Феномен Григоришина: близкий к телу олигарх

Российский олигарх Константин Григоришин получил украинское гражданство и перевел свои ключевые активы из офшоров на Украину. «Украина.Ру» разбиралась, чем объясняется такой патриотизм партнера украинского президента

Государственная миграционная служба Украины 30 мая официально сообщила о том, что российский бизнесмен Константин Григоришин получил гражданство Украины «в упрощенном порядке по территориальному происхождению». Родившийся в Запорожье предприниматель, согласно сообщению ведомства, обязался в установленном порядке отказаться от российского и кипрского гражданства.

ПРОЙТИ В ДАМКИ

Константин Григоришин — фигура в украинских реалиях не новая. Активный участник приватизационных процессов конца 90-х и начала нулевых годов, он прочно укрепился в десятке богатейших людей с активами на Украине. Несмотря на это, Григоришин всегда числился «олигархом второго эшелона» в отличие от Ахметова, Фирташа, Пинчука или Коломойского. Приобретаемые им активы были нишевыми — тот же «Запорожтрансформатор» или Сумское НПО им. Фрунзе — не были звеньями вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Степень влияния Григоришина не позволяла ему выстроить ВИНК, какую создал Ахметов в металлургии и энергетике или Коломойский на рынке нефтепродуктов. В этом смысле Григоришин был всеяден и портфель его активов наполняли самые разные предприятия.

Уроженцу Запорожья и при этом гражданину РФ Григоришину ничего не мешало вести бизнес на Украине — при Кравчуке, Кучме, Ющенко, Януковиче. Бизнесмен вел конъюнктурную игру, блокируясь с нужными политиками и другими бизнесменами по мере необходимости. Но вот при Порошенко Григоришин становится украинским гражданином. Возникает логический вопрос: почему именно сейчас?

Возможно, именно при президенте Порошенко Григоришин почувствовал, что может стать тем самым «системным олигархом», плотно слившись с кланом постмайданного украинского лидера.

Ведь в отличие от Кучмы и Ющенко, не сумевших капитализировать свой высокий пост во владение крупными активами, Порошенко в этом смысле больше напоминает Виктора Януковича, выстраивавшего с помощью сына собственную бизнес-империю. Просто места подле Януковича для Григоришина не было — его плотно делили Ахметов, Фирташ и старший сын президента. С Порошенко история другая.

Как отмечает целый ряд украинских журналистов и экспертов, президент уже создал собственную властную группировку, в которой Григоришин занимает не последнее место. В украинской прессе эту группу уже назвали «новая семья» — по аналогии с кланом свергнутого президента страны Виктора Януковича.

«Уровень полноты власти Петра Порошенко практически приблизился к уровню полноты власти Президента Виктора Януковича, то есть, у Виктора Януковича был свой генеральный прокурор ручной, свой премьер-министр, сын — в Верховной Раде, глава Министерства внутренних дел, то сейчас Порошенко остается только снять Авакова с поста министра внутренних дел. И готова новая " семья "», — отмечает эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.

Напомним, экс-глава фракции БПП Юрий Луценко недавно назначен генпрокурором, член БПП Владимир Гройсман возглавляет украинское правительство, а сын Петра Порошенко Алексей — депутат Верховной Рады. В этой «семье» Григоришин занимает должность приближенного к главе государства олигарха. Но зачем Порошенко, который сам входит в десятку крупнейших бизнесменов страны, Григоришин?

ПАРТНЕР ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

 Ответ на этот вопрос лежит сразу в нескольких плоскостях. Первое — государственная собственность. Получив контроль над правительством в лице Владимира Гройсмана (в его независимую позицию можно верить только по наивности), а также рядом «независимых» регуляторов вроде Нацкомиссии регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Петр Порошенко имеет возможность дотянуться до любой госкомпании. Вместе с тем, кадровый ресурс «шоколадного короля» не позволяет ему поставить на руководящие посты в эти многочисленные компании менеджеров, которым он будет полностью доверять. В частности, в нефтяной и энергетической сферах, к которым Порошенко-бизнесмен был равнодушен. Однако Порошенко-президент не может себе позволить такую недальновидность. Логика власти на Украине говорит следующее: все, что не контролируешь ты, контролирует кто-то другой.

