Всесоюзному референдуму о сохранении СССР – четверть века!

17 марта 1991 года в Советском Союзе был проведен единственный за всю историю Советского государства Всесоюзный референдум о сохранении СССР. На голосование был вынесен вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.

Напомним читателям, чем же было вызвано проведение референдума и каковы его последствия.

Весной-летом 1990 года начался так называемый «парад суверенитетов», в ходе которого прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли Декларации о национальном суверенитете, где оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты разрывали многие экономические связи, что еще больше ухудшило экономическое положение СССР.

В этих условиях одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключение нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

3 апреля 1990 года принят специальный Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», в статье 2 которого было установлено, что «решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)».

3 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР, реагируя на «парад суверенитетов», принял постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения». Концепция предусматривала преобразование многонационального государства в «добровольный равноправный союз суверенных республик – демократическое федеративное государство».

Однако стремительное нарастание процессов распада подтолкнуло руководство СССР во главе с М. Горбачевым к проведению общесоюзного референдума.

Решение о проведении референдума было принято на IV Съезде народных депутатов СССР, когда 1665 делегатов из 1816 присутствующих проголосовали за сохранение Союза ССР. 24 декабря 1990 года Съезд принял Постановление «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик».

Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-1:

«В связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза, Съезд народных депутатов СССР решил:

1. Провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учётом результатов голосования по каждой республике в отдельности.

2. Поручить Верховному Совету СССР определить дату проведения референдума и меры по его обеспечению».

Во исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР, исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, Верховный Совет СССР 16 января 1991 года принял Постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик».

Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

В Крыму высказались «За» 1085570 чел. (87,6%) из 1239092 чел. (79,3%), принявших участие в голосовании.

21 марта 1991 года Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказалось абсолютное большинство граждан, а следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития».

Отдельно отмечалось, что, несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценил как «акт мужества и патриотизма».

Постановление ВС СССР № 2041-1:

1. Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путём референдума в поддержку обновлённого Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

 2. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик, исходя из итогов состоявшегося референдума, энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР.

В соответствии с итогами референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 года был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа.

В обществе итоги референдума 1991 года пытались критиковать с разных позиций. Например, указывали на то, что формулировка вопроса сама по себе подталкивает человека к положительному ответу. Порой можно было услышать и такой «контраргумент» – мол, в национальных республиках люди в массе своей были против сохранения СССР, а положительный результат в основном был достигнут за счет численного перевеса русских, украинцев и белорусов.

Опровергнуть последний тезис очень просто – достаточно посмотреть результаты голосования с разбивкой по республикам. За сохранение Советского Союза в Узбекистане проголосовало 93,7% участвовавших в референдуме, Казахстане – 94,1%, Азербайджане – 93,3%, Киргизии – 96,4%, Туркмении – 97,9%. Характерно, что местная власть прибалтийских республик, а также Молдавии, Армении и Грузии воспрепятствовали проведению голосования, и избирательные комиссии были созданы там только в воинских частях.

Факт противодействия народному волеизъявлению уж очень красноречив. Сепаратистские круги были явно не уверены в том, что народ поддержит их курс на независимость от Москвы. Кстати, и в РСФСР были люди, считавшие, что следует добиваться прекращения Союзного договора. Их «логика» – русским необходимо свое государство, пусть даже и в усеченных границах. Вот так в рядах противников Союза оказались и формальные патриоты, хотя было ясно, что в результате разрушения СССР именно русские, о благе которых на словах заботились такие вот «патриоты», окажутся разделенным народом и попадут под пресс националистического давления в новообразованных государствах…

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФЕРЕНДУМА

События, произошедшие в стране 18-21 августа, сорвали подписание Союзного договора. «…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, разрушение государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества».

 (Из «Обращения к советскому народу» ГКЧП СССР от 18 августа 1991 года). 

Осенью 1991 года рабочей группой ново-огарёвского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств. Но и этому событию не суждено было осуществиться.

