поклонская, заявляя, что «в коррупции были изобличены как представители органов власти, в том числе и высокопоставленные чиновники республики, так и депутатского корпуса», а ущерб, причинённый республике, исчисляется миллионами рублей», не называет фамилий и должностей?  При этом прокурор Крыма почему-то не пресекла противоправное  вмешательство Сергея Аксенова в работу правоохранительных органов, пытавшегося  выгородить проворовавшихся чиновников.

Всего за последний год против крымских чиновников возбуждено 185 (!) уголовных дел. В них фигурируют 48 представителей законодательной, исполнительной и муниципальной власти. Пять крымских министров и три руководителя правительства Севастополя освобождены от занимаемых должностей. Об этом говорится в статье «Временщики, прохиндеи и недоучки», опубликованной в газете «Наша версия» от 13 июля этого года. Ощущение такое, что никакой кадровой политики руководством республики не проводится в принципе: кандидатов на высокие посты принимают буквально с улицы. В Крыму нынче кто был ничем, тот стал всем и сразу.  Худрук городского кукольного театра Вера-Арина Новосельская в один прекрасный день проснулась министром культуры Крыма и к  ней приставили заместителем  адвоката из районной юридической консультации Павла Ивлева. Замминистра внутренней политики Ольга Макарова ещё год назад трудилась на «предприятии по обслуживанию автотранспортных средств», а её коллега Юлия Мартынова всю свою недолгую жизнь отработала в избирательных комиссиях – секретарём или около того. Министр курортов итуризма Сергей Стрельбицкий «работал в малых предприятиях г. Евпатории на руководящих должностях». Такое ощущение, что из всех министров самый адекватный «занимаемой должности» – министр сельского хозяйства Виталий Полищук, организовавший производство на местной колбасной фабрике «Скворцово».

Леонид Грач, экс-спикер парламента Крыма:

«ФСБ запоздало начало действовать. Бандитский рассадник, произраставший из Партии регионов, бандформирований Сейлем и Башмаки, укрепился во всех сферах жизни Крыма. ФСБ обязано было и Белавенцеву (представитель Президента РФ) подсказать, что поигрались в крымскую весну, самооборону, но остановитесь, дальше наступает реальная жизнь. Тем более, она крайне усугблена санкциями, которые действуют на социально-экономические настроения крымчан. Их настроения резко меняются и потому, что в парламент Крыма посадили многих, кто напрямую связан с криминальным миром, по министерствам рассадили всех, кто с «подмоченной» репутацией. Что это за подбор кадров, за который никто не несет ответственности?! Развели коррупционный, криминальный бардак, и теперь надо ловить по подвалам, арестовывать министров. Как можно понять, когда Аксенов увольняет третьего по счету министра транспорта, возбуждается уголовное дело по нему, а он назначает его своим советником?! ФСБ уже достали до такой степени, что они поняли, мы можем вернуться в бандитский Крым 1990-х».

Юрий Мешков президент Крыма в 1994–1995 годах:

«Такое ощущение, что Россия всё ещё не вернулась в Крым, а застряла где-то на пороге. Команда Сергея Аксёнова сформирована из людей, достойных находиться в иных охраняемых местах, но не в кабинетах правительства. С моей точки зрения, необходимо вводить прямое президентское правление в Крыму – может быть, в мягкой форме. Целесообразно было бы и нынешнее правительство, набранное частично из местных, а частично из киевских и донецких кадров, сменить на московское. Можно пойти и по другому пути – назначить каждому руководителю министерства и ведомства куратора, проверенного чиновника из материковой России. В общем, основная задача – помешать этой организованной команде безнаказанно «пилить бюджеты».

Очевидно, Президенту России придется вплотную заняться Крымом не только с целью защиты и сохранения уникального винодельческого комплекса «Массандра», о чем его просил в своем обращении Николай Бойко. Не для того наша страна приняла на себя град санкций, чтобы Крымом в своих корыстных интересах  воспользовалась кучка бандитствующих чиновников.

Моисей Гельман,

член Экспертного совета Комитета по промышленности Государственной Думы РФ

"Промышленные ведомости"

Дополнительная информация