И вот тут-то опыт и управленческий ресурс Григоришина будет как нельзя кстати. Самый яркий пример — «Укрнафта», крупнейшая нефтедобывающая компания страны, монополией на управление которой долгое время владела группа Коломойского-Боголюбова. Сейчас война за контроль над компанией в самом разгаре. Последней защитой интересов Коломойского в «Укрнафте» был Арсений Яценюк и, как поговаривают, глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Первый своей должности лишился, второй — под пристальным вниманием людей президента.

 К слову, именно Константина Григоришина наблюдатели называли инициатором попытки отобрать у Коломойского контроль над «Укрнафтой» в марте 2015 года.

 «Он попытался распространить свое влияние на Укрнафту, и конфликт с Коломойским был инспирирован в первую очередь противостоянием между Коломойским и Григоришиным», — рассказал «Украине.Ру» председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко.

 Таким образом, можно увидеть, что Григоришин выступил таким себе агентом, который атаковал ключевой актив Игоря Коломойского в интересах президента и своих собственных. Лишение Коломойского контроля над «Укрнафтой» разрушит производственную цепочку днепровского олигарха. На данный момент он контролирует нефтедобывающую компанию «Укрнафта» и Кременчугский НПЗ — крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны. Его продукция реализуется через сеть АЗС, принадлежащих группе Коломойского «Приват» — более полутора тысяч АЗС по всей стране, которые работают под брендами «Авиас», «Укрнафта» и АNP. Все эти предприятия станут нерентабельными без дешевой нефти, которую Коломойский получает благодаря контролю над «Укрнафтой» через своих менеджеров.

Разрушение этой ВИНК ослабит позиции днепропетровского олигарха и решит исход его противостояния с президентом в пользу последнего. Управлять нефтяной империей «Привата» президент самостоятельно не сможет — слишком много внимания к первому лицу со стороны общественности и СМИ. Не может это делать и ближайшее окружение президента, как например, Игорь Коненко, которого обвиняют в коррупции. А вот Григоришин, будучи самостоятельной фигурой, может играть роль идеального партнера президента.

 Скорость, с которой течет украинский политический процесс, не оставляет времени на раздумье. По всему видно, что тандем Порошенко-Григоришин уже готов составить серьезную конкуренцию олигарху №1 на Украине. Ринат Ахметов многие годы выстраивал свою монополию в энергетической сфере, почти полностью поглотив украинскую теплогенерацию, которая оформилась в корпорацию ДТЭК — энергетический дивизион группы СКМ.

Однако теперь Порошенко начал явную атаку на ДТЭК. В частности, это выразилось в нежелании поднимать тарифы на тепло и электроэнергию в угоду донецкому олигарху. В частности, в апреле прошлого года занимавший в то время пост министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин назвал необоснованными цены на уголь и электроэнергию, которые требовал установить ДТЭК для госзакупок. Таким образом, президент наносит серьезный удар по прибыли, которую получает Ахметов в энергетическом секторе. При этом Ахметов лишился возможности повлиять на ситуацию.

КОРРУПЦИОННАЯ СИНЕРГИЯ

 Глава государства вместе с Григоришиным контролирует такие госкомпании, как «Энергорынок»  (оптовая торговля) и «Укрэнерго» (диспетчеры энергосистемы и передачи энергии от производителей к потребителям), а также Нацкомиссию по регулированию тарифов в сфере энергетики и ЖКХ (НКРЭКУ). На руководящих постах в этих компаниях и комиссии на текущий момент находятся Юрий Касич, Александр Кравчук, Антон Мягков, Александр Коломиец, Александр Пашкуда, Борис Цыганенко и ряд других управленцев, всего около 20 человек, которые ранее работали в компаниях Григоришина. Это — кадровый резерв Григоришина в действии. Что характерно, они заменили людей Ахметова.

