Размышления на актуальную тему

 

Объективные процессы интернационализации экономики, поселений и семей, ускорения миграционной динамики ослабляют внутренние связи в национальных (этнических) сообществах и национальное самосознание множества людей, вплоть до забвения ими родного языка, если он не является государственным. Кроме того, за постсоветский период в информационном эфире нашей страны произведения искусства от глубинных родных истоков вытесняются низкопробным поп-эрзацем, от которого часто разит духовным тленом. На этом поприще задействованы большие средства, современные информационные технологии и изощренные способы приковывания массового внимания к «культовым» поп-звездам.

 

Под влиянием данных объективных и субъективных факторов массы людей теряют передававшиеся и пополнявшиеся веками от поколения к поколению духовные богатства, воплощенные в самобытной словесности, музыке, песнях, танцах, одежде, орнаменте и других плодах художественного творчества народов. Все общество теряет исходный потенциал эстетического и духовного развития. В «цивилизованном» мире Запада этот духовный регресс перерос в целенаправленную политику массового растления народов.

 

При увядании большинства национальных культур в мире широко применяются изощренные приемы воспаления агрессивного «патриотизма» в национальном самосознании народов для провоцирования распрей между ними. Наглядных примеров множество.

 

В нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года многие революционеры считали, что пролетарский интернационализм предполагает нивелировку национальных культур в пролетарской среде и, значит, в государстве диктатуры пролетариата. Руководство страны во главе с В.И. Лениным и затем И.В. Сталиным взяло прямо противоположный курс на создание условий для процветания каждой национальной культуры. Благодаря такой политике народы пятидесяти национальностей впервые обрели свою письменность. Ликвидация безграмотности открыла им доступ к литературе на всех родных языках.

 

Русский народ совместно с народами более ста национальностей сформировал территориально самое крупное в истории человечества государство. У русского народа за его многовековую историю сложилась богатая самобытная культура, включившая в себя несметное число произведений во всех известных видах художественного творчества. Общепризнано большое влияние русской культуры на мировую культуру. Русский язык стал государственным языком и, следовательно, языком межнационального общения для народов более ста национальностей.

 

Сейчас русский язык – самый богатый среди языков мира по словарному содержанию. Это основополагающее богатство русской словесности позволило создать на русском множество произведений художественной литературы, ставших мировой классикой. Оно же позволило изложить на русском много изобретений и научных открытий, в том числе великих. В советский период массовое обучение русскому языку людей всех национальностей нашей страны открыло им широкую дорогу к профессиональным и научным знаниям, которые до того были им недоступны. Русская речь первой прозвучала в космосе. Русский язык стал одним из пяти официальных языков ООН.

 

Из глубинных истоков художественного творчества народов нашей страны сложилось советское искусство, восхищавшее весь мир. Уникальное развитие в СССР получила физическая культура с самыми яркими в мире победами в спорте. Все это было недостижимо без особой заботы со стороны советского социалистического государства. При советской власти выдающиеся деятели были окружены народным почитанием. Как никогда раньше и как ни в какой другой стране у нас за советский период было возведено им множество памятников, создано музеев, названо их именами множество улиц, площадей, городов.

 

Государственная забота о развитии национальных культур в немалой мере предопределила то, что наша многонациональная Родина разгромила фашистов, поработивших почти всю Западную Европу и мобилизовавших ее военно-экономический потенциал для порабощения и уничтожения нас. Совместно пролитая кровь ради этой Великой Победы сделала все народы СССР братскими.

 

Однако национально-государственное устройство СССР, формировавшееся до середины XX века с учетом сложных внешних и внутренних обстоятельств того времени, имело ряд противоречий, касающихся межнациональных отношений. Одни национальности стали титульными в союзных республиках, другие – в автономных образованиях, третьи – ни в каких, поскольку невозможно создать национально-территориальные образования для всех национальностей.

 

В национально-территориальных образованиях СССР было установлено государственное двуязычие: один государственный язык – русский, второй – титульной национальности. Были попытки добиться, чтобы все жители знали оба государственных языка. Вышло так: если, например, мордвин родился и закончил школу в марийской республике, получил высшее образование в татарской и поехал работать в чувашскую (их столицы – в радиусе 100 км), он должен знать четыре государственных языка, но только не свой родной мордовский, который тоже государственный, но еще в 100 километрах отсюда. Так оно есть и поныне действующим республиканским конституциям. Благо, что пока никто не востребовал переводить с русского на все другие государственные языки тысячи тонн организационно-технической документации в промышленности.

 

Всем народам нашей страны много лишений и горя принесло расчленение СССР национал «патриотами», пришедшими к власти обманом избирателей, узурпацией полномочий и штурмовыми методами при открытой поддержке с Запада. В результате практически все народы нашей страны и даже миллионы семей оказались разделенными по разным «суверенным государствам», где народам и титульным национальностям досталось внутреннее разобщение, увядание родных культур, падение уровня профессиональной квалификации и разорение экономик.

 

Мировое сообщество признало продолжателем СССР Российскую Федерацию, и в этом статусе она заняла место СССР среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. После «лихих девяностых» социально-экономическая обстановка в РФ улучшилась, но до сих пор ее центральные власти не взялись содействовать развитию родных культур: ни русской, ни других коренных народов России. Зато почти все «российские» СМИ культивируют поп-эрзац. Он, как буйный сорняк, в нашем богатейшем в мире многонациональном цветнике заглушает то, что взращивалось народами многие века.

