Леонид Грач

Жизнь как песня, песня как жизнь

 


 

Юрий Иосифович Богатиков родился 29 февраля 1932 года в г. Енакиево Донецкой области. Детство прошло в городе Славянске. Ему исполнилось 9 лет, когда началась Великая Отечественная война. Семья Богатиковых была эвакуирована в Бухару (Узбекистан). После войны переехали в Харьков.

В 1946 году Юрий Иосифович поступает в Харьковское ремесленное училище связи, заканчивает его и начинает работать на Харьковском телеграфе.

В большой многодетной семье Богатиковых всегда любили песню. Отец пел, ему подпевали дети. А сам Юрий Иосифович всегда говорил, что пел «с детского садика».

Работая на телеграфе, он все свободное время проводил на самодеятельной сцене. Директор Харьковского телеграфа В. И. Акулов распорядился направить юношу на учебу в Харьковское музыкальное училище.

Во время учебы Юрий Иосифович был призван на военную службу. Служил на Тихоокеанском флоте. Пел в ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота.

В 1959 году Юрий Иосифович успешно закончил музыкальное училище, и перед ним открылись неисчерпаемые возможности для творчества. Он поступает в театр музкомедии, потом идет на эстраду, позднее работает в Шахтерском ансамбле песни и пляски.

С 1963 года – солист Луганской филармонии. Первая серьезная победа пришла к Юрию Богатикову в 1967 году. Он получил диплом Первой степени как победитель конкурса вокалистов, участвуя в фестивале молодежи Украины. За высокое исполнительское мастерство был удостоен Премии имени «Молодой гвардии».

На фестивале эстрадной песни в Берлине в 1968 году стал обладателем главного приза. Через год в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» удостоен серебряной медали.

Работая в Луганской филармонии с радостью пел для шахтеров, которые, выйдя из забоя, уставшие и чумазые, забыв обо всем на свете, с удовольствием слушали «Спят курганы темные» и «Давно не бывал я в Донбассе».

Творческий труд артиста высоко оценен донбассовцами – он награжден орденом «Заслуженный шахтер» и удостоен звания «Почетный гражданин города Славянска».

Песни в исполнении Юрия Богатикова звучали в Германии, Франции, Польше, Колумбии, Перу, Венесуэле, Эквадоре, Кубе – более чем в 20 странах мира.

В 1968 году Юрий Богатиков стал заслуженным, а в феврале 1973 года – народным артистом Украины.

Постоянно принимал участие в международных программах

«Мелодии друзей». На протяжении 16 лет (1970-1986) – член художественного совета по эстраде при Министерстве культуры СССР.

Принимал участие почти во всех правительственных и праздничных концертах. Ни одна телевизионная программа не проходила без его участия. Участвовал во всех концертах «Песня года», начиная с «Песня-69».

С 1974 года Юрий Богатиков – солист Крымской государственной филармонии. И крымской земле он также отдает всего себя без остатка, воспевая красоту полуострова.

В 1978 году поступил, а в 1984 году окончил исторический факультет Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе.

В феврале 1983 года удостоен звания народный артист СССР. На эстраде он был первым, получившим это звание после Л. Утесова и К. Шульженко.

В 2001 году решением Президиума Верховного Совета Крыма ему присвоено звание «Почетный крымчанин». Он – «Почетный гражданин г. Ялты», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 2002 году Указом Президента Российской Федерации награжден «Орденом Дружбы».

Люди разных профессий благодарят народного артиста СССР Юрия Богатикова за его песни. Красивый неповторимый голос и глубокое внутреннее содержание, вкладываемое им в каждую песню, завоевали и международное признание, и всенародную любовь на своей земле. Поэтому Юрий Иосифович был любим и востребован зрителями до последнего дня своей жизни.

 

 

ОТ ТИХОГО ОКЕАНА ДО АЗОВСКОГО МОРЯ

 

О выдающемся певце Юрии Иосифовиче Богатикове написано немало статей, в которых отражена его деятельность как народного артиста СССР. О нем и его творчестве еще будут написаны и книги. Мне же хочется рассказать о малоизвестных эпизодах его жизни в период службы на Тихоокеанском флоте и о наших встречах в Мариуполе.

..В тот, теперь уже далекий, 1952 год Японское море встретило нас, будущих матросов, холодными порывами ветра, вздыбленными свинцовыми волнами, заросшими лесом сопками. Флотский «экипаж» находился в городе Владивостоке, у Черной речки. Здесь я вместе с таким же, как и я, новобранцем Юрием Богатиковым проходил курс молодого матроса, а в свободное время (которого было очень немного) мы участвовали как вокалисты в коллективе матросской художественной самодеятельности при Доме офицеров флота. Здесь мы познакомились с общительным и жизнерадостным матросом Анатолием Ромашиным - будущим известным киноактером и народным артистом России: в то далекое время он ходил в «чтецах».