 Минэнергоугля возглавляет представитель «Блока Петра Порошенко» Игорь Насалик, а председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк также связан с президентом: он делал карьеру в фонде «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU), клиентами которого являются предприятия, принадлежащие Петру Порошенко и его семье.

Следует также отметить, что сотрудничество Порошенко и Григоришина строится на взаимовыгодной основе. Бизнес президента давно вырос из АПК и кондитерки, сегодня он претендует на инфраструктурные отрасли. И Григоришин обеспечивает ему вход на этот рынок. Недавний пример — связанная с Порошенко инвесткомпания ICU  выкупила у структуры Григоришина ООО «Фондовый актив» блокирующий пакет 25% акций «Винницаоблэнерго». Мало того, что до этого Порошенко никак не присутствовал в украинской энергетике, приобретение досталось ему по весьма выгодной цене. Сам Григоришин выкупил этот пакет акций за 112 млн грн, Порошенко же получил его всего за 7,7 млн грн.

 В свою очередь «Запорожтрансформатор» Григоришина недавно получил госконтракт от «Укрэнерго» почти на миллиард гривен. Таких крупных однократных госзаказов предприятия олигарха не получали ни при Януковиче, ни при Ющенко.

 ЗАЩИТА БИЗНЕСА

Таким образом, Григоришин не только обеспечивает Порошенко кадрами, снижает репутационные риски президента, но и обеспечивает ему вход в новые бизнес ниши. В лице же Порошенко Григоришин получает возможность участия в жирном госзаказе и административный ресурс самого высокого уровня.

Как олигарх использует этот ресурс можно увидеть на примере его противостояния с таким же, как и он, бывшим российским олигархом Вадимом Новинским. Так, 16 мая этого года Новинский выиграл у Григоришина дело в Лондонском суде об опционе на пакет акций в ПАО «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. Фрунзе». Согласно решению суда, Григоришин нарушил акционерное соглашение и теперь обязан выплатить истцам Новинскому и Владимиру Лукьяненко огромную сумму — свыше $300 млн.

Как известно, выигрыш дела в Лондонском суде не означает автоматического применения такого судебного решения на Украине — его еще нужно утвердить в украинских судах. А с этим, как можно ожидать, у Новинского будут большие проблемы.

Президент по действующему законодательству имеет право подписывать и выдавать удостоверения судьям и председателям судов. Он может и увольнять неугодных ему судей. Эти положения остаются и в проекте судебной реформы, который Порошенко усиленно продвигает через парламент. Поэтому у него есть и будут серьезные рычаги воздействия на украинских судей.

Уверенность Григоришина в админресурсе столь высока, что он стал выводить свою собственность из офшоров и оформлять ее на Украине. В частности, Григоришин переоформил «Запорожтрансформатор» на принадлежащую ему украинскую компанию «Сварог Эссет Менеджмент», продал своей украинской «дочке» «Укрречфлот», а также перевел на Украину 24% акций «Черкассыоблэнерго».  Эти решения на первый взгляд выглядит очень странными — по крайней мере, с точки зрения большинства инвесторов. Ведь в мировом рейтинге по защите прав собственности Украина занимает 109 место из 129 стран.

 С точки зрения инвестора Григоришин совершил самоубийство, но с точки зрения акулы бизнеса, почуявшей кровь чужой собственности, поступил правильно. Только гарантии самого высокого уровня могли побудить его пойти на такой риск. А значит, он уверен, что дела в украинских судах выиграет.

«Это феноменальный случай, когда собственник предпочел украинскую юрисдикцию офшорам. И это может означать лишь одно: Григоришин не собирается платить по счетам и получил гарантии защиты в Украине», — отметил украинский политолог Андрей Миселюк в комментарии изданию «Цензор.НЕТ».

ФРАКЦИЯ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНА

 Как любой уважающий себя олигарх, Григоришин участвовал в украинской политике. Минимум до 2012 года он финансировал и контролировал украинскую Коммунистическую партию (КПУ).

