ЛИЧНОСТЬ

Мы прожили жизнь честно, старались как могли,

Что-то не получилось.

Но это прожитая жизнь, она

Не может, не должна уйти в никуда.

С.А. Герасимов

В одном интервью газете «Аргументы и факты» кинорежиссер Егор Кончаловский утверждал: «На протяжении существования СССР у нас был режим, который методически уничтожал само понятие личность. Антисоветская озлобленность не позволяет увидеть Егору, насколько обмельчала личностями его родная кинематографическая среда. Кто из нынешних кинодеятелей по личностным качествам может сравниться со многими великолепными советскими актерами, режиссерами, перечень имен которых займет не одну страницу печатного текста.

Именно с таким человеком – замечательным Советским кинорежиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым меня однажды свела судьба.

Произошло это более 4-х с половиной десятков лет тому назад. Мне тогдашнему студенту Свердловского железнодорожного института, как и моим однокашникам, несмотря на солидную загруженность учебой приходилось встречаться со многими известными в то время актерами, режиссерами, журналистами. Считалось, что будущие инженеры, руководители производства должны быть не только технически грамотными специалистами, но и всесторонне образованными людьми, и поэтому руководство института всячески поощряло такие встречи.

Сергей Аполлинариевич приехал в один из майских дней 1970 года. Было тепло, цвели деревья и, казалось, сама природа приветствовала его. Он уже тогда был признанным классиком. И если бы он экранизировал только один «Тихий Дон» Шолохова, его имя навсегда бы осталось в истории мирового кино. Но к тому времени им уже было снято более 20 художественных фильмов, большинство из которых вошло в золотой фонд советского кинематографа.

Нам, собравшимся в актовом зале института, показали художественный фильм «У озера», только вышедший на экраны страны. Затем появился сам автор, элегантно одетый, подтянутый. Выглядел он лет на 50, не больше (хотя тогда ему было уже 64 года).

Посыпались вопросы. Самые разнообразные. Больше всего интересовались актерами, которых он снимал. Он отвечал очень образно, живо, непринужденно. Никакой рисовки, никакого самолюбования. Как говорят, на равных с аудиторией. Спрашивали о Василии Макаровиче Шукшине, о Высоцком, о Людмиле Гурченко, о Наталье Белохвостиковой, о других актерах и актрисах. И что меня больше всего поразило, чего я до сих пор не могу забыть: о ком бы он ни говорил, – он говорил только хорошее: будь то известный всем актер, будь то начинающая дебютантка. А о своих учениках говорил особенно трепетно, как о родных детях.

Наверное поэтому его так любили и до сих пор любят ученики. Среди них не оказалось никого из тех, кто впоследствии, подобно Никите Михалкову, оплевывал советское прошлое, называя все лучшее, что было в нашей жизни в течение 70 героических лет, – бредовыми марксистскими экспериментами.

Наоборот, и Сергей Бондарчук, и Николай Губенко, и Татьяна Лиознова, и Жанна Болотова, и Николай Еременко, и другие его ученики не запятнали память Учителя, оставаясь прекрасными актерами, режиссерами и настоящими советскими людьми.

Более 30 лет назад ушел от нас в Вечность Великий мастер – Сергей Аполлинариевмч Герасимов. За прошедшие десятилетия в России не появилось ни одного достойного режиссерского имени, соизмеримого с ним по уровню таланта и профессионального мастерства. Герасимов – это имя, это эпоха, это высокий стиль и недосягаемый образец режиссерского дара. Это символ высочайшей культуры, которую возродила Великая советская цивилизация.

P.S. В мае 2016 Сергею Аполлинариевичу Герасимову исполняется 100 лет.

В. Пашкин,

 

г. Керчь

Дополнительная информация