С неразлучным баяном скрашивали мы дни службы задушевными песнями. Искусство в трудную пору службы объединяло нас, множило силы. Нередко приходилось выступать в самых неподходящих помещениях, а то и вовсе под открытым небом – на палубе корабля, зато наша концертная группа пользовалась успехом.

И хотя выступали мы перед разными аудиториями, и офицеры, и матросы, и местное население душевно приветствовали самодеятельных артистов.

Тогда мы, молодые певцы-ровесники, соревновались в мастерстве, красоте и силе своих голосов. Юра Богатиков старался петь как можно чаще. Он владел необыкновенно красивым голосом, врожденным артистизмом. Тем артистизмом, который позволял ему еще в молодости творить на сцене чудо, завораживая зрительный зал. Не случайно на одном из концертов Юра обратил на себя внимание руководителя ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Тогда-то и стал Юра солистом.

Конечно, он отличался силой своего дарования, лучше нас умел управлять своим голосом. Однажды, уступая нашим настойчивым просьбам открыть тайну своего необыкновенно красивого тембра голоса, Богатиков, смеясь, ответил: «Все это гораздо проще, чем вы думаете. Это просто природный дар, и поэтому я не «делаю» голос, а пою так, как умею...».

Возвращаясь памятью к далекому прошлому, думаю, что именно в пору наших концертов и вспыхнула зарница вокальной одаренности двадцатилетнего Юрия Богатикова.

Как-то зашла речь об известных вокалистах прошлого, искусство которых Юра ценил очень высоко. Размышляя, как в исполнении одаренного певца произведение композитора приобретает неожиданно новое звучание и окраску, он, помню, восторженно воскликнул: «Вот так пел Шаляпин. Ах, как пел!..».

Это вырвалось у Богатикова как-то вдруг, словно вспыхнуло радостное воспоминание, будто он действительно слышал живой голос своего кумира.

Окончив курс молодого матроса, Богатиков получил направление в ансамбль Тихоокеанского флота, я в школу боцманов, Ромашин – в бригаду торпедных катеров. Виделись нечасто, лишь в дни увольнения встречались во Владивостоке и вместе проводили время. А после увольнения в запас разъехались в разные стороны: Юра в Харьков, я в Мариуполь, Ромашин в Москву. На новую встречу было трудно надеяться.

...Прошло десять лет. И вот однажды, в 1965 году, во Дворце культуры завода «Азов-сталь» состоялся концерт артистов Луганской (тогда–Ворошиловградской) филармонии.

Я сидел в партере, помнится, не дальше третьего ряда. Программа концерта начиналась песней «Давно не бывал я в Донбассе», и конферансье объявил исполнителя: «Юрий Богатиков!»

И надо же было такому случиться, чтобы я от неожиданности вдруг привстал и крикнул: «Юра?!» И Богатиков настолько растерялся, что не мог вымолвить ни слова. Пауза затянулась.

Затем он вышел на авансцену, улыбнулся, а потом спустился в зал и мы с ним обнялись под гром аплодисментов растроганных зрителей. И, преодолев смущение, Юра, обращаясь к залу, запел: «И вот, наконец, я в Донбассе...». И слова этой песни Юра обращал к своим землякам, сидящим в зале...

А зал обратился в слух, и я видел только Юру. Голос его то рокотал характерным богатиковским тембром, то лился свободной волной...

Зал взволнованно слушал, и каждый, наверное, думал о чем-то глубоко личном, сокровенном.

С того памятного дня и на протяжении тридцати восьми лет мы с Юрой поддерживали дружеские отношения и еще не раз встречались. Случалось и мне бывать у него в городе Ялте, а он навещал меня в Мариуполе.

...Я писал, что Богатиков любил петь. Но его отношение к песне было исполнено не только любви, но и нежности, жажды передать свое чувство каждому слушателю. Ведь у нашего народа – чудесные песни, удивительная поэзия, непревзойденная но красоте песенно-романсовая классика. И отрадно, что Юрий Богатиков щедро знакомил все новые и новые аудитории с этим бесценным богатством.

И мы благодарны бывшему матросу за проникновенное исполнение радующих душу песен, отдаем дань его природной одарённости и высочайшему профессиональному мастерству. Юрий Иосифович навсегда вошел в историю вокального искусства, и теперь имеет особое значение каждая подробность его жизни, каждое впечатление от знакомства с ним. Вот почему я написал о том немногом, что знал и запомнил.

 

Аркадий Проценко,

бывший старшина I статьи

Тихоокеанского флота.

 

 

 

Дополнительная информация