Леонид Грач

Расстрел отменяется. Временно

Письма президенту

Расстрел отменяется. Временно

Г-н президент, начнём за здравие, а кончим уж как получится.

Редакция «МК» ликует: в кои-то веки власть быстро отреагировала на газетную заметку. Главное чудо — положительно отреагировала. (Потому что быстрая реакция чаще всего совсем неприятная: угрозы, поджоги, штрафы, судебные иски, запрет издания.)

Речь о письме вам под названием «В правительстве не идиоты сидят» в «МК» 22 августа 2016 года. Мы там цитировали правительственный циркуляр. Он предписывал к 1 сентября осуществить в организациях, подведомственных Министерству культуры России, борьбу с коррупцией. А именно: руководители цирков, театров, музеев и пр. должны были выгнать родственников. Вот как это было сформулировано в документе Минкультуры:

«Работники, замещающие вышеуказанные должности, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства <…> с работником соответствующей организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».

Язык жуткий, а суть, как вы понимаете, бессмысленно жестока. В знаменитых провинциальных музеях — Пушкинские Горы, Поленово, Ясная Поляна и др. — десятилетиями работают династии хранителей и спасителей культуры. Выгнать всех родственников директора — значит, закрыть музей. В театрах очень часто (и вполне по заслугам) работают актрисами жёны главных режиссёров; такова театральная жизнь. Вспомните хотя бы знаменитую Лилину (жену Станиславского), Алису Коонен (жену Таирова), Ольгу Книппер… Впрочем, любовницы художественных руководителей под дурацкий циркуляр не подпали, что сделало его (циркуляр) окончательно бессмысленным, но оставило беспощадным.

Г-н президент, мы слегка поглумились над этой правительственной бумагой и, конечно, не ждали ничего хорошего.

И вдруг, ровно неделю спустя, 29 августа, на государственном сайте, где размещается информация о подготовке всяких законов и постановлений, появилась косноязычная, но благая весть: можно не увольнять!

Вообразите, г-н президент: в июле Министерство культуры приказало уволить людей к 1 сентября, а за два дня до казни звучит команда «Отставить!» Сколько во всех этих цирках и музеях было страстей, рыданий, инфарктов-инсультов — мы никогда не узнаем, такой статистики нет. Нет в документе и никаких извинений.

В официальном Проекте Постановления Правительства Российской Федерациипросто сказано:

«Установить, что работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и граждане, указанные в пункте 2 настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (за исключением случаев, когда работники организации, состоящие в близком родстве или свойстве с работниками, замещающими должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и гражданами, указанными в пункте 2 настоящего постановления, замещают должности творческих работников в организации в соответствии с перечнем профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых…»

Мы оборвали цитату, г-н президент, чтобы вас не утомлять. Вы вообще могли бы начать чтение с подчёркнутого места, со знаменитой формулы «за исключением случаев». Это самая коррупциогенная формула законодателей и прочих властей, которые хотят и капитал приобрести, и невинность соблюсти: запрещают всем, а себе оставляют лазейку. Но в данном случае — большое спасибо.

Извините, но прямо на этом месте ликование и «за здравие» кончаются. Начинаются вопросы. Потому что люди — неблагодарная скотина; сколько власть для них делает добра, а им всё мало.

В «письмах президенту» (вам) мы сообщали о гораздо более важных проблемах, чем увольнение родственников по дурацкому приказу.

Писали про дороги (от них страдает всё население, про них вам вся Россия пишет и даже по телевизору говорит), а толку чуть.

Писали про беспризорников и сирот, огромное число которых, по вашим собственным словам, выглядит как «третья волна» после двух предыдущих (волна Гражданской войны и волна Великой Отечественной), а ведь наша «третья волна» возникла и держится (!) без всякой войны.

Писали о безумных действиях власти. Например, о переименовании милиции в полицию. Мы говорили вам, что это не поможет. И не помогло. А сколько миллиардов стоило это перекрашивание вывесок и служебных машин? Стало ли нам от этого лучше? Очень сомнительно.

Мы писали вам о необходимости спасения русского языка в бывших республиках СССР и в самой России. Но по одной фразе (168 слов!) циркуляра Министерства культуры видно: уже не спасти.

Да, отменили увольнения. Но не потому ли, что в письме президенту «В правительстве не идиоты сидят» мы прямо написали: у них выборы на носу, а они вызывают отчаяние и ярость тысяч работников культуры.

Отсутствие извинений перед уважаемыми людьми, которые несколько месяцев тряслись и мучились из-за циркуляра, заставляет думать: вдруг не отменили, а отложили? Вдруг эта поблажка — предвыборное чудо? Ведь чиновники могут вернуться к своей идее в любой момент.

Г-н президент, мы не ждём от них ничего хорошего. У нас в руках«Пояснительная записка Министерства культуры к проекту постановления Правительства РФ». Там они, как попугаи, повторяют все формулировки запрета на работу родственников. А потом добавлено:

«Вместе с тем спецификой отрасли культуры является широкое распространение профессиональных семейных династий. Театральные, балетные, цирковые, творческие династии — исторически сложившаяся традиция отечественной культуры. Семейная преемственность поколений в области искусства часто играет ключевую роль при формировании профессионалов самого высокого уровня. Погруженные с детства в профессиональную среду, выросшие на манеже цирка династии Запашных, Багдасаровых, Корниловых, за кулисами театров и концертных залов артистические семьи Райкиных, Соломиных, Табаковых, Захаровых, Моисеевых, Лиепы, Коганов, Ойстрахов, Юровских и многих других составляют национальное достояние нашей страны».

Читая это произведение министерско-культурного гуманизма, мы утирали непрошеную слезу умиления и вдруг в перечне музыкально-театрально-цирковых династий напоролись на семью Юровских.

Видите ли, г-н президент, семья Юровских прославилась не на сцене и не на экране. Основатель династии, видный деятель ЧК, расстрелял императора Николая II и всех его детей в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома. Дети этого Юровского не в цирке работали. Дочь была функционером комсомола, один сын — контр-адмиралом, другой — подполковником, политработником…

В перечислении артистических семей уместнее было бы назвать семью Сергея Юрского. Его отец — театральный деятель, дочь — актриса, жена — актриса, а сам он — знаменитый актёр театра и кино, режиссёр, гениально играл Тузенбаха (если это вам о чём-то говорит), Остапа Бендера (ну, эту роль все помнят) и ещё очень много и талантливо…

…Вам скажут, будто это случайная ошибка. Но зная образ мыслей и направление ума нынешнего министра культуры (он ведь историк и писатель, поэтому мысли его ни для кого не секрет), полагаем, что династия знаменитого чекиста (то есть в некоторой степени вашего коллеги) ввернулась в документ не случайно. Вы же знаете, что случайностей не бывает.

Александр Минкин 

Московский Комсомолец,

 

30.09.16.

Дополнительная информация