МУСТАФА ЧАЧИ

30 апреля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи, достигнутые в увеличении производства хлопка-сырца и коконов шелкопряда звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» присвоено Чачи Мустафе –управляющему 5-м отделением совхоза «Пятилетие Узбекской ССР» Аккурганского района Ташкентской области. И было ему в то время тридцать с небольшим…

Мустафа Сейдулаевич Чачи – из той плеяды крымских татар, на долю которых выпали непростые жизненные испытания. Но для него примером всегда были дядя Абазер – один из первых крымских комсомольцев, дядя Абдулла – работник Совнаркома Крымской АССР, Бекир Чачи, создававший, а затем и возглавивший первый колхоз в селе Корбекуль (Изобильное), а также ушедшие на фронт близнецы Сейтхалил и Абдулкадыр Чачи. Эта крепкая и верная семейная стезя закалила Мустафу, помогла ему преодолеть трудности, уготованные судьбой.

В Узбекистане на плечи юноши легла забота о семейном благополучии. Престарелые родители не могли работать. Старший брат, инвалид с детства, не был приспособлен к крестьянскому труду, младшие сестра и брат – совсем мальцы. Будучи сам еще подростком, Мустафа поступает в полеводческую бригаду. Сначала парнишка подносил механизаторам воду для питья, для заправки тракторов. Сам мужал на хлопковом поле, взрослел, тянулся к технике. Старательно учился на курсах трактористов. Природный ум и наблюдательность подсказывали юноше, что для лучших успехов в труде нужно владеть современным оружием земледельца – механизацией. Он в совершенстве освоил профессию механизатора-хлопкороба, хорошо познал и изучил агротехнику хлопководства. Работал трактористом, помощником механика. В 1954 году в Ташкентской области на смену разъединенным тракторным и полеводческим бригадам пришли тракторно-полеводческие бригады комплексной механизации, и уже через пару-тройку лет Мустафа Сейдулаевич  первым организовал и возглавил такое новшество в своем совхозе «Пятилетие Узбекской ССР».

Роль первопроходца непроста. Но когда стал вопрос о новых формах и принципах оплаты труда, М.Чачи начал вводить в бригаде хозрасчет, инициировал создание механизированных звеньев: за пропашным трактором закреплялась площадь посева хлопчатника, выделялись постоянные полевые рабочие, поливальщики, на каждое звено составлялась технологическая карта. Все это значительно повышало эффективность и качество труда, материальную заинтересованность бригадного коллектива, мобилизовало его на настоящую борьбу за высокий урожай и расширение производства.

Ф.Ф. Измайлов, в то время главный агроном совхоза, в своей книге «История и развитие совхоза «Пятилетие Узбекской ССР» вспоминал: «По итогам работы 1958 года стало всем ясно, что новые формы организации труда позволяют лучше и с большим эффектом использовать машины, землю и рабочую силу.  Чачи М. и поддерживаемые его специалисты совершили коренной перелом в агротехнике и организации труда и производства…»

Это подтверждали и высокие темпы урожайности хлопка: 1955 г.- 17,5 ц/га, 1960 г. – 26,1 ц/га, 1965 – 30,9 ц/га. Таких темпов в то время не знало ни одно крупное хозяйство.

Заслуженный агроном УзССР В.П. Бакулин внимательно изучал опыт М.С. Чачи и отмечал, что он «одним из первых искал и смело испытывал новые прогрессивные схемы посева.

М. Чачи был сторонником посева с заданным количеством семян. Он видел в нем будущее и старался всячески внедрять этот способ сева.

Мустафа Чачи все время находился в гуще событий роста производства совхозного и колхозного хлопководства. Бесспорно, он был новатором-коммунистом на переднем крае этой отрасли, целиком отдавая себя порученному делу…»

Опытные хлопкоробы знают цену этому методу, когда из невозможного, казалось бы, Мустафа Сейдулаевич сделал возможное, а его трудолюбие, новаторство, постоянный поиск и внедрение новых подходов и экспериментов в борьбе за повышение урожайности хлопка были высоко оценены Советской властью.

