Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Такое массовое распространение религии, которое воспринимается людьми как государственная политика

Поделится:
10:48 24 Ноября 2011 г. 2968

Такое массовое распространение религии, которое воспринимается людьми как государственная политика, повлияло не только на "непросвещенных", но даже на некоторых интеллектуалов. Один из киевских ученых внес предложение о запрете преподавания дарвинизма в школе. Якобы он несовместим с законом божьим. Другой считает объективной необходимостью замену светской государственности религиозной.

Осуждается эпоха Просвещения и ее ученые, которые развивали науку, противоречащую религиозному средневековью. Доктор политических наук ищет истину не в науке, а в религии. "Всеобщая вселенская христианская истина, - пишет он, - неизменна и обязательна, не требующая доказательств". Средневековый схоласт Фома Аквинский (XIII в.) стоял выше и левее этого ученого (XXI в.) Он признавал достижение истины через противоречие. "Двигаясь к истине, - писал он, - разум может вступить в противоречие с догматами веры". Схоласт информационной эпохи попытался сгладить неприятное звучание понятия "раб божий".

"Когда человек - раб божий, - пишет он, - то он господин всего остального мира". Красивая, но бессовестная ложь. Раб божий находится под постоянным страхом божьим и потому легко становится рабом земной жизни. Доктору наук не мешало бы познакомиться еще с одним схоластом того времени, с Августином, который говорил: "Земное царство - это разбойничий стан, держится лишь войной, насилием". Он не осмелился бы сказать, что раб божий - господин этого мира.

Ученый считает атеизм ядом. Атеистическое время было и у нас, и "за это безумие мы заплатили огромную цену". Может быть, что-то и за-платили в первые годы Советской власти, в по-следующее время церковь признала Советскую власть как "Богом данную", (середина 30-х годов). А в Советской Конституции было записано: "свобода вероисповедания" и "религия есть личное дело каждого", началось мирное сосуществование атеизма и религии. Религиозная пропаганда не запрещалась. Но на основе бурного развития науки, всеобщего массового просвещения стала распространяться повсеместно научно-материалистическая, атеистическая, коммунистическая гуманистическая мораль. Ее действенность была проверена при защите Родины в период Великой Отечественной войны. Мы воевали не под религиозными знаменами, а под коммунистическими и как атеисты.

Русская православная церковь в годы войны выступила как патриотическая сила и всячески поддерживала государственную политику идейно и материально. Сталин удовлетворил все просьбы церковного руководства. Был открыт ряд храмов. В Советском государстве религия и атеизм, оставаясь непримиримыми противоположностями, мирно сосуществовали.

Не мешало бы использовать этот опыт украинскому государственному руководству. Развитие и борьба противоположностей удерживает от крайностей каждую из них. Религия на Украине перешла границы меры. Действует в области безмерного, пытаясь отбросить общество на 700 лет назад. По трудно объяснимым причинам некоторые современные ученые предали забвению традиции великих русских ученых, которые в условиях преследования за выступление против церкви не шли на компромисс с религией. К.А. Тимирязев публично на международном конгрессе в Англии выступил против епископа Кентерберийского. "Наука должна громко заявить, - сказал он, - что она не пойдет к Каноссу. Она не признает над собой главенства какой-то сверхнаучной, а попросту ненаучной философии". (Каносса - замок в Северной Италии, где в 1077 г. отлученный от церкви и низложенный герман-ский император Генрих IV вымаливал прощение у своего противника римского папы Григория VII). Д.И. Менделеев писал: "Я решил бороться против суеверия, для чего и образовалась комиссия при физическом обществе. Тут я много действовал, у меня и собирались". Дмитрий Иванович был председателем этой комиссии. Преданы забвению традиции великих ученых-материалистов великой эпохи Просвещения Вольтера, Монтескье, Жан Жака Руссо, Гольбаха, Гельвеция. Даже философы, которые отнесены к идеалистам, пытались как-то сгладить примитивное представление церкви о боге, о религии вообще. Кант осмеял современников увлечением мистикой и "духоведением".

Вот что утверждал о религии, о ее понятии и назначении Кант: "Религия в пределах только разума", так называлась его работа. В ней он утверждал: "Богослужебный" тип религии, который вымаливает благосклонность верховного существа, которое можно умилостивить путем почитания, жертвами, соблюдением предписаний и обрядов, - это не современный тип религии, низший тип". Именно этот тип господствует на Украине. Высший тип религии по Канту - это "религия разума" - это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции, без примеси какого бы то ни было расчета, без переложения ответственности на высшие силы. Эта религия доброго образа жизни. Бог- это моральный закон, который существует объективно, это - любовь" ("Метафизика нравов"). Христианство Кант принимает как нравственный принцип, как программу человеколюбия.

