Путешествие в страну фронтовой песни

Читатели «Искорки» помнят заметки автора строк под заголовком «Путешествие в страну фронтовой поэзии» – о творчестве поэтов, прошедших Великую Отечественную войну, вернувшихся живыми или оставшихся на поле боя.

На стихах Великой Отечественной воспитывалось не одно поколение молодежи при Советской власти. Но ещё доходчивей до сердец старшего и среднего поколения были стихи, ставшие песнями. (Заранее прошу поэтов и композиторов простить, что не называю ваши имена, а читателей – сходить в библиотеку).

До войны наши деды и отцы становились патриотами отчасти и потому, что пели у пионерских костров, на всесоюзных стройках, во время службы в армии, в путешествиях по стране такие песни, как «Москва майская»(«Утро красит нежным светом…»), «Дан приказ: ему на запад, ей – в другую сторону…», «В далекий край товарищ улетает», «По долинам и по взгорьям», «Тёмная ночь, только пули свистят по степи…», «Спят курганы тёмные», «Раскинулось море широко…», «Крейсер «Варяг» («Наверх вы, товарищи, все по местам…»), «По военной дороге», «Были два друга в нашем полку», «Взвейтесь кострами, синие ночи» и другие.

Конечно, это не все довоенные патриотические песни. Но их всё-таки лишь десятки. А в годы Отечественной войны, поверьте мне на слово, – таких песен появилось более сотни. И тон задала созданная в первый день войны знаменитая «Священная война» («Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…») – своеобразный Гимн будущей Победе. В ней чеканные строки стихов и тревожная торжественно-набатная музыка слились в одно неразделимое целое. И тут мне вспомнились стихи поэтессы Галины Николаевой:

…Когда стихи становятся стихами?

Когда они прострелены, как знамя.

Когда в них ритмы ленинского шага.

Когда в них смелость, правда и отвага…

Когда сквозь них гудит и рвётся завтра,

Когда для строф и строчек поголовно

Нужна отвага первых космонавтов.

Моему поколению мальчишек военного времени посчастливилось разучивать и петь не только песни времён революции, гражданской, но и Великой Отечественной войны. На строевых занятиях в школе, во время работы на колхозных полях, в кружках художественной самодеятельности. Слушать, записывать и запоминать из кинофильмов и по радио. Например «Марш артиллеристов» из кино «В шесть часов вечера после войны», по радио – «Синий платочек», «Давай закурим» и другие в исполнении Клавдии Шульженко. А вот о ней расскажу чуть подробнее.

Когда-то на 3-ем году службы мне предоставили отпуск – из Крыма в Таджикистан, откуда призвался, с пересадкой в Харькове. Но ведь давно мечталось побывать в Москве (кто знает, будет ли в жизни такой случай): сходить в Большой театр, в Мавзолей Ленина, в Третьяковскую галерею, другие музеи, пройти по Красной площади… Попросил проводницу за доплату проехать до Москвы. «Ага, только с солдатиков не брала ещё деньги. Ты не первый – спи спокойно, утром будем в Москве.»

…И вот она – столица нашей Родины.  И… первые неудачи: по Красной площади, конечно, прогулялся, но Мавзолей был временно закрыт. Впечатлила смена часовых – и то ладно. Билеты в Большой театр были раскуплены на несколько месяцев вперёд. В Третьяковке оконфузился: первые залы посвящены согласно исторической хронологии шедеврам живописи и скульптуры древних мастеров.

Хожу по залам не спеша, подробно записывая в блокнот фамилии авторов, названия, годы создания, свои впечатления, чтобы и самому приблизиться к высокому искусству, и ребятам рассказать по возвращении из отпуска. Тем паче и должность обязывала – комсорг стройбата.

Поле 10-го зала глянул на часы – 5-й час вечера (галерея открыта до 7-ми). Догадался спросить у сидящей за вязанием бабушки-смотрительницы – сколько всего комнат. Оказалось… 52! Понятно – остальные залы (а полотна дальше всё интереснее и современнее!) пришлось просто пробежать «галопом по Европам», оставив подробности на завтра.

