Наш долг солдатам минувшей войны!

Поисковой работой занимаюсь 27 лет, с 1998 года. Теперь мне уже 82 года – писать трудно. Сейчас мой физический мир – свой дом. Но поисковую работу – запросы в архивы – не бросала. Сотрудничаю с районным архитектором Борисовым Валерием Николаевичем, с ветеранскими организациями и со школами.

Я – переселенка военного времени, 1944 года, из Орловской области. Пошла работать с 11 лет. После семилетки – вечерняя заочная школа, торгово-кулинарная школа, школа садоводов-виноградарей, в 1966 г. – сельхозинститут имени М.И. Калинина – и производственная работа. Мемуары не стала писать, а папку с рассказами – в основном о жизни переселенческой детворы и другие рассказы о работе в колхозе – в стол. Многие рассказы и статьи о военно-патриотической работе публиковались в газете «Слава труду».

Работая на общественных началах в комиссии по составлению «Книги Памяти Крыма» в Бахчисарайском районе, я изучала не только архивные документы, но и обходила буквально каждый дом. Описать все ужасы войны, горе каждой семьи – не хватит жизни.

В другой «Книге Скорби» описаны факты гибели мирного населения. Книга выпущена, но ее количества маловато: на Республику всего 1 000 штук, т.е. на районы мы получили всего по 20 штук. В течение нескольких лет я обращалась в республиканские инстанции о дополнительном выпуске – с дополнительными фактами зверств фашистов. Обещали выпустить, но дело так и не двигалось. Теперь открыли сайт в интернете, но это не выход. Нужна полномасштабная работа по сбору дополнительных сведений и, в связи с вхождением Крыма в состав России, выпуск новой книги.

У нас заговорили о тружениках тыла, о годах оккупации. Но есть проблема: необходимо провести эксгумацию и захоронения с расстрельных мест, а мне говорят: «покажите точное место», а кто сейчас покажет? Свидетелей нет уже, хотя я в течение 25 лет обращаюсь с просьбой о необходимости обозначить эти места на картах землепользования каждого хозяйства. Особенно актуально стоял этот вопрос при приватизации земли. На мой взгляд, если нет финансов на эту работу, то сейчас обозначьте, хотя бы установив знаки.

Мы с архитектором Борисовым Валерием Николаевичем составили перечень расстрельных мест района со слов очевидцев, но еще много работы. В Крыму нет готового плана работы над этим вопросом.

Я проявила инициативу и 4 года добивалась эксгумации и перезахоронения жертв расстрельного места около «Стройгениндустрии», в 2004 году при помощи Дейча Бориса Давыдовича эту работу провели. В 2014 году перезахоронили останки четырех матросов, до 2000 года – трех – и это за 25 лет. А ведь Бахчисарайская земля входит в первую линию защиты Севастополя, и почему-то поисковики города Севастополя не включают наши земли в свои планы.

В год 70-летия Великой Победы я, как всегда, проходила около солдатской могилы и в моем сознании возникли эти строки…

ЗОВ НЕИЗВЕСТНОЙ СОЛДАТСКОЙ МОГИЛЫ

(отрывок)

Земля кружилась и звенела.

Вдруг тишина!

Последний вздох и мысль –

окончилась война.

Друзья его нашли,

на склон зеленый отнесли.

Похоронили по-солдатски,

Оросив слезой по-братски.

Чтоб не забыли могилу,

Белыми камнями обложили.

Что же, люди, случилось с вами,

С вашими пламенными речами

«Никто не забыт, ничто не забыто»?

Вас заели дела быта?

Сердца ваши окаменели?

Души ваши очерствели.

Прошли годы. Другие времена.

Далеко от них война.

А добравшиеся до власти

Других высот – за свое богатство,

За сиюминутную удачу

На могилах – строят дачи.

70 лет Парада Победы – разбудил

Европу. Показал всему Миру

Военную мощь и силу,

Будто говоря: «кто к нам

С мечом придет, – от меча и погибнет».

Не пора ли долг отдать,

С почестями земле предать?!

Хоть не родные вы, не близкие,

Поставьте над ними обелиски

И преклоните перед ними колени.

А. Защук,

член Совета ветеранов

 

Бахчисарайского района

Дополнительная информация