Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Журнал VIP: Политика - это не ремесло... Это жизнь для меня

Поделится:
18:23 06 Августа 2010 г. 11622

Журнал VIP: Политика - это не ремесло... Это жизнь для меня – Л. Грач

Создано 08.06.2010 18:23

Просмотров: 2979

Интервью народного депутата Украины Л. Грача журналу VIP (ФОТО)

 

Грач Леонид Иванович… 
[ Он известен нам как авторитетный политик, активный общественный деятель, патриот своей страны. Кто не мечтает познакомиться со столь яркой и значимой личностью? Собираясь на интервью, я ожидала официального приема, но была приятно удивлена, попав в теплую дружескую обстановку. Любовь к Крыму ощущалась даже в его кабинете. Особо выделялись картины наиболее ярких пейзажей Крыма, таких как Кара-Даг, Ласточкино Гнездо, Аю-Даг…]

ImageЛеонид Иванович – один из немногих украинских политиков, сумевших завоевать известность и авторитет не громкими скандалами, эпатажными выходкам, а пос­ле­довательной защитой собственной позиции и конкретными свершениями. Она, ве­ро­ят­но, хорошо известна гражданам Ук­раины. Леонид Грач на протяжении многих лет выступает за смену со­циально-эко­номического курса, за возвращение в государственную собственность крупных предприятий, за отказ от внешнеполитической ориентации на США и ЕС и соз­дание оборонного экономического и по­ли­ти­ческого союза с Россией и Беларусью, Ка­зах­ста­ном. Безусловно, подобные взгляды резко расходятся не только с курсом официальным власти, но и с мнением по­давляющего большинства представителей украинской буржуазии. Легко ли современному украинскому политику сохранять по­доб­ную независимую позицию? Не возникает ли иску­шение встать на путь конфор­миз­ма, отказавшись от изматывающей мно­го­лет­ней борьбы? Что заставляет че­ло­века сражаться за свои взгляды, жертвуя спокойствием, здоровьем и благополучием?

В его биографии поражает, прежде все­го, его идейное и политическое постоян­с­тво. Судя по всему, на протяжении жизни его взгляды никогда существенно не менялись. То, что говорит и пишет Леонид Грач сегодня, отражает нашу действительность.

В период развала СССР он оказался «белой вороной» - немногие представители советского и партийного руководства сохранили тогда верность своему государству. После запрета Ком­пар­тии Леонид Грач не ушел в частную жизнь, не занялся бизнесом и не пошел на службу новой власти, подобно большинству своих коллег, а начал борьбу за восстановление КПУ, не побоявшись вступить в жесткий конфликт с новыми хозяевами жизни. В те годы это было, мягко говоря, небезопасно. Особенно в Крыму, где к власти пришли криминальные группировки. Большинство бывших товарищей и коллег попросту предали его и партию.

ImageСегодня Леонид Грач также постоянно и бескомпромиссно ведет борьбу за конституционные полномочия Крымской Автономии, чем раздражает политических де­­ляг, пре­вращающих шаг за ша­гом полуостров в яблоко раздора". Его любовь к Кры­му проявляется буквально во всем: - от способности ув­ле­кательно рассказывать о красоте крымской природы до высокого чув­­ства от­вет­ствен­нос­ти за су­дьбу кры­м­­чан, которое, по его соб­­с­твенным словам, зас­­тавляет его вновь и вновь вступать в политические сра­­жения.

Леонид Иванович с удовольствием согласился по­де­литься своими мыслями о социально-политической ситуации в стране, о будущем Крыма и Украины с читателями журнала V.I.P. Его, кстати говоря, приятно удивило то, что V.I.P. проводит независимую редакционную политику и стремится показать разные точки зрения. «Такие издания, как Ваше, мне интересны, - сказал мне Леонид Грач, - Приез­жайте. Но только помните, что для меня важен не пиар, а уровень разговора. Я хочу, чтобы читатель заинтересовался, подумал, сопоставил, поспорил. В этом я вижу основной смысл нашей беседы, так как сегодня, как воздух, не хватает философского осмысления ситуации, стремления понять сущность общественных проблем, а не отделываться расхожими штампами». Такое предупреждение сразу побудило меня заговорить о самом главном: о том, что, по мне­­нию Леонида Грача, определяет смысл жиз­ни человека и составляет основу деятельности политика – об идейной позиции и мировоззрении.

