ПОДВИГ

г. Симферополь, железнодорожный вокзал, мемориальная доска группе В.К. Ефремова

НАДПИСЬ НА ПАМЯТНИКЕ:

В 1942-44 г.г. на станции Симферополь действовала подпольная диверсионная группа железнодорожников, возглявляемая Виктором Кирилловичем Ефремовым. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в марте 1944 года погибли: В.К. Ефремов, Н.Я. Соколов, А.А. Брайер, И.Г. Левицкий, В.З. Лавриненко.

Вечная Слава Героям!

Во время немецко-фашистской оккупации в Симферополе активно действовали 82 патриотические группы и организации. Одной из них была диверсионная группа, которой руководил В. К. Ефремов.

Перед войной Виктор Кириллович Ефремов работал заместителем начальника железнодорожной станции Симферополь по технической части. В конце октября 1941 г., когда фашисты уже подошли к городу, со станции продолжали отправляться эшелоны с грузами для Севастополя. Руководил отправкой В. К. Ефремов. Затем подъездные пути, пакгаузы, мастерские были взорваны.

Три месяца скрывался В. К. Ефремов от гитлеровцев, а когда обстоятельства вынудили его зарегистрироваться на фашистской бирже труда, назвался сцепщиком вагонов. Работать на станцию он пошел с единственной целью: вредить врагам всюду, где только возможно. Профессиональная подготовка, организаторские навыки В. К. Ефремова были замечены гитлеровской администрацией и его назначили «русским начальником станции». Он сразу же начал создавать диверсионную группу. В нее вошли И. Г. Левицкий, В. 3. Лавриненко, Н. Я. Соколов и старый коммунист А. А. Брайер, которого Виктор Кириллович устроил работать кладовщиком. Через подпольщицу Н. С. Усову, служившую на станции переводчицей, в сентябре 1943 г. была налажена связь с «Мусей» – Александрой Андреевной Волошиновой, руководителем одной из наиболее крупных патриотических организаций Симферополя.

Диверсии на железной дороге начинали с малого – сыпали песок и стеклянный порошок в буксы вагонов. Но вскоре была налажена доставка из леса магнитных мин замедленного действия, которые «Муся» передавала В. К. Ефремову. Полетели под откос вражеские эшелоны. 16 ноября 1943 г. состав из восьми вагонов с горючим сошел с рельсов на станции Кара-Кият (ныне Битумная). 17 ноября на перегоне Отрадная – Джанкой патриоты взорвали эшелон из 27 вагонов с боеприпасами; движение поездов на этом участке остановилось почти на сутки. В январе 1944 г. на станции Сарабуз (ныне Остряково) подпольщики взорвали воинский эшелон, который направлялся на Керченский полуостров, где в это время сражались с фашистами части Красной Армии. За период своей деятельности группа В. К. Ефремова совершила 22 крупные диверсии.

В архиве Крымского обкома Компартии Украины хранится немало адресованных подпольному центру записок и писем за подписью «Хрен» (это была подпольная кличка Ефремова). В них командир диверсионной группы сообщал о численности, передвижениях войск противника, просил побольше мин.

Незадолго до гибели Ефремов писал: «Если меня арестуют, то вы, дорогие товарищи, можете быть спокойны – я буду большевиком до самой смерти». Всей своей жизнью патриот подтвердил свое право на гордое имя Большевик.

Мужественно и стойко держался он в фашистском застенке, куда был брошен 10 марта 1944 г. Гитлеровцы подвергли его изуверским пыткам, но им не удалось вырвать у В. К. Ефремова сведения о подпольном центре, о явочных пунктах, системе связи с партизанами. 24 марта палачи расстреляли героя.

В 1972 г. на здании железнодорожного вокзала ст. Симферополь, у выхода на перрон, в честь диверсионной группы В. К. Ефремова установлена бронзовая мемориальная доска. В верхней ее части выполнены барельефные портреты В. К. Ефремова и его соратников А. А. Брайера, В. 3. Лавриненко, И. Г. Левицкого и Н. Я. Соколова, в нижней изображен эпизод их боевой деятельности – взрыв вражеского эшелона.

Авторы памятника – скульпторы В. В. Петренко и Н. И. Петренко.

В этой информации, составленной по книге «История городов и сел Украинской ССР. Крымская область», как и в других источниках, не упоминается имя жены

В.К. Ефремова, доставлявшей, рискуя жизнью, взрывчатку на станцию. По-видимому, очень скромный человек Людмила Михайловна Ефремова запретила рассказывать о своем участии в событиях 1942-1944 гг.

16 августа 2016 года Людмиле Михайловне Ефремовой исполнилось 95 лет!

Рассказывать о себе она тоже наотрез отказалась.

Замечательному, мужественному и скромному человеку – ей уважение, восхищение, слава и почет!

Медсестричка – воин в 19 лет – защищала Севастополь. Такие же молоденькие лейтенанты в редкие минуты затишья приносили ей сирень – цветы, невесть где добытые в разбомбленном, разрушенном Севастополе.

Военные дороги бросали Людмилу из боя в бой, вели к новым опасностям. Она, когда требовала обстановка, бралась за оружие, становясь в строй бойцов. Не расставалась с медицинской сумкой и оружием!

В трагические дни августа 1942 года, когда фашисты овладели Севастополем, Людмила Михайловна была направлена в партизанский отряд.

Затем – в еще более опасную для жизни обстановку – в родной дом. Здесь вместе с мужем – русским начальником станции Симферополь Виктором Кирилловичем Ефремовым, прятали взрывчатку в нише подоконника.

А ее, взрывчатку, нужно было срочно доставлять на станцию команде В.К. Ефремова. И это могла сделать только Людмила, пройдя мимо фашистского часового со взрывчаткой в бидончике с молоком. Чего это ей стоило! Но на станции работали коммунисты-подпольщики – и взрывались составы с техникой и солдатами вермахта!

Выдан и арестован находившийся в то время в Севастополе В.К. Ефремов.

В гестаповскую камеру на улице Студенческой фашисты бросили и Людмилу, беременную. Они увиделись в какие-то секунды: его выводили гестаповцы, и он успел сказать последние свои слова: «Береги сына».

Дорогая Людмила Михайловна! Сердечно поздравляем Вас от имени тысяч коммунистов регионального отделения партии КОММУНИСТЫ РОССИИ. Доброго здоровья, благополучия, спокойного, мирного неба!

 

Пресс-центр КРО КП КР


  

УРОК ИЗ 45-ГО

Что санкции вам дали, господа?

Мы на колени, как всегда, не стали.

Так было, есть и будет так всегда.

И мощь страны уже сейчас покрепче стали.

Запомните и всем другим скажите:

Дешевле жить не трогая мою страну.

И можете с Россией не дружить вы,

Но Боже вас спаси ей объявить войну.

Умеем петь, смеяться и грустить.

Вы лучше вспомните

Победную весну.

Нас в 41-м попыталися убить —

И больше нам никто не объявлял войну.

В. И. Анищенко

Дополнительная информация