«Помогал, финансировал. Они лоббировали. У нас так работал украинский парламент.  Олигархи финансируют партии, партии формируют фракции, парламент является площадкой, где олигархи решают вопросы, местом для споров, а президент является арбитром. И эта схема достаточно успешно на Украине работала. До тех пор, пока в президенты не стали проходить олигархи — Янукович, или сейчас Петр Порошенко. И эта схема стала сбоить. Потому что арбитр должен быть независимым, над схваткой», — рассказал «Украине.Ру» экс-депутат ВР Олег Царев.

Подконтрольная Григоришину КПУ поддерживала те решения, которые были нужны олигарху, и торпедировала инициативы, которые ему мешали. Об этом «Украине.Ру» подробно рассказал бывший депутат ВР Украины ЛЕОНИД ГРАЧ.

 «Григоришин набивал свой карман всем подряд. В том числе крымской землей, до сегодняшнего дня брошенной, и так далее. Лишь только потому, что сел на такой конек под названием продажный Петр Симоненко (глава КПУ — ред.), который использовал голоса избирателей, получал за задекларированные социалистические взгляды эти голоса, а на самом деле не просто их обманывал, а торговал ими», — рассказал Грач.

Он добавил, что за лоббирование своих интересов олигарх расплачивался с Симоненко более чем щедро.

 «Суммы самые различные — по $10 млн заносились, а точнее завозились. Более точно может рассказать только сам Симоненко и его первый зам Адам Мартынюк», — рассказал Грач.

Он отметил, что человек Григоришина от КПУ Олег Матвеев (сын Валентина Матвеева, который был правой рукой Симоненко) был замом главы налоговой инспекции Украины. Руководителем таможенной службы страны был Игорь Калетник, также человек Григоришина. Они принимали те решения, которые были нужны российскому олигарху. При этом попытки некоторых коммунистов поддержать невыгодные Григоришину законопроекты жестко пресекались.

«Я помню, как Григоришин восстал против принятия закона о запрете офшоров. Всеми в офисе КПУ тогда руководил его человек, Мармазов Евгений Васильевич, который продвигал своего сына в МВД Украины и послы Украины в Южной Корее. Я как раз стоял рядом, когда Григоришин звонил ему и кричал — "не смейте, не голосовать" и тому подобное», — поведал Грач.

Но реальность изменилась. Отсутствие устойчивого большинства, моментальный взлет и падение политических партий (яркий пример — «Свобода», которая даже не прошла в нынешний парламент) делают инвестиции в партийное строительство неоправданно дорогим удовольствием. По крайне мере, так думает и действует Константин Григоришин. Сейчас он вполне обходится без своей карманной фракции в Верховной Раде. В случае необходимости он использует парочку весьма крикливых депутатов, которые могут сенсационными заявлениями о коррупции провалить невыгодные ему решения. Украинские СМИ связывают с ним нардепов Мустафу Найема и Сергея Лещенко.

 «Я не знаю, финансирует ли он Лещенко и Найема — я не считаю их деньги — но, по крайней мере, очень странно, что как только проявляются какие-то интересы Григоришина, они очень четко совпадают с интересами того же Сергея Лещенко и утечками материалов, которые через Лещенко попадают в СМИ», — рассказал нашему изданию политолог Константин Бондаренко.

Действительно, в ходе атаки Григоришина на «Укрнафту» активное участие в конфликте на его стороне принимали как раз Найем и Лещенко. Они же поспособствовали отставке премьера Арсения Яценюка, вместе с Михаилом Саакашвили выдвинув против главы Кабмина обвинения в коррупции и лоббировании интересов Ахметова.

Таким образом становится очевидно: партнерство Петра Порошенко и Константина Григоришина — это тандем мультимиллионеров против миллиардеров, утративших административный ресурс. Без которого на Украине, как известно, по-настоящему большой бизнес невозможен.

Украина. Ру,

 

31.05.16.

Дополнительная информация