ПОЛИТИКА – ЭТО НЕ РЕМЕСЛО… ЭТО – ЖИЗНЬ ДЛЯ МЕНЯ

- Что заставляет Вас заниматься политикой? Что стоит за желанием рисковать и сражаться, отстаивая свою правоту?

Знание законов общественного развития и чувство ответственности. Это заложено в каждом человеке, но, к сожалению, в нынешних условиях, когда отношения социальной солидарности и стремление работать на благо общества сознательно подавляются и разрушаются, те, кто продолжает ощущать ответственность за судьбу страны, за будущее народа, за нашу цивилизацию и культуру, оказались в крайне тяжелом по­ложении. В чем проявляется ответ­с­т­вен­ность?

ImageВ жела­нии улучшить об­щество, сделать его бо­лее милосердным и спра­вед­ли­вым. Этого воз­­можно до­би­ваться разными способами, обу­чая детей, строя дома и дороги, вы­ра­щивая хлеб, создавая надежную технику, сочиняя музыку и многое другое. Мне кажется, что у меня лучше всего получается добиваться принятия ре­шений, которые благоприятно сказываются на жизни общества, т.е. заниматься политикой, ко­­торая практически все интегрирует. Име­н­­но этому я и посвятил свою жизнь. Политка стала моей судьбой. Я слу­жу людям ис­кренне и сполна.

- Но ведь не у каждого есть же­ла­ние служить лю­дям. Многим бы хотелось пожить для себя. Осо­бен­но популярна такая позиция у молодежи.

Не стоит строить иллюзий. Че­ло­век может жить только в обществе, и в основе его мировоззрения лежат представления, господствующие в социуме. Даже те, кто думает, что жи­вет ис­клю­чительно для себя, в дей­ствительности реализуют в процессе своей жизни оп­ределенную идейную концепцию. Она – позиция «моя хата скраю» – правда, чре­з­вычайно вре­д­­на с об­щес­твен­ной точки зрения, но при этом крайне выгодна нынешней элите, ко­то­рая заи­нтересована в том, что­бы че­ло­век, как можно меньше думал о социальных и общественных проблемах и слепо верил обещаниям, тех, кто присвоил себе право распоряжаться богатствами, созданными сотнями миллионами советских людей упорным многолетним трудом.

- Получется, нынешняя эли­та сознательно разрушает и об­щество, и личность?

Да, но ее представители не задумываются о грядущих зловещих результатах такого курса.

ImageОни заняты исключительно собственной вы­годой. Нужно понимать, что наша социальность определена природой. Человек, как верно оп­ре­делил Аристотель, общественное животное. Он становится человеком только в социуме, а если он развивается вне общества или утрачивает достижения цивилизации и культуры (иног­да это происходит довольно быстро, как бы­ло, например, в 30-е годы в нацистской Германии), он неизбежно превращается в жи­вотное. Поэтому государство это не «ночной сторож» и не беспристрастный арбитр, следящий за тем, чтобы все играли по правилам, как нас убеждают либералы. Это структура, призванная создавать условия, чтобы люди сохраняли человеческие качества, чтобы достижения цивилизации усваивались новыми поколениями, чтобы развивалась культура и продолжался процесс познания окружающего мира. Очевидно, что современное украинское государство не в состоянии обеспечить подобные условия. Великий Сократ говорил: «В делах государственных должны иметь только три принципа: справедливость, закон и все лучшее из того, что было в прошлом». Вот где ключ! Сегодня эти три постулата крайне нужны нам всем и Украине как государству. От этих базовых принципов нынешняя власть отошла, а по­то­му у нас сегодня нет основы для развития страны. У нас нет цели общенациоального развития, нет элиты, которые могла бы указать на ценности и ориентиры, кроме личного обогащения, и повести за собой все остальное общество. Обратите внимание: все политические силы вроде бы заботятся о хорошем: об экономическом росте, о повышении благосостояния уровня жизни. А дела с каждым днем идут все хуже, страна оказалась на грани социально-экономической катастрофы. В чем причина? Причина в базовых понятиях, которые преданы забвению. Нельзя жить, исключительно экономическими заботами и мечтами об обогащении. Это путь в тупик, на обочину истории, где мы, откровенно говоря, уже оказались. У общества должна быть цель. И я убежден, что она должна состоять в утверждении идеалов интернационализма, социальной солидарности, взаимопомощи, бережного отношения к соб­ственной ис­тории и уважения к науке и культуре. Такое общество и стро­или советские люди.