А сейчас у меня билет на концерт знаменитой Клавдии Шульженко в Колонном зале Дома Союзов.

…Стою вместе с другими за креслами (билет стоячий) далеко от сцены, на подмостках которой высокая красивая женщина в длинном вечернем платье поёт-рассказывает неповторимым мягким сопрано о буднях бойцов в годы войны, о них же в короткие передышки между атаками, о письмах домой – невестам, жёнам, детям, матерям, о любви и верности. Уже 10 лет как закончилась война, о которой она знала не понаслышке, выступала в прифронтовой полосе в минуты затишья. Рискуя здоровьем и самой жизнью, поднимала дух воинов, огрубевших внешне, но в душе оставшихся просто рабочими, крестьянами, учителями, врачами, которых ждут заводы, фабрики,  колхозные пашни, дети в школах и больные в амбулаториях и стационарах. Люди аплодировали певице на фронте, рукоплещут здесь, просят повторить «Синий платочек», «Огонёк», «Давай закурим», «Руки», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?..». Полтора часа пролетели быстро. Уставший (весь день на ногах), но довольный вернулся поздним вечером, точнее – ночью, на Казанский вокзал и, перебирая в памяти события прошедшего дня, незаметно уснул. Да так крепко, что утром обнаружил исчезновение рюкзака. Впрочем, из его содержимого мне больше всего было жаль только что вышедший роман Леонида Леонова «Русский лес», купленный в вокзальном книжном ларьке. (Прочитал библиотечный потом, после армии).

Ранним утром поспешил снова в Третьяковку и до закрытия сумел-таки рассмотреть шедевры живописи и скульптуры оставшихся 42 залов с записями фамилий авторов и впечатлениями. Блокнот этот и сейчас передо мной. (Подробности опускаю, сходите в Третьяковку, будучи в Москве. Моя тема – фронтовые песни).

На вечер был билет в Театр Советской Армии на Краснознаменный хор под управлением дирижера А. Александрова (сейчас – его имени). Купил заранее программу концерта. Хотя по ходу его кратко записывал свои впечатления.

Прошу прощения у редакции, но в связи с наступающими праздниками буду приводить тексты первых куплетов – что-то вроде попурри. Чтобы фронтовики, дети войны и наши внуки и правнуки почаще вспоминали советские песни времён Великой Отечественной или созданные после войны. Большинство их запевал известный тогда тенор солист хора Иван Букреев. И вот, глядя на одного из бойцов, завистливым весёлым голосом вопрошает:

Что ты, Вася, приуныл, голову повесил,

Ясны очи замутил, хмуришься, невесел?

Что случилось вдруг с тобой, Вася-Василёчек?..

И хор из полусотни бравых парней скороговоркой подхватывает:

Не к лицу бойцу кручина, места горю не давай,

Если даже есть причина, никогда не унывай!

Места горю не давай, никогда не унывай! Не унывай!

И тут из-за кулис выскакивает сам хмурый «Вася», а с противоположной стороны – девчата в ладненькой армейской форме и пилотках! И такую выстукивают дробь каблучками сапожек, что боец вмиг преображается, улыбаясь и отдавая честь, встречает солдатских подруг присядкой. А Ваня Букреев выводит следующую руладу-куплет, поддерживая «Васино» и всего зала настроение:

…Прижимай к плечу плечо – дружба остается,

Если сердце горячо, – девушка найдется…

И подходит к бойцу, словно павушка, самая нежная и обаятельная, грациозная и красивая и, обнявшись, они вместе выполняют такие коленца и па, что публика взрывается аплодисментами до самого конца песни и танца.

Пока солист отдыхает, хор отдаёт дань уважения советским партизанам:

Ой туманы мои, растуманы.

Ой родные поля и луга,

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага…

…Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой мелькнёт за кормой

Знакомый платок голубой…

Артиллеристам:

Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,

Идем мы в смертный бой за честь родной страны.

