Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г. и КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Поделится:
12:51 14 Мая 2012 г. 5848

Побудительным толчком к написанию
данных заметок послужила статья
С.А. Боброва «Конституция отмирающего
государства диктатуры пролетариата»

В декабре 1936 года была принята Конституция СССР, Конституция победившего социализма, в последствии названная сталинской конституцией. Вся пропагандистская мощь государства была направлена на восхваление Конституции 1936 г. И на этом фоне Конституция 1918 г. отошла в тень, была забыта. Конституция 1918 г. была составлена Лениным, и главным её лейтмотивом было отмирание (засыпание) пролетарского государства. Были намечены конкретные шаги по достижению поставленной цели.

И вот сегодня, почти столетие спустя, приходится производить чуть ли не раскопки для того, чтобы показать действительное значение Конституции РСФСР 1918 г.

***

В преамбуле документа говорится, что утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Что этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Обращает на себя внимание тот факт, что основной закон должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте. Кроме того, V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

Конституция состоит из шести разделов. Первый раздел составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Во втором разделе даны общие положения Конституции. В третьем разделе намечена сама конструкция советской власти. В четвёртом разделе даётся толкование активного и пассивного избирательного права. В пятом разделе идёт речь о бюджетном праве. И в последнем шестом разделе даётся описание Герба и Флага РСФСР. Конституция занимает чуть более 20 страниц. Это говорит о том, что её в состоянии были прочитать и понять сущность граждане даже с начальным образованием.

В настоящих заметках нас более всего интересует третий раздел, в котором речь идёт конкретно о конструкции советской власти, как это виделось самому Ленину и его соратникам. В раздел вошли главы с шестой по двенадцатую. Построение раздела осуществлено таким образом, что в начале даются положения об организации центральной власти (статьи 24-52), а затем речь идёт об устройстве местных органов власти (статьи 53-63).

Для удобства восприятия материала читателем мы свои комментарии начнём в обратном порядке: то есть будем идти снизу, с организации выборов в сельские Советы, а затем подниматься вверх, вплоть до Всероссийского съезда Советов.

Вначале напомним, что по состоянию на начало 1918 года, в РСФСР первичной административной единицей были селения и города.

Несколько селений составляли волость.

Несколько волостей составляли уезд (район).

Несколько уездов и городов составляли губернию (округ).

Несколько губерний составляли область.

Области и автономные республики составляли РСФСР.

По Конституции 1918 г. Советы депутатов образуются только в городах и селениях (Статья 57). Во всех вышестоящих административных единицах (волость, уезд, губерния, область) Советов как таковых не было, а проводились соответствующие съезды Советов, о чём речь пойдёт ниже.

В городах Советы образуются по расчёту 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но числом не менее 50 и не более 1000 членов. Это значит, что в городском Совете должно было быть не менее 50 депутатов. Но и не более 1000. Скорее всего, эта мера была вызвана отсутствием помещений, способных вместить более 1000 человек. Для текущей работы городской Совет избирает из своей среды Исполнительный комитет по расчёту 1 человек на каждые 50 депутатов, но не менее 3 и не более 15 (Статья 58). Для Петербурга и Москвы число членов Исполкомов допускалось не более 40. Городской Совет созывается Исполкомом или по требованию не менее половины членов Совета. Но не реже 1 раза в неделю (Статья 59). То есть городской Совет на свои собрания (позднее их стали называть «сессиями») собирается еженедельно!

В селениях (деревнях, сёлах, станицах, местечках, аулах, хуторах и пр., городах с населением менее 10000 человек) Советы депутатов образуются по расчёту: 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение (Статья 57 б). В примечании сказано, что в тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно. То есть Конституция допускала в отдельных сельских местностях вопросы управления решать не с помощью депутатов, а общим собранием избирателей данного селения непосредственно. Это, конечно, более высокий уровень демократии, уровень самоуправления не только без чиновников, но и без депутатов. В этом случае о государстве, как аппарате насилия и принуждения, уже говорить не приходится. В этом случае государство начинает отмирать. Сельский Совет также как и городской избирает из своей среды Исполнительный комитет не свыше 5 человек. Сельский Совет депутатов созывается Исполкомом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 2 раз в неделю. Срок полномочий как городских, так и сельских депутатов – 3 месяца.