- Выходит, Вы предлагаете вернуться во времена Совет­ского Союза. Но ведь советский строй был далеко не идеальным. И Вы, как руководитель высокого уровня, должно быть знаете об этом лучше других.

Image- Идеальных общественных си­с­тем не было, нет и не будет. Но ни один человек, потрудившийся ос­мыс­лить процессы, идущие в на­ши дни, и сравнить их с ситуацией в Советском Союзе, не будет от­ри­цать, что СССР находился на зна­чи­тельно более высоком этапе об­щес­твенного развития, а по сра­в­не­нию с советским периодом наше общество сделало огромный шаг назад. Ведь как сегодня звучит «право на труд», «пра­во на образование», «право на отдых», на жилье, на медицинскую по­мощь? Правильно, как из­де­вательство. Украинское об­ще­с­тво раздроблено, оно утратило объе­диняющую идею и мотивацию к развитию. Поэ­тому мы продолжаем катиться в пропасть. И не меняя социально-экономического и политического кур­са соб­ствен­но­го развития, из­ме­нить си­туацию невозможно. Мы сегодня по­дошли к тому пределу, когда от­с­ту­пать да­льше уже нельзя, когда либо общество нач­нет борьбу за выживание, либо по­гиб­нет. Но в чем за­к­лючается по­ня­тие выживание? В достоинстве, в самореализации, в социальной защите че­ло­века от только что ро­див­шегося до пожилого возраста. Ошибка со­вет­с­ко­го строя была в том, что не использовались возможности личной инициативы проявить в экономической и социальной сфе­рах. Об­щес­т­вен­ная атмосфера была бы совершенно иной, если бы у людей было бы больше возможности для самореализации, в том числе и посредством са­мо­с­тоятельной экономической деятельности и демократизации всех сфер жизни. Но, конечно, ос­но­вы социалистического строя дол­жны были оставаться при этом неиз­менными. Мы видим, что отказ от социалистической идеологии и прин­­ципов интернационализма привел к разрушительному межэтническому, меж­регио­на­ль­ному, межгосударственному и меж­клановому противостоянию, которое является неизбежным следствием олигархического господства.

- Противостояние в обществе, действительно, достигло опасного предела, и ре­зультаты недавно завершившихся выборов только лишний раз подтвердили это. А что стало основной для подобной эскалации общественных конфликтов.

Причиной этого в отказе от ценностей восточно-славянской цивилизации, в сознательном разрушении исторической памяти. Пра­вя­щий украинский режим все постсоветские годы пытается превратить Украину в периферию ев­ро­атлантического мира, достаточно чуждого нам по своему мировоззрению и культуре. А потому она переписывает историю, разрушает памятники, дискредитирует общее прошлое вос­точно-славянских народов. Это позволяет ма­нипулировать обществом на подсознательном уровне, утверждать самые дикие мифы и представления. Но история – очень гордая женщина, не терпящая клеветы и подлога. Я убежден, что ситуация непременно изменится, когда народ поймет, что мы – восточно-славянская цивилизация и сможет оценить важность того, что в пространстве восточно-славняской цивилизации объединились лю­ди самых разных национальностей, культур, вероисповеданий. Но если общество не сможет это понять, защитить, возродить, тогда народ обречен на деградацию, а цивилизация – на уничтожение. А, значит, наш народ как культурно-историческая общность исчезнет. Поско­льку ни отдельный человек, ни тем более це­лый народ не могут выжить, отказавшись от собственной цивилизации, и культуры. Циви­ли­зация – это широкий пласт всего нашего мировоззрения и миропонимания.