Мустафа Чачи – одаренный человек, высокопринципиальный и прямой. В 1966 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966-1970), удостоен званий Заслуженный хлопкороб и Заслуженный механизатор УзССР.

Его отличала удивительная скромность.  Несмотря на заслуги и звания, большая семья Чачи ютилась в глинобитном домике. И сколько бы она там прожила, если бы не курьезный случай. В 1966 году поздравить Героя Социалистического Труда приехал Первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидович Рашидов. В семье М.C. Чачи он был впервые. Заходя в дом, зацепился за низкий потолок и потерял шляпу. Через несколько дней бригада строителей-профессионалов уже искала в совхозе тот домик, где Шараф Рашидович обронил свой головной убор. По его указанию семье построили новый просторный дом.

Этот случай мне поведал старший сын Мустафы Сейдулаевича – Абдулла Мустафаевич, который со своей семьей живет в Верхней Кутузовке, под Алуштой. Годы берут свое, болеет. Но все, что связано с отцом, А.М. Чачи не просто помнит хорошо, а чтит и бережно хранит его депутатское удостоверение, вырезки из газет, диплом имени Мустафы Чачи, которым в Узбекистане отмечают лучших хлопкоробов. «Отец рано ушел из жизни, но я захватил все, чем он жил: и хлопководство, и животноводство, и растениеводство. С каким воодушевлением говорил он о том, как крепко связывает узбекский хлопок все республики СССР! Как на 18-20 млн. рублей совхоз ежегодно продавал продукции государству да еще 4 тонны шелковичных коконов!» – рассказал он.

Наша беседа в уютном доме Чачи-младшего (старшего сына) растянулась на несколько часов. Мои доводы о том, что крымские коммунисты во главе с Леонидом Ивановичем Грачом восстанавливают историческую справедливость, увековечивая имена крымчан – Героев Социалистического Труда, сменили изначальную настороженность хозяина на доверительность.

Семья А.М. Чачи живет в Крыму с 1991 года. Вернулись в родные места. Его опыт заместителя генерального директора Ташкентского мебельного объединения в Крыму не пригодился.  Начал с рабочего. Трудился добросовестно. «Сколько грамотных специалистов было подготовлено в Советском Союзе! Какие были кадры! Надо было все это сохранить. Ведь неплохо же жили, – сетует Абдулла Мустафаевич.  – А теперь? Все летит под откос, разваливается. Душа болит от несправедливости. Не могу это принять, когда сосед смотрит косо, когда об отце на его Родине почти ничего не знают. А ведь в Узбекистане его чтят. Именем Мустафы Чачи назван поселок в Аккурганском районе, улица носит его имя. Он с почестями похоронен на столичном Ташкентском мемориальном кладбище…»

А.М. Чачи вспоминает, как в 1968 году, когда отец вместе с заслуженными и уважаемыми людьми – крымскими татарами, проживающими в Узбекистане, подписал известное «Письмо семнадцати», его терроризировали. Было жуткое непонимание такого отношения со стороны соотечественников. Но надо было и это преодолеть, чтобы жить ради будущего.

Ему, потомку крымского татарина, непонятно, почему и сейчас нет единства у крымскотатарского народа, почему кто-то вновь пытается удовлетворить свои меркантильные интересы за счет межнациональной розни, унижения человека …

«В нашем кругу принято произносить последний тост: «Надо оставаться человеком при любом правительстве, при любой власти!» – говорит А.М. Чачи.

Думаю, над смыслом этих слов надо серьезно задуматься тем, кто, дорвавшись до власти, теряет свой человеческий облик и человеческое достоинство. Учитесь народной мудрости…

 

Т. Ежова

Дополнительная информация