Леонид Грач

Политическая реальность полуострова

Леонид Грач в эфире Радио "Свобода" (30.09.15.)

 


 

Павел Казарин: Вся эта закулисная рубка – ни что иное как битва за границы полномочий. С одной стороны Сергей Аксенов, уверенный, что статус главного публичного автора «Крымской весны» наделяет его правами феодала, а с другой стороны Москва, которая, судя по всему, не желает плодить неприкосновенных, тем более, что сам Аксенов был лишь одной из многих кандидатур на пост главы российского Крыма. Его заслуга состоит не в том, что он инициировал смену флагов, а лишь в том, что он именно с этой самой переменой согласился и заявил готовность служить публичным лицом новой реальности. И у нас есть возможность поговорить с человеком, который тоже был в тех самых списках, в которых был и Сергей Аксенов полтора года назад и с тем самым человеком, который тоже мог занять пост главы Крыма. С нами на связи лидер Крымского отделения Коммунистической партии Коммунисты России Леонид Грач. Леонид Иванович, вот скажите, почему Аксенов так пытается избежать назначения чиновников из Москвы?

Леонид Грач: Павел, Вы – крымчанин. И вы знаете, что глубина этого вопроса настолько сильна, что, собственно говоря, сегодня мы подошли к трагическому моменту. И это не потому что, скажем, в свое время Белавенцев полтора года назад прилетел и предлагал мне от имени Шойгу возглавить Совет Министров и затем за ночь вместе со Стрелковым и он же Гиркин, который в то время здесь руководил операцией, сменили свое решение при поддержке, естественно, того же Константинова и других. Они не могли согласиться на мою кандидатуру по одной причине: если бы они согласились, то, во-первых, их бы сегодня уже не было, а, во-вторых, не было бы того трагического бардака в широком и глубоком смысле этого слова в Крыму. Но я хотел бы чтобы наш радиослушатель вдумался, что сегодня Крым с точки зрения кадрового потенциала – это выжженная пустыня. Мы сегодня действительно пожинаем плоды ухода советского периода, советских кадров, которые ушли в естественном порядке, а также уход последних, которых подобивали как только могли за этот аксеновский период. Мы должны понять, что развал на полуострове начался, когда пришли так называемые «донецкие», я имею в виду клан Януковича и привезли сюда главного бандита Джарты и его помощников. Сегодня они спокойно гуляют по Крыму, имеют дачи и дома и они не просто присутствуют, а они – своеобразные смотрящие на территории полуострова. Сегодня в Крыму у власти не состоявшиеся политработники, никогда не державшие ни лопаты, ни вил, не сидевшие в управленских кабинетах, не занимавшиеся ничем, которые были на побегушках. Мы, крымчане, пережили бандитский период и сейчас он вернулся. Когда вот это все случилось в ночь с 26 на 27 число, когда поменяли ситуацию и поставили Аксенова, родили по сути бардак. Я в открытую сам напросился на беседу в постоянное представительство президента и в июле прошлого года сказал, что мне важен Крым, мне важно, чтоб в Крыму был порядок, чтоб Крым не был коррумпирован, чтоб Крым не был бандитским.

Павел Казарин: Ваши позиция мне понятна. Вы считаете, что те люди, которые оказались у крымской власти – это во многом случайный такой элемент гибрида между поздней «Партией регионов» и между окружением Сергея Аксенова. Почему Сергею Аксенову, на ваш взгляд, удается удержаться в кресле? Вот вы упомянули фамилию постоянного представителя президента России в Крыму Белавенцева. Многие люди считают, что именно этот дуэт как раз-таки прикрывает друг друга.

Леонид Грач: Вы совершенно правы, поэтому я и предупреждал так называемую «фирму Белавенцева» не допустить, чтобы в сентябре 2014 года был создан криминальный двуглавый тандем во главе с одной стороны с Аксеновым, главой Госсовета, подбирающем под себя все, а с другой стороны с Константиновым. Вот даже сегодня утвержден уже четвертый за полтора года министр здравоохранения. Если эти министры работают только месяцами, а не годами, могут ли они навести хоть какой-то порядок? На примере здравоохранения можно посмотреть, насколько оно разрушено, коррумпировано и насколько этим увлекаются последователи тех, которые возглавляли медицину. Собственно говоря, аксеновщина дала им возможность угробить федеральный университет. Убрали также и лучшего ректора медицинского университета Бабанина, уволили профессионала-винодела всемирного масштаба гендиректора «массандры» Бойко. Вы тут правы, что Аксенов и Белавенцев это одно целое.