- А что угрожает нашей цивилизации?

ImageУничтожение (точнее говоря поглощения) дру­гими цивилизационными общностями, преж­де всего евроатлантической, в которой нам будет уготовано второстепенное, подчиненное положение. К несчастью, современный мир суров и несправедлив, и те государства, которые стремятся в нем доминировать, - США и их союзники, - без всякого уважения относятся к чужой территории и собственности. В оконечном итоге они не останавливаются и перед насильственными военными методами: бомбе­ж­ками, интервенциями, переворотами. И нашу цивилизацию ожидает в ближайшем будущем либо порабощение, либо возрождение. Нынеш­няя ситуация неустойчива, она долго не продлиться, это понятно каждому, кто способен размышлять глобально. И украинская олигархическая верхушка, которая старательно делает вид, что ничего тревожного ни в стране, ни в мире не происходит, это группа предателей, зах­вативших власть в стране. Безусловно, предательство своей цивилизации, национальных интересов не является ноу-хау настоящего времени. Но особенностью украинской ситуации яв­ляется то, что предательство выражается еще и в том, что таким категориям как «национальная гордость», «национальный интерес», «защита национального достоинства» придается узкий этнический смысл. Когда мы используем понятие - национальный только по отношению к этническим украинцам – это трагедия. Национальный интерес Украины состоит в учете требований всех граждан страны, в создании равных условий для всех, проживающих на территории государства, независимо от их национальной принадлежности. Для осознания этой истины я прошел долгий путь понимания, поиска, карьеры, ответственности и формирования советской, гражданской позиции.

Image- По Вашим словам, получается, что за со­х­ранение нашей цивилиазции, возможно, в скором времени придется сражаться всерьез. Вы к этому готовы?

- Свою готовность сражаться, в буквальном смысле слова рискуя жизнью, я доказал еще в 1991 году, когда публично выступил против за­п­рета Коммунистической партии и развала союз­ного государства. И то, и другое, я, кстати говоря, считаю величайшей исторической трагедией, имевшей крайне тяжелые последствия для нашего народа. Тогда на меня обрушились преследования. Против меня выдвинули обвинения, чуть ли не в государственной измене. Меня до­вели до инфаркта, я оказался при смер­ти. Хо­рошо, что во главе одной из сельских больниц Крыма - Почтовской - оказались высокопорядочные люди, ко­то­рые не испугались и оказали мне помощь. Особая благодарность Татьяне Константи­нов­ой – врачу-кардиологу, врачу от бога, которая не один раз меня спасала и поставила меня на ноги. Люди, которых я считал своими соратниками или просто близкими приятелями, испугавшись возможных неприятностей, прекратили об­щение со мной. Но я считал своим личным долгом высказать свою гражданскую по­зи­цию и об­ратился к политическим силам и общественности Крыма с открытым письмом, которое газета «Крымская правда» напечатала 3 сентября 1991 года. Кстати говоря, преследования, обрушившиеся на меня, вызвали негодование и у лю­дей, не разделявших социалистических взгля­дов. В газете «Известия», тогда еще общесоюзной, со статьей в мою защиту вы­с­тупил выдающийся журналист Эдвин По­ля­нов­ский. Это было 11 ок­тября 1991 года. В самый разгар ан­тиком­му­ни­с­тической чумы и массового предательства, ко­торго не знала до этого история, состоялось са­мое кощунственное – было предано свое соб­с­твенное государство.