Таким образом, мы видим первые шаги по отмиранию государства. Если в селении 1 депутат избирается от 100 человек населения, то эти 100 человек прекрасно знают своего депутата. Тут уже ни средства массовой информации, ни кульки с гречкой или с сахаром не в состоянии навязать селянам иное мнение о том или ином кандидате. Они все на виду.

Но и в городах, при выборе депутата от 1000 населения, тоже можно с помощью родственников, друзей, знакомых иметь ясное представление о кандидате в депутаты. А если принять во внимание тот факт, что депутата в любой момент можно было отозвать, что депутаты избирались сроком на три месяца, – то всё это говорит о том, что исключалась всякая возможность превращения депутата в чиновника, его перерождения в бюрократа.

Теперь переходим к рассмотрению съездов Советов. Выше мы уже подчеркнули, что Советы избирались только в городах и селениях. На всех остальных вышестоящих уровнях проводились съезды Советов. Опять будем идти снизу, от первичных ячеек Советской власти.

В Статье 53, пункт «г» сказано, что волостные съезды Советов составляются из представителей сельских Советов волости по расчёту 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Это означает, что на волостной съезд Советов собирались только депутаты, избранные в сельские Советы. И если в сельском Совете какого-либо крупного села было, например, 40 депутатов, то это означает, что на волостной съезд от этого села поедут 4 депутата данного сельсовета. Если же в маленьком селе депутатов было менее 10, то на волостной съезд направлялся один депутат сельсовета от данного села. Волостные съезды Советов проводились 1 раз в месяц, из своего состава избирали Исполнительный комитет в количестве не более 10 человек.

Поднимаемся на ступеньку выше. Уездные (районные) съезды Советов составлялись из представителей (то есть депутатов) сельских Советов по расчёту 1 депутат на 1000 жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район). Это ограничение вводилось, видимо, по причине отсутствия в сельской местности помещений, способных вместить более 300 человек. Кроме того, в уездных съездах Советов участвовали представители Советов городов, население которых не превышало 10 тысяч человек. Если сельские местности насчитывали менее 1 тысячи человек, то для избрания депутатов на уездный съезд Советов они объединялись.
Уездные съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты (исключительно подотчётные съездам) числом не более 20. Уездные съезды проводились 1 раз в 3 месяца.

Губернские (окружные) съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов. Губернские съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты числом не более 25. Губернские съезды Советов проводились 1 раз в 3 месяца.

Областные съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов. Областные съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты числом не более 25. Областные съезды Советов проводились 2 раза в год.

Исполнительные комитеты всех уровней всецело были подотчётны избравшим их съездам Советов соответствующего уровня.

И, наконец, Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Таким образом, мы видим, что, начиная снизу, каждый вышестоящий съезд Советов составляется из депутатов городских и сельских Советов и делегатов нижестоящих съездов. А это означает, что выборы были ступенчатыми. Жители городов и селений избирали только депутатов городских и сельских Советов, а эти последние из своего состава избирали представителей на вышестоящие съезды. То есть, граждане РСФСР не избирали ни районных, ни областных депутатов Советов, поскольку таковых просто не существовало. А это, далее, означает, что избиратели знали только своего депутата. По поручению своих избирателей их единственный депутат занимался как местными вопросами, так и (через систему представительства) общегосударственными вопросами.

Своего депутата все избиратели знали в лицо. Он перед ними регулярно отчитывался. Он просто не мог не отчитываться, учитывая частоту собраний Советов. Напомним, что в городах депутаты Советов собирались на свои собрания еженедельно, а в селениях – 2 раза в неделю. Если к этому добавить тот факт, что срок полномочий депутатов был 3 месяца, а отсюда следует, что перевыборы проводились через каждые 3 месяца, – то чинуше и бюрократу не было никакой возможности удержаться длительное время на своей должности. А поскольку депутатские обязанности выполнялись бесплатно, в свободное от основной работы время, – то отсюда следует, что у кандидатов в депутаты не было стремления устроиться на тёплое местечко, которое можно было бы использовать в своих корыстных интересах.

Если же к нормам Конституции РСФСР 1918 г. добавить положения, записанные в Программе РКП(б) 1919 г., то мы получаем конструкцию действительно отмирающего государства.