Гегель заменил примитивно понимаемого бога как личности абсолютной идеей. Эта абсолютная идея воплощается в материальный мир, который развивается по объективным законам. Вот почему В.И. Ленин советовал читать Гегеля материалистически.

Где же вы, многочисленные диалектиче-ские материалисты? Почему вы равнодушно, а то и с одобрением смотрите на то, как распространяется суеверие, искажающее представление людей о мире, о человеке? Особенно это вредно для детей. Ложь, обман, лицемерие в политике критикуются, а ложь, выраженная в суеверии, в библейских легендах принимается как должное. Не придется ли нашим потомкам лет через 30 переживать вновь эпохи Возрождения и Просвещения?

Ученым материалистам - атеистам следует поддержать социально-политическую позицию религиозных деятелей, если она направлена на защиту народа, а не на поддержку олигархического государства; мирно сосуществовать с "религией разума". Такую, например, позицию выразил Московский митрополит. Алексий II, выступая на Московском епархиальном соборе в 1999 году, сказал: "В неустроенной смутной действительности, в безумном мире, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения, - в современной России население организуется на сатанинских принципах лжи, подлого обмана, поклонении внешней грубой силе. Внедряется как начало "нормальной жизни" жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к развлечениям и удовольствиям любой ценой. Сегодня не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное строительство общественной системы зла". Речь идет конечно о системе грабительского капитализма и олигархической коррупционной власти. Они остаются таковыми и по сей день. Всеукраин-ское православное братство предлагает включить в предвыборные программы политических партий придание государственного статуса русскому языку, невступления Украины в Евросоюз и НАТО; интеграцию единокровных народов России, Беларуси, Украины.

Положение нельзя исправить, применяя "богослужебный" тип религии, когда человек заботится только о себе, о своей душе, о ее спасении, стремится к успокоению, а не к борьбе за свои права, за справедливые отношения в обществе. Наталья Варлей, кавказская пленница, поэтесса печатала общественно значимые стихи в советское время. После "воцерквления" выражает заботу только о личной жизни. "Все остальное, поверьте, второстепенное», - заявила она в интервью в 2007 г.

Некоторые творческие работники имеют свойство быстро приспосабливаться к общественному модному мнению эпохи. В наши дни такой модой стала религия. В личной жизни и творчестве великих ученых, писателей начали искать религиозную принадлежность. Вышла книга Ангелины Ханило: "Православие в жизни Чехова".

«Долгие годы в некоторых работах и статьях, - пишет она, - Чехова называли атеистом. Но этот термин к нему не подходит". Не найдете ни одной работы Советского периода, в которой бы доказывалось, что Чехов - атеист. Да этого и не требовалось. Он был великим писателем - оптимистом. И все 12 томов его произведений ничего не имеют общего с религиозной идеологией. "Жизнь дается один раз, - говорит один из героев его произведений, - и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, осмысленную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы будущие поколения не имели права сказать про каждого из нас: то были ничтожества или еще хуже того..." (т.7, с. 273).

А вот отрицательное отношение к поиску бога у героев произведений Чехова можно найти. О Травникове, который : "хочет и ищет бога, ищет день и ночь и находит только одну пропасть, в которую чем дальше смотришь, тем кажется она глубже и темнее... Травников отравляет себя тоской по бессмертию и вечному блаженству". Другой в ответ говорит: "Я не так жаден, и для меня совершенно достаточно этой короткой, маленькой, но прекрасной жизни", (т.8, с. 176-181).

И далее слова религиозного человека: "Условия жизни и воспитания заключили меня в такой круг лжи, что вся моя жизнь есть не что иное, как ежедневная забота о том, чтобы обманывать и себя и людей...Наша жизнь и загробный мир одинаковы, непонятны и страшны (т.7, с. 183-186 "Страх"). Долг ученого - нести просвещение в массы народа, освободить человека от страха божьего, чтобы он не полагался на божью милость, а рассчитывал на свои собственные силы, делая свою жизнь красивой. У просвещенного, нравственно воспитанного человека совесть, долг заменяют страх божий и оказываются сильнее его.

Как участник боевых действий на протяжении трех лет, утверждаю, что патриотическое, атеистическое, коммунистическое убеждение сильнее всякой религиозной веры. Поколение победителей - это поколение атеистов.

Современные атеисты, диалектические материалисты - это не те малообразованные воинствующие атеисты, которые разрушали храмы. Атеисты, сознательные материалисты наших дней, с уважением относятся к верующим, к прогрессивным нравственным и социальным основам православия. Мы не против деятельности церкви, если она совершается в рамках закона: отделение церкви от государства и школы от церкви; если она проповедует "религию разума".

Г. Сухоруков, кандидат исторических наук, доцент, член КрУСО

Архив