Павел Казарин: На ваш взгляд, вот какой курс стабильности и устойчивости у Сергея Аксенова по времени, по кадровому потенциалу? Сколько ему позволено?

Леонид Грач: Сколько позволит ему Владимир Путин. Я так скажу, потому что либерал и не профессионал Дмитрий Медведев был в Крыму и все прекрасно видел. Они походили, пообщались, а собственно говоря никаких изменений мы так и не наблюдаем. Нет порядка, создали Министерство по делам Крыма и тут же разрушили. Все коррумпировано и Аксенов при поддержке Белавенцева этим пользуется. Как же это может быть так, когда премьер-министр России выносит официальное предложение президенту Путину направить в крымское правительство группу специалистов с других регионов и в том числе из Москвы и это в открытую игнорируется! Мы уже говорили о том, как игнорируется борьба с коррупцией, как защищают тех своих, которые состоят в правительстве полуострова. Сегодня там нет ни одного порядочного человека, там нет профессионалов, там нет никакого патриотизма, там есть передел собственности. Что большие олигархические структуры Москвы пока не отобрали, а они отбирают землю, виноградники, промышленные и санаторные комплексы и т. д., то все аксеновщина пытается поделить между собой.

Павел Казарин: Мы помним, как совсем недавно Владимир Путин попытался искоренить коррупцию из крымских кабинетов. Это было, если я не ошибаюсь, в августе-сентябре этого года. Сергей Аксенов анонсировал громкую кадровую чистку и говорит, что фамилии он пока назвать не станет, но она будет масштабной. Он как раз-таки исполнит поручение, выдвинутое российским президентом. Вот на ваш взгляд, кадровая чистка, которую анонсировал Сергей Аксенов в Крыму, кто под нее попадет?

Леонид Грач: Он пытается почистить всех тех, кто сегодня рядом с ним, но ему это не удастся, потому что ворон ворону глаз не выклюет. Вот на примере ситуации с министром промышленности Крыма можно заметить, настолько они все коррупционно завязаны. ФСБ попыталась тронуть Скрынника и завела уголовное дело, но при всем при этом он до сих пор сидит в кресле, потому что как только его тронули, он сказал, что расскажет, какие указания давал ему ближайший сподвижник Аксенова Шеремет по поводу Бахчисарайского РайПО и по многим другим вопросам. И тут же все стало на свои места. Бардак будет до тех пор, пока Москва не поймет, что в Крыму может быть хуже, чем в республике Коми, так как вся эта грязь рано или поздно всплывет, спровоцирует даже межнациональную напряженность и т. д. Прискорбно то, что до Путина практически нельзя достучаться. Я отправлял и продолжаю отправлять десятки писем по острейшим проблемам, но никакой реакции так и не вижу.

Павел Казарин: Давайте друзья суммируем то, что произнес Леонид Грач. Все оно сводится к нескольким моментам, что Сергей Аксенов и представитель президента России в Крыму Белавенцев – это такая себе связка, которая одновременно и работает, и прикрывает друг друга. С другой стороны, либерализм Москвы, а именно Дмитрия Медведева, позволяет Аксенову удержаться и как бы блокировать назначение в крымские министерства приезжих либеральных чиновников. Очень больших и ярких неожиданностей от кадровая чистки, которая анонсирована Аксеновым, во всяком случае, сам Леонид Грач не ждет вообще. Сергей Аксенов наверняка хотел бы цитировать формулу Людовика XVI о том, что «Государство – это я», ну в крымской редакции, что «Крым – это я». В условиях многомиллионных федеральных дотаций на Крым это конечно выглядит как предел мечтаний, тем более, что за годы жизни и работы в Украине Аксенов привык к слабости столичного центра, которая раньше была. Проблемы максимы Кучмы о том, что «Украина – не Россия» в том, что она работает и в обратную сторону: «Россия – тоже не Украина» и Москва вряд ли готова иметь еще одного Рамзана Кадырова. Залог крымской стабильности, ну если угодно в кавычках, он вовсе не сосредоточен в главе республики. Вся политическая конкуренция в Крыму сегодня сведена к дискуссии о том, кто не любит Кремль, а потому единственные толковые перемены после замены первого лица в Крыму – отставка его ближайшего окружения и именно это Сергей Аксенов никак не возьмет в толк.

Крым.Реалии. Радио «Свобода»,

30.09.15.

 

Дополнительная информация