Вот несколько положений из Программы РКП(б) 1919 г.:

- сближение государственного аппарата с массами тем, что избирательной единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика);
- обязательное привлечение каждого члена Совета к выполнению определённой работы по управлению государством;
- постепенное вовлечение всего трудящегося населения поголовно в работу по управлению государством, что ведёт к уничтожению государственной власти;
- поголовное привлечение трудящегося населения к отправлению судейских обязанностей;
- замена торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов,
- плата всем, без изъятия, должностным лицам в размере, не превышающем среднюю плату хорошему рабочему;
- организация всего населения в единую сеть потребительных коммун, способных с наибольшей быстротой, планомерностью, экономией и с наименьшей затратой труда распределять все необходимые продукты;
- охват кооперативами всего населения, слияние кооперативов в единый, сверху донизу охватывающий всю Советскую республику кооператив;
- переход от мелкобуржуазных кооперативов старого, капиталистического типа к потребительным коммунам, руководимым пролетариями и полупролетариями;
- обязательное держание денег в народном банке; введение бюджетных книжек;
- замена денег чеками, краткосрочными билетами на право получения продуктов и т. п.
- введение 6-часового рабочего дня без уменьшения вознаграждения за труд и при обязательстве трудящихся обучаться технике государственного управления и военному искусству.

Несомненно, что определённая часть этих положений была некоторым забеганием вперёд, что неоднократно подтверждал и сам Ленин. Другую часть этих положений не позволили осуществить гражданская война и иностранная военная интервенция. Но подавляющую часть норм Конституции РСФСР 1918 г. и положений Программы ВКП(б) 1919 г., направленных на отмирание государства диктатуры пролетариата, не просто можно, но и должно было проводить в жизнь и в предвоенные и в послевоенные годы.

Фабзавкомы как органы рабочей демократии

В дни решающей борьбы со старым режимом и прежними порядками на многих заводах начинают появляться рабочие организации нового типа — ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ КОМИТЕТЫ. (Подробно о фабрично-заводских комитетах Петрограда см.: Степанов З.В. Фабзавкомы Петрограда в 1917 году. Л. 1985). Рабочие, говоря о фабзавкомах, подчеркивали, что «это — дети нашей революции. Кровь от крови и плоть от плоти ея» (Первая рабочая конференция фабрично-заводских комитетов. Пг. 1917. С.37).

Фабзавкомы сразу заявили о себе как об открытых организациях низовой, трудовой, рабочей демократии. Они сразу утвердились не только в рабочей жизни, но и в жизни революционного Петрограда в целом. Как отмечалось в соглашении между Петроградским советом и Обществом фабрикантов и заводчиков задачей фабзавкомов, учреждаемых на всех предприятиях столицы, было:
1) представительство рабочих «в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями»;
2) «формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих»;
3) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими;
4) представительство перед администрацией и владельцами предприятий по вопросам, касающимся взаимоотношений между ними и рабочими". (Известия. 1917. 11 марта).

Однако фабзавкомы, возникшие в результате революционного творчества пролетариата, не собирались ограничивать свою деятельность рамками, очерченными этим соглашением. Чем они занимались? Проведением в жизнь 8-часового рабочего дня, наймом и увольнением рабочих, социальным страхованием и предоставлением медицинской помощи, установлением тарифов и расценок, организацией и вооружением рабочей милиции и Красной гвардии, охраной предприятий, удалением и утверждением администрации, контролем за производством и распределением, вмешивались в вопросы культуры и просвещения. То есть с самого начала фабзавкомы занимались установлением новых производственных отношений, созданием нового, здорового морально-психологического климата на предприятиях.

Удаление с заводов неугодной администрации началось еще в дни февральской революции. Но эти удаления не были проявлением разбушевавшейся стихии, каждый кандидат на увольнение обсуждался на рабочих собраниях, которые в каждом отдельном случае принимали мотивированное решение. Выгоняли с заводов тех администраторов, которые грубо обращались с рабочими, не соответствовали занимаемой должности, мешали рабочим самоорганизовываться, доносили на них. Характерно, что подавляющее большинство принимавшихся постановлений подписывалось не только председателем и секретарем собрания, но и всеми участвовавшими в собрании рабочими.

