ОНИ НЕ МОГЛИ ИНАЧЕ!

Тридцать лет назад человечество прошло рубеж двух эпох: до Чернобыля и после Чернобыля. Сегодня научно-технический прогресс достиг такого уровня, когда цена человеческой ошибки может достичь масштаба глобальной катастрофы. Таков Чернобыль. По большому счету это — расплата за легкомыслие на всех уровнях общества.

26 апреля 1986 года человечество ужаснулось. В результате взрыва четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов, 190 тонн радиоактивных веществ. Радиус радиоактивного заражения составил 30 километров, а площадь загрязнения территории – 160 тыс. кв. км, которые в настоящее время входят в состав России, Украины и Беларуси.

На переднем крае ликвидации последствий аварии на Ч АЭС был наш земляк, феодосиец Николай Николаевич Мельник. Я была знакома с ним лично и всегда поражалась его скромности, даже застенчивости, когда он говорил о своей сложнейшей работе. В тот момент она заключалась в том, что для проведения мониторинга состояния разрушенного реактора 4-го энергоблока АЭС был разработан многоярусный измеритель. Это устройство, как и вся операция по его установке, получило название «Игла». Для проведения операции был задействован прибывший из феодосийского филиала ОКБ «Камов» вертолет Ка-27Е (борт № 910).Он должен был зависнуть над разрушенным реактором и сбросить трубу измерителя вниз.

 Высокий уровень радиоактивного излучения делал задание очень опасным. Операцию удалось осуществить только с третьей попытки 19 июня 1986 года. В экипаж машины, которую пилотировал летчик-испытатель Н.Н. Мельник,  входили штурман-испытатель В.М. Ткаченко, ведущий инженер Ю.Н. Кувыков и бортоператор О.А. Азаров.

Экипаж Николая Николаевича на Ка-27Е установил в районе 4-го энергоблока еще ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего в рамках операций по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Н.Н.Мельником было выполнено 46 полётов общей продолжительностью 52 часа. При этом летчик получил высокую дозу облучения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1987 года за мужество, героизм и самоотверженность, проявленные при ликвидации аварии на ЧАЭС, командиру вертолета Николаю Николаевичу Мельнику присвоено звание Героя Советского Союза. Он был также награжден орденом Ленина.

Работу экипажа вертолета, тогда назвали ювелирной. “Это, пожалуй,  не то слово, — убежден летчик. — Потребность души была — скорее ликвидировать аварию. Что помогло нам в этом? Уважение друг к другу. Все мы были на равных — Председатель государственной комиссии, академик с мировым именем и рядовой труженик. Все мы с полуслова понимали друг друга, уважали мнение каждого. Тут-то мы и увидели, на что способен советский человек: его патриотизм, высокий профессионализм, гражданственность... Уверен: многое могут сделать люди, если дать простор их инициативе, интеллекту, самостоятельности”.

… Скромные герои–ликвидаторы. На выполнение такой работы могли идти только добровольцы.  Люди сделали все, что было в их силах. Среди них и наши однопартийцы – Алексей Тимофеевич Рябенький, Василий Васильевич Кондратенко из Ялты, Владимир Дмитриевич Титов из Симферополя и многие другие.

Судьба не жалует их. И еще больше щемит сердце, когда под их жертвенные во имя Родины подвиги маскировались те, кто к Чернобылю не имел никакого отношения…

Давайте помнить и чтить их, тех, кто во имя нашей жизни рисковал, не задумываясь, своей.

 

Т. Ежова

Дополнительная информация