Пылают города, охваченные дымом,

Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Артиллеристы, Сталин дал приказ,

Артиллеристы, зовёт Отчизна нас…

И снова на весь зал звучит соловьиная трель Ивана Букреева, но теперь уже с грустной ноткой о трудностях солдатского быта и тоске по любимым подругам в тылу:

Бьётся в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

…Ты сейчас далеко – далеко,

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага…

Зрители, среди которых много фронтовиков и просто военных, давно уже хотят вальсировать. И вот он, как по заказу, – вальс «В лесу прифронтовом»:

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы,

Товарищи мои…

Первыми, конечно, начинают танцевать зрители, как и я, со стоячими билетами. Женщин среди нас не хватает, и мы галантно приглашаем дам, сидящих в креслах. Отказов не наблюдается, Следующая песня «Случайный вальс». «Со случайными партнёршами», – шутит кто-то вдогонку.

Ночь коротка, спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

…Будем кружить. Петь и дружить,

Танцевать я совсем разучился,

И прошу Вас меня извинить…

Чтобы любителям танцев отдохнуть, солисты в два голоса запевают задорную развесёлую:

На солнечной поляночке

Дугою выгнув бровь,

Парнишка на тальяночке

Играет про любовь.

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама

О том, как черноглазая

Свела с ума…

А по динамику ведущий читает отрывок из «Василия Теркина»:

Вот беда: во всей колонне

Завалящей нет гармони.

А мороз – ни стать, ни сесть…

Снял перчатки, трёт ладони,

Слышит вдруг: – Гармонь-то есть.

…И кому какое дело –

Кто играет, чья гармонь…

После антракта кто-то из зала кричит: «Букреев, не забудь «соловьёв»!»

Солиста дважды просить не надобно: он тут же своим высоким соловьиным заливистым тенором просит «шальных» птичек:

…Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна, (подхватывает хор)

Ребятам стало не до сна:

Не потому что пушки бьют,

А потому что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи…

Потом хор исполняет задумчивую печально-философскую:

Эх, дороги… Пыль да туман,

Холода, тревоги да степной бурьян...

Знать не можешь доли своей.

Может, крылья сложишь

Посреди степи...

Снег ли, ветер,

Вспомним, друзья,

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

А кого оставит равнодушным грустная мелодия и рассказ:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?..

Далее хор исполняет известную даже нынешней молодёжи песню «В землянке»:

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой...

Её сменяет мелодия песни, рассказывающая о мечте каждого  солдата – вернуться  живым домой:

…Давно мы дома не были,

Цветёт родная ель.

…Который год красавицы

Гуляют без ребят.

Без нас девчатам кажется,

Что звёзды не горят

Лети, мечта солдатская,

к дивчине самой ласковой,

Напомни обо мне…

Не забыл хор отдать должное и самому старому в армии роду войск – кавалерии, доскакавшей от Тихого Дона до самого Берлина:

По берлинской мостовой

Кони шли на водопой.

Шли, потряхивая гривой,

Кони-дончаки…

Казаки, казаки,

Едут-едут по Берлину

Наши казаки.

И снова о Берлине словами Льва Ошанина:

Ехал я из Берлина по дороге прямой,

На попутных машинах

ехал с фронта домой…

…Наше солнышко краше,

и скажу не тая:

Лучше девушек наших

нет на свете, друзья!..

Затем хор ещё раз решил прославить моряков такими песнями, как «Вечер на рейде», «Заветный камень», «О чём ты думаешь, товарищ моряк?», «Прощайте, скалистые горы», «Севастопольский вальс», под мелодию которого на сцену с обеих сторон кулис выбежали моряки и морячки и закружили такую карусель, что  у зрителей глаза зарябило от кружащихся в вихре вальса пар, который внезапно сменила задорная кадриль, а в завершение, придерживая губами ленты бескозырок, они лихо отбарабанили знаменитые «Шаланды, полные кефали» и «Эх, яблочко».