8 декабря 1991 года, несмотря на столь явный перевес сторонников сохранения единой страны, этот результат был проигнорирован президентами трех республик: Белоруссии, РСФСР и Украины, которые объявили в Беловежской пуще о создании СНГ. Определенное сопротивление Беловежским соглашениям можно было бы оказать на этапе их ратификации. Но против этого документа в декабре 1991 года проголосовали в Верховном Совете РСФСР всего лишь 7 депутатов. Не стоит при этом забывать, что в парламенте из 247 человек 138 принадлежали отнюдь не к «демократам».

Таким образом, беловежский сговор был поддержан официальной декларацией № 142-Н о прекращении существования СССР.

Правящие элиты бывших союзных республик, как коршуны, набросились растаскивать по национальным квартирам некогда великий и могучий общий советский дом.

Пять лет спустя, 15 марта 1996 года, Государственная Дума Российской Федерации, опираясь на ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», в которой говорилось: «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР», приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в котором отметила, что поскольку другого референдума по вопросу существования СССР не проводилось, результаты этого референдума формально сохраняли юридическую силу. В постановлении, в частности, было сказано: «Должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР».

В тот же день Государственная Дума России, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», в своём постановлении «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР» признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» и отменила  его.

Сейчас разрушение СССР называют крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Не сбылись наивные мечты тех, кто считал, что каждая республика по отдельности добьется процветания. Рухнул общий рынок, распались технологические и шире – промышленные цепочки, новые страны закрылись друг от друга таможнями, ввели собственные деньги и даже визы. В некоторых регионах вспыхнули войны. Все это – прямое следствие развала СССР.

Но ведь решение о прекращении существования СССР имело исключительно политический характер, но не правовой, и де-юре СССР продолжает существовать.

Нужны доказательства?

1.Прекращение существования государства возможно по результатам войны после объявления безоговорочной капитуляции.

Такое решение законно, в том числе и в форме расчленения на несколько новых государств, и по международному праву признается «мировым сообществом». Пример – Германия (была Империя, стала – Веймарская Республика).

Этого не было.

2. Возможно прекращение существования государства по результатам волеизъявления народа. Законный путь для этого – референдум. Он как раз был, и в любом случае основанием для «прекращения СССР» являться не может.

3. Выход из состава СССР предусмот-рен Конституцией СССР, и этот порядок в Беловежье никем соблюден не был. При этом, денонсация Договора о создании СССР может быть осуществлена теми же субъектами, что его заключали, либо их правопреемниками, и это условие также выполнено не было.

Таким образом, принятие решения неправомочным субъектом, а равно несоблюдение необходимой по закону процедуры (в данном случае установленной Конституцией СССР и Договором) влечет ничтожность такого решения с момента его принятия и правовых последствий не порождает. Это касается и Беловежских соглашений, и объявлений, сделанных Президентом СССР. Следовательно, Конституция СССР сохраняет свою силу по сей день.

А поскольку источником суверенитета является народ, то его воля, выраженная законным способом, является основанием даже для прекращения старой формы государства (СССР) и учреждения новой (Российская Федерация). Это в случае отсутствия безоговорочной капитуляции в войне. Таким решением могли бы быть результаты референдума о принятии Конституции РФ. Можно было бы спорить, насколько законным и представительным было проведение того референдума, однако в 1996 году все бюллетени этого референдума были уничтожены. Что это значит?

Дело в том, что неотъемлемой частью любого документа является подпись субъекта, полномочного его подписать.

В случае с Конституцией РФ решение о её принятии было принято всем народом путем референдума. Следовательно, оригинал Конституции РФ должен включать в себя в качестве подписи оригиналы бюллетеней этого референдума. Результаты подсчета итогов референдума, сделанные избиркомом, выполняют функцию заверения, аналогичную нотариальной, и заменить волеизъявление народа не могут, так как ЦИК – не народ, а копия, даже нотариальная, оригинала не заменяет. На данный момент в Российской Федерации оригинал Конституции отсутствует – просто уничтожен. Наличие протоколов ЦИК этого оригинала не заменяет: заверение результатов референдума есть, а самих результатов – нет.

Так что, исходя из этой логики, СССР сегодня живет.

И нам, здравомыслящим людям, надо приложить максимум усилий, чтобы вернуть Стране ее правовой статус.

Т. Ежова,

 

главный редактор газеты «Искра Правды»

Дополнительная информация