ВСЕ ПО ПЛАНУ. БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ РОССИЯН ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА СОВЕТСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ

В России сохраняется разрыв между сторонниками плановой и рыночной экономики, причем не в пользу последних. Согласно опросу «Левада-Центра», на сегодняшний день 51% граждан считают советскую систему планирования и распределения более справедливой и эффективной, в то время как за рынок выступают лишь 29%. Эксперты объясняют этот парадокс массированной пропагандой, разочарованием в экономической политике властей и отсутствием базовых экономических знаний.

Отметим, что год назад сторонников плановой экономики насчитывалось 49%, а рыночной – 36%. В 1992 году соотношение оценивалось как 29% к 48%. Впрочем, самый сильный разрыв «Левада-Центр» зафиксировал в феврале кризисного 2009 года. Тогда за тотальный контроль экономических процессов выступали 58% респондентов, а за свободные отношения – лишь 28%.

Социологи также отметили, что в этом году на 7% увеличилось количество людей, симпатизирующих советскому политическому строю, – сегодня таковых 36%, тогда как год назад было 29%. Нынешнюю политическую систему поддерживают 17% россиян (в 2012 году – 20%). Процент сторонников демократии по образцу западных стран за год уменьшился также на 7% – с 29 до 22%.

По мнению замдиректора «Левада-Центра» Алексея Гражданкина, на результаты опроса существенное влияние оказывает государственная пропаганда, внушающая, что нищета 90-х годов – прямое следствие рыночных отношений. Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер в свою очередь полагает, что данные опроса – результат того, что люди не представляют себе отличия плановой экономики от рыночной. Экономист отмечает, что, если бы респондентов попросили привести примеры удачной плановой экономики, вряд ли бы они назвали КНДР. Скорее в их ответах чаще бы фигурировала Скандинавия. «Есть у нас такой стереотип, что скандинавские страны – пример развитого социализма, что в общем-то неверно, – поясняет эксперт. – К советской плановой модели экономика Скандинавии не имеет никакого отношения, это новая современная модель, сочетающая в себе как рыночный, так и плановый элемент. Это в принципе относится к любой развитой экономике, будь то экономика США, Японии или стран Западной Европы. Советская же плановая модель не оправдала себя нигде. Для этого людям достаточно вспомнить о дефиците потребительских товаров в СССР».

 

Не последней причиной, заставляющей россиян ностальгировать по эпохе планирования, Евгений Гонтмахер называет разочарование. Причем его корень кроется уже не столько в 90-х годах, когда проводились радикальные реформы, сколько в последующих десятилетиях. «В 2000-е годы у власти было достаточно возможностей, чтобы стабилизировать экономику, – говорит эксперт. – Однако это не было сделано».

Левада Центр,

11.02.16.

Дополнительная информация