Ещё в антракте я пробрался на сцену и попросил исполнить только недавно разученную нами в учебке «Песню о Советской Армии». И вот исполняется мой заказ, и сначала я, а потом и весь зал подхватил припев:

Несокрушимая и легендарная!

В боях познавшая радость побед,

Тебе, любимая, родная армия,

Шлёт наша Родина песню-привет!

Шлёт наша Родина песню-привет!

По окончании песни я даже похвастался рядом стоящим зрителям, что именно эта песня помогла нам, будущим сержантам, занять первое место, опередив курсантов Николаевского училища морских лётчиков и ребят из ШМАС (школы младших авиаспециалистов) в День Военно-Морского Флота СССР. Там почему-то нас с первого дня окрестили «морским стройбатом» (наш полк действительно строил аэродромы для морской авиации).

Далее хор исполнил несколько песен из репертуара летунов:

Дождливым вечером, вечером, вечером,

Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего…

Следующая:

Мы, друзья, перелётные птицы,

Только быт наш одним нехорош:

На земле не успели жениться,

А на небе жены не найдешь…

…Первым делом, первым делом самолёты,

– Ну а девушки?

– А девушки – потом…

Многие песни о войне создавались и создаются до сих пор. Но в описываемое мною время хор исполнил две:

Мчалась песня по над Волгой по горам, по горам,

Шли бойцы дорогой долгой в лагеря,

в лагеря,

Отдыхали у посёлка, а дивчина-комсомолка из села подошла.

Офицер её встречает – удивлён, удивлён:

Вам, подруга боевая, мой поклон,

мой поклон,

Неужели вы забыли, как под Веной выносили

Из огня вы меня, вы меня?

 Комсомолка отвечает: узнаю, узнаю –

Были ранены осколком вы в бою,

вы в бою,

Молодому капитану перевязывала рану

Под крутой высотой, под крутой высотой…

И наконец последней стала песня – задушевная, мелодичная, сочинённая И. Фрадкиным и М.  Матусовским, которую я прошу редакцию «Искорки», напечатать без купюр:

Вернулся я на Родину.  Шумят берёзки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною

И нашей тихой улицы совсем не узнаю.

Здесь вырос сад над берегом с тенистыми дорожками,

Окраины застроились, завода не узнать.

В своей домашней кофточке, в косыночке горошками

Седая долгожданная меня встречает мать.

Здесь столько нами прожито, здесь столько троп исхожено,

Здесь столько испытали мы и радостей и гроз.

Пусть плакать в час свидания солдату не положено,

Но я любуюсь Родиной и не скрываю слёз.

Вернулся я на Родину. И у пруда под ивою

Ты ждёшь, как в годы давние, прихода моего…

Была бы наша Родина богатой да счастливою,

А выше счастья Родины нет в мире ничего!

Появились потом и другие песни о подвигах наших отцов в годы Великой Отечественной, которыми и пополняется репертуар Хора армейской песни имени А. Александрова. Это песни, «Маки», «С чего начинается Родина», «Путь домой», «Бери шинель, пошли домой», «Последний бой», «Нам нужна одна победа», «Дирижёры военных лет», «Журавли» и другие. Но их чаще исполняют, как говорится, и в будние дни. А услышанные мною вживую на том памятном концерте исполняются лишь раз в году в День Великой Победы. Хотя в народе их поют просто в кругу друзей, на привале, семейных торжествах. Значит, они подлинно народные и никогда не устареют.

P.S.А у меня к читателям «Искорки» прежняя просьба: в канун Нового года продолжить подписку на следующее полугодие. И не только себе, но и по адресу ближайших к вам библиотек: районной, детской, школьной, училища, техникума, института, сельской воинской части, интерната, дома престарелых, домов отдыха, санаториев, многодетных семей. И не только Крыма, но и Донбасса, и Новороссии!

М. Алёнкин,

 

пос. Нижнегорский

Дополнительная информация