КРЫМ БЕЗ МЕНЯ МОЖЕТ, Я БЕЗ НЕГО НЕТ

- Как я понимаю, борьба за Кон­сти­ту­ци­он­ные полномочия Крыма, которую Вы ве­де­те сегодня, может оказаться чрезвычайно на­пря­женной. Почему для Вас такую важность представляет Автономный статус. Мо­жет быть, стоит им пожертвовать?

Крым – это территория, за которую веками боролись, борятся и будут бороться. Крым име­ет непревзойденные геостратегические ка­чес­т­ва. На крымском шельфе огромные запасы га­за и нефти. Здесь уникальная история, особое переплетение культур. Именно на этой земле, в Се­вас­тополе, на Херсонесе, князь Владимир принял христианское крещение, которое позже распространилось по всея Руси. Именно на этой зем­ле в 988 году князь Владимир принял Пра­вос­лавие, ценности которого легли в основу восточно-славянской культуры. Крым уникален не только климатическими условиями, но и геополитическим расположением с точки зрения вла­­дения и воздействия на Черноморский бассейн в целом. Имеет непревзойденные геостратегические качества. Здесь базируется Че­р­­номорский флот РФ, который служит гарантом бе­зопасности и для России, и для Украины. Крым, без всякого преувеличения, – сегодня са­мый важный регион восточно-славянской ци­вилизации. Или его опрокинут, тогда он станет к огромному нашему горю местом, где произойдет столкновение двух братских народов. Или по­бедит тот особый геополитический менталитет, то стре­мление к восточно-славянскому единству, которым буквально пропитан крымский воздух. Об­щественные антинатовские на­с­тро­ения го­во­рят о том, что никто и в мыслях се­бе не мо­жет позволить появление в Крыму фло­та США, а ведь к этому подталкивают проамериканские силы на Украине. Крымчане ни­когда не согласится с тем, чтобы Россия стала врагом. Это означает, что завтрашний день зависит от того, как поведет себя новое крымское руководство в отношении укрепления и наполнения полномочий Конституции Автономной Республики Крым.

Должна признаться, я была удивлена, уз­нав, что, родился Леонид Иванович вовсе не в Кры­му, а в селе Бродецком Комсомольского района Вин­ницкой области. Получил высшее юридическое и политическое образование. Доктор исторических наук, профессор, зас­луженный юрист Ук­раины. В постсоветский период награжден Ор­деном Ярослава Муд­рого и Орденом Дружбы РФ. Военную службу проходил в Севастополе. Его нынешнее воинское звание – полковник. По­чет­ный гражданин города-героя Керчи. С 1967 года его жизнь непрерывно связана с Крымом, где он формировался как политик. Леонид Ива­но­вич сумел заслужить авторитет среди коллег и доверия простых крымских жителей. Он не только искренне проникся проблемами Кры­ма, но и принимает активные действия для их решения.

ImageОБ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

«Впервые мысль о проведении референдума, призванного определить статус Крымской области, возникла у меня незадолго до окончательного развала СССР. Новоогаревский процесс заставил задуматься над дальнейшей уча­с­тью Крыма. Мне было понятно, что перед кры­м­ским обществом стоят две на тот момент важнейшие проблемы. Первая была связана с возвращением крымских татар. Нужно было создавать такую систему власти, которая позволила бы всем этническим группам принимать участие в управлении, но никому не позволяла бы это право узурпировать… Вторая была не­пос­редственно связана с объемом националистических и национал-либеральных движений в советских республиках, в том числе в Украине. С каждым днем становилось понятней: если не создать противовес националистическим на­с­трое­ниям, не создать дополнительные крепы, стягивающие пространство человеческой ци­вили­за­ции (в основе которой лежали культурные достижения восточно-славянского мира), то националисты непременно попытаются столкнуть народы СССР между собой. 20 января 1991 года я принимал активное участие в организации первого референдума в Со­вет­ском Союзе. Именно он утвердил статус Ав­то­номной Рес­публики по территориальному признаку».

О ПОВОРОТЕ ИСТОРИИ…

ImageВ 43 года Леонид Иванович первый секретарь Крымского Обкома Компартии. Но вслед­ствие резкого поворота истории и за­п­рета Компартии, оказался безработным и го­нимым, стоял на учете на бирже труда.