 

За постсоветский период государственное содействие развитию национальных культур продолжилось в Татарстане. Татарский народ за свою многовековую историю развил самобытную культуру с большим многообразием духовных богатств, начиная с родной речи, включая творения многих искусств национальные виды состязаний в силе и ловкости. В советский период за тяжелые годы отражения интервенции Антанты, преодоления разрухи после Первой мировой войны, мобилизации сил и средств на создание отечественной индустрии, перевооружения Красной Армии, Великой Отечественной войны, – древняя культура татар не померкла, а обогатилась новыми для нее видами искусства: живописью, скульптурой, оркестровой музыкой, эстрадой, оперой, балетом. Взращенные советской властью первые татарские профессиональные художники, музыканты, композиторы, дирижеры, хореографы, артисты оркестров, ансамблей, эстрады, оперы, балета создали много произведений, полюбившихся народу, сохранивших в себе родной колорит и пополнивших сокровищницы отечественного и мирового искусства.

При большом внимании и нынешнего руководства к сохранению и развитию татарской национальной культуры она в Татарстане не превозносится над другими и не обособляется от них. Республиканские театры, галереи, концертные залы и отчасти СМИ, широко представляют искусство соседствующих издревле башкирского, марийского, мордовского, русского, удмуртского, чувашского народов, многих других народов нашей страны и зарубежья. За последние годы в центре Казани установлены памятники русскому поэту Державину, русскому певцу Шаляпину, советскому татарскому композитору Сайдашеву, создан музей советского русского художника Васильева. Такая национально-культурная политика руководства РТ в немалой мере обусловила безуспешность попыток спровоцировать и в Татарстане межнациональные распри.

 

Однако информационная мощь театров, галерей, концертных залов и музеев мизерна по сравнению с мощью электронных СМИ, которые теперь дополнились интернетом. Но те же самые информационные технологии при соответствующем их применении открывают невиданные ранее возможности преодолеть объективные и субъективные факторы забвения родных культур, и больше того, достичь их нового расцвета, возрождения, ренессанса.

 

Для достижения этой цели применительно к каждой национальной культуре необходимо создать исполнительный орган, в работе которого объединились бы усилия государства, деятелей данной культуры, национального общественного актива и СМИ, включая интернет-актив. При этом недопустимо ставить вопрос так, что о развитии татарской культуры должны заботиться только татары, о развитии марийской только марийцы и т. д. Необходимо исходить из того, что все национальные культуры составляют наше ценнейшее общенародное достояние, а их деятелям принадлежит ведущая роль в его преумножении.

 

У татарского народа самым крупным сосредоточием деятелей национальной культуры и произведений татарского искусства уже много веков является Казань. За последние годы большую работу по сохранению внутринациональных связей среди татар всего мира ведет Международный союз общественных объединений «Всемирный Конгресс Татар», созданный в Казани. Таким образом, Казань стала организационным центром дальнейшего развития татарского национального сообщества и его родной культуры. То есть Казань стала по сути татарской национально-культурной столицей. Осталось закрепить этот статус официально и создать в Казани названный выше исполнительный орган.

 

Уже много веков, как русские стали народом с диаспорами по всему миру. Это обстоятельство делает и для русских особо актуальным формирование своей национально-культурной столицы. Самым крупным средоточием деятелей русской культуры и произведений русского искусства является Москва. За последние годы большую работу по сохранению внутринациональных связей ведет Международное общественно-политическое объединение «Конгресс Русских Общин». Таким образом, есть все условия, чтобы Москва официально стала русской национально-культурной столицей.

 

Особо актуально формирование таких столиц для народов, не титульных нигде. У нас только на Кавказе их более тридцати.

 

С созданием национально-культурных столиц для всех коренных народов нашей страны можно будет переходить к новому государственному двуязычию: один государственный язык русский – деловой (язык межнационального общения и делопроизводства); второй государственный язык – родной литературный (язык внутринационального общения, сохранения и развития родной словесности каждого коренного народа нашей страны на всех территориях его проживания. Сейчас интернет позволяет успешно реализовать такое двуязычие с организацией государством через национально-культурные столицы дистанционного обучения каждому родному языку вне мононациональных школ и по всему миру.

 

Применение информационных ресурсов национально-культурных столиц для развития внутринациональных связей и приобщения больших масс людей к эстетически ценной, познавательной, интересной, увлекательной информации на родной языковой основе позволит намного ослабить влияние информационных потоков, духовно разлагающих, зомбирующих и провоцирующих рознь и распри среди братских народов нашей любимой Родины.

 

Открытость информации по национальным искусствам позволит эстетически и духовно обогащаться всем людям, вне зависимости от их национальности, а деятелям искусств – черпать новое вдохновение из этой неисчерпаемой духовной сокровищницы. Выход информации национально-культурных столиц в зарубежные диаспоры усилит духовно здоровое влияние нашей страны во всем мире.

 

Такое организационное решение будет первым в мире и, вне сомнения, не последним. Формирование национально-культурных столиц с аналогичными целями актуально практически для всех национальных (этнических) сообществ мира и для всех государств, где власти стремятся действовать во благо своим народам.

В. Машков,

член КП КР,

г. Казань, Татарстан

 


Редакция газеты «Искра Правды» приглашает наших читателей к дискуссии по теме, поднятой автором.

 Ждем вашего мнения!

Дополнительная информация