ЛУЖКОВ И ГРАЧ СОЕДИНЯЮТ БЕРЕГА

ТЕХНИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ

За короткое время пребывания в Симферополе (всего полчаса в аэропорту) Юрий Лужков успел вписать целую страницу (не побоимся формата и пафоса) в историю завтрашнего дня полуострова. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Крымом и Москвой (от 26 августа 1998 года) были подписаны два протокола, которые подтверждают и конкретизируют многие пункты в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сферах. Свои автографы на документах со стороны московской делегации оставили мэр столицы Юрий Лужков и председатель бюджетно-финансовой комиссии московской Думы Михаил Вышегородцев. За Крым подписались спикер Верховного Совета АРК Леонид Грач и заместитель Председателя Совмина АРК Лентун Безазиев. В свете открывающихся новых горизонтов особого внимания заслуживает грандиозный проект по созданию транспортного перехода через Керченский пролив. Многим эта идея по-прежнему кажется фантастической. Однако в ее реальность заставили поверить еще в 42-м немцы, которые взялись за строительство моста. Тогда Гитлер объявил соединение крымского и кавказских берегов проектом стратегической важности. После освобождения Крыма от фашистов Сталин не стал губить идею фюрера и приказал продолжить строительство. Ударники соцтруда и узники лагерей всего за 150 дней соорудили мост длиной 4,5 км и рапортовали «отцу» об очередной победе. Над волнами пролива даже прошел поезд, и, если верить местной легенде, первым пассажиром был сам генералиссимус. Фотоподтверждения этого факта, увы, не сохранились. Но как бы там ни случилось мрачной холодной зимой 1944 года опоры моста не выдержали натиска льдов. Гигантское сооружение пришлось разобрать. Позже два берега соединила паромная переправа. Плавучий железнодорожный мост продержался до начала 90-х. По обе стороны пролива появились таможенные и пограничные пункты, вчетверо уменьшился пассажиропоток, износились паромы, упали доходы переправы. Поезда пошли в обход Азовского моря, и стоимость грузоперевозок возросла в 6-8 раз. Вдобавок к экономическим появились и дипломатические казусы. Украина в одностороннем порядке стала считать судоходную часть Керченского пролива своей территорией... По инициативе московской мэрии летом 1999 года началась разработка инвестиционного проекта «Мост «Россия Украина». Как считает управляющий делами московского земельного комитета Владимир Щербаков, для реализации замысла необходимо выйти и на федеральные структуры. Инвесторы, даже такие, как российский «Газпром» и РАО «ЕЭС», заинтересуются проектом, только если будет предусмотрено создание инфраструктуры: трубопроводов, энерготранзита. Пока же, согласно протоколу, до 1 октября правительство Москвы должно принять постановление «О создании открытого акционерного общества «Керченский мост» и ближе к зиме совместно с крымским Советом министров представить московской Думе и Верховному Совету АРК концепцию проекта. Но с долями будущего АО ясность уже внесена: 26% акций – Фонду имущества АРК и 74% из пакета – правительству Москвы. Причем в случае согласия администрации Краснодарского края поучаствовать в «стройке XXI века» москвичи готовы передать краснодарцам 23% акций, оставив за собой контрольный пакет (51%).

Своим мнением о значимости проекта и о ближайших планах по его реализации с читателями «КП» поделился один из главных мостовиков-затейников, спикер ВС АРК Леонид Грач: «По сути, этот мост не только связывает экономику юга России и юга Украины, а еще в перспективе пробивает трассу Ближний Восток – Европа. Строительство моста позволит возродить строительный потенциал Крыма, а также заброшенную экономику Керчи... Думаю, полугода будет достаточно, чтобы разработать техническо-экономическое обоснование и потом сразу же приняться за разработку строительного проекта. Мы договорились с Юрием Лужковым, что ни к каким иностранным фирмам – ни строительным, ни проектным обращаться не будем. Мы будем использовать тот огромный опыт в мостостроении, который имеется сегодня у московских специалистов. Все знают и видят, как преобразилась Москва и сколько уже там сделано мостопереходов. У москвичей достаточно и проектного, и инженерно-технического потенциала. А у нас в Крыму есть хорошая строительная индустрия, широкие транспортные возможности, огромная мощность керченских судостроительного, судоремонтного и металлообрабатывающего заводов. Нам не придется создавать производственную базу для реализации этого проекта, она у нас уже есть! Сегодня мне приходится выслушивать много скептических мнений, но когда мы завтра начнем строительство и послезавтра закончим – все увидят, что это действительно проект XXI века. И Лужков, конечно же, – основная фигура этого проекта. Если он добьется своего и доведет все до логического завершения, то, вне всяких сомнений, за это заслужит себе при жизни памятник».

Что тут еще скажешь? Только со временем мы узнаем, где Москва, где Васюки и где живут фантасты.

Майкл ЛЬВОВСКИ

Комсомольская Правда в Крыму,

 

4 августа 2000 г.

Дополнительная информация