«После такого политического поражения, которое мне довелось испытать в 1991 году, когда внезапно теряешь сразу все – словно умер и рождаешься заново. Вновь решаешь, нас­ко­лько важно для тебя добиваться возможности реализовать свои взгляды. Спраши­ва­ешь себя, готов ли ты начинать с нуля. Про­веряешь свою готовность к политической борьбе. Стано­вишься требовательней к себе и другим, жестче в своих оценках, решительнее в действиях и готов к самопожертвованию».

О КОНСТИТУЦИИ КРЫМА…

«Крымская Конституция принималась в тяжелейшей социально-политической ситуации. В середине 90-х борьба против всевластия криминала тогда только начиналась и шла сов­сем непросто… В течение нескольких лет Крым постоянно находился на грани межэтнического конфликта. Тем не менее убежден в том, что нам удалось принять взвешенный и выверенный документ, позволяющий создать юридическую основу для социально экономического, культурного и политического развития автономии, обеспечить равноправие всех этнических и конфессиональных групп. В настоящее время положения Крымской Конституции официальным Киевом и местными «князьями» игнорируются. И в этом я вижу основную угрозу как для Автономии, так и для Украины в целом».

Об украино-российских отношениях…

«Крымчане по своему складу – это люди, имеющие особый геополитический менталитет. Эта земля настолько сопряжена с Россией, что ее жители никогда не согласятся разорвать с ней связь. Они четко осознают, что Россия бо­лее близка Украине и по духу, и по историчес­ким, и по культурным, и по языковым основам. Умертвить русский язык - значит потерять свои корни. Крым – это якорь, который должен удержать Украину у берегов России. Будущее территориальной целостности Украины зависит от того, как поведет себя Крым. А он поведет себя положительно, если его не будут лишать конституционных полномочий, и не произойдет ухуд­шение украино-российских отношений. Мы заняли значительную территорию как восточно-славянское пространство. Также объединились азиаты, есть Ближний Восток, Европа и другие. Это зоны абсолютно неповторимых цивилизаций. но и наша родная для нас единственная. Так почему же мы ее должны разрушать?! В настоящее время стоит вопрос: куда двигаться дальше? Украине, России и Бе­ло­рус­сии, Казахстану необходимо двигаться по нап­равлению друг к другу. В этом наше прошлое и будущее».

Кабинет Леонида Ивановича. Фило­соф­ские размышления состоявшегося политика и молодой журналистки. Общаясь, я неод­нок­ратно вспоминала фразу – талантливый человек та­лантлив во всем. Это значимый политик, сильный лидер, мудрый руководитель, заслуженный юрист Украины, автор свы­ше 500 публикаций, среди которых кни­ги – «Движение вперед», «Украина без Куч­мы», «Еще не вечер», «Украина не Ев­ропа». Имеет ярко выраженные аналитические способности. Он смело выражает свое мнение и умеет слушать оппонента. Помню, как еще недавно, будучи школьницей, я не могла понять, почему факты о Великой Оте­чественной войне, которые мне рассказывала моя мудрая и любимая бабушка, пе­ре­жившая весь ужас военного времени, нас­только отличаются от материала, написанного в учебнике. Леонид Иванович поддержал моё мнение. Многое забыто, переписано, разрушено…

«А нам нужно защитить честь и достоинство победителей фашизма и историческую правду. Я внук и сын участников Великой Оте­чес­твенной войны и поэтому в этом убежден. Память о Великой Отечественной войне хранится в каждой семье через воспоминания прадеда, деда, отца и её не зачеркнуть, не переписать, ведь она не на бумаге, а в наших сердцах».

Пусть мы действительно два абсолютно непохожих человека… Разного пола, поколения, жизненного опыта. Но есть важнейший аспект, который нас объединяет – любовь к нашей и истории, к культуре, народу, тревога за судьбу Украины и восточно-сла­вянской цивилизации. И это многократно сильнее всех различий.

Архив