Роль фабзавкомов в защите интересов рабочих особенно проявилась в вопросе о гарантированном минимуме заработной платы. В течение марта фабзавкомам на многих предприятиях удалось заставить владельцев пойти на принятие выработанных на рабочих собраниях новых расценок поденной оплаты. В борьбе за улучшение экономического положения фабзавкомы развивали в рабочих чувство классовой солидарности и взаимопомощи. Идея рабочего контроля над производством и распределением была рождена революционной практикой, а не вышла из голов партийных агитаторов. Как, например, сообщал в Главное артиллерийское управление начальник Охтинского порохового завода Лехович, с первых дней революции рабочее представительство встало на ту точку зрения, что «рабочие должны и могут управлять всеми делами завода».

В основном фабзавкомы занимались установлением внутреннего распорядка и дисциплины на предприятиях, вопросами снабжения сырьем и топливом, поддержанием производительности труда. (Степанов. С. 107-108). Но факты показывают, что питерские рабочие понимали, что, «приучаясь к самоуправлению», они «готовятся к тому времени, когда частная собственность на фабрики и заводы будет уничтожена и орудия производства вместе со зданиями, воздвигнутыми руками рабочих, перейдут в руки рабочего класса». Об этом в частности говорилось в воззвании завкома Путиловского завода. (Фабзавкомы Петрограда. Т. 1. С. 439).

Если рабочие частных предприятий видели в рабочем контроле средство защиты производства, то для пролетариев государственных предприятий рабочий контроль был естественным результатом демократической революции.

Как отразились новые порядки на производительности? Конечно, были факты падения объемов производства. Но часто это было не следствием установления рабочей демократии, а следствием саботажа со стороны заводчиков. Но в целом производительность труда на заводах с появлением фабзавкомов выросла. Это отмечали даже сами заводчики. Так, на совещании фабрикантов и заводчиков Выборгской стороны 16 марта указывалось, что на заводе «Л.Нобель» работы идут полным ходом, что «рабочие по своей инициативе» предлагают вывесить от имени своего коллектива объявления о том, что «никакие опоздания не допускаются». На Патронном заводе, откуда была удалена вся администрация, продуктивность упала только на 2%, а на Пороховом заводе, откуда тоже рабочие прогнали почти всю администрацию, количество брака сократилось на 15%: с 30 до 15. На Орудийном заводе производительность выросла на 28%, на Оптическом — на 11%. Сестрорецкий завод вместо выпускаемых ранее 450 винтовок и 4500 тысяч взрывателей стал давать 600 винтовок и 6000 взрывателей ежедневно.

По сведениям Петроградского общества фабрикантов и заводчиков, на 10-15 апреля 1917 года из 34 владельцев механических заводов, приславших сведения о ходе работ, 10 указали, что производительность труда повысилась или не изменилась; 15 владельцев отметили понижение производительность, в основном по причине недостатка сырья, топлива, и лишь остальные 9 связали падение производительности с введением 8-часового рабочего дня. (Соболев. С.87.)

Фабзавкомы создавали отряды рабочей милиции, для охраны заводской территории. Эти отряды были весьма немногочисленными по сравнению с «внешней» рабочей милицией, возникшей в дни Февральского восстания. В марте 1917 года в рабочей милиции состояло 10-12 тысяч человек. Но фабзавкомы имело непосредственное отношение к той и другой рабочей милиции. С помощью заводской, «внутренней» милиции они оказывали давление на администрацию, вмешивались в ее распоряжения, направленные на саботаж, свертывание производства.

После революции ситуация изменилась. Рабочие больше не сидели, сложа руки, если видели, что хозяева пытаются свернуть производство. Так, рабочие Металлического завода выбрали комиссию для проверки, «верны ли заявления администрации, что у них нет металла, нет угля, нет нефти».

Заводская милиция также охраняла рабочие манифестации. После событий 20-21 апреля, когда в результате столкновения с буржуазной публикой погибли несколько пролетариев, рабочие Петрограда стали укреплять свою вооруженную организацию — Красную гвардию. Еще 17 апреля на общегородском делегатском собрании по организации Красной гвардии присутствовали представители Путиловского, Балтийского, Трубочного, Орудийного, Патронного заводов, заводов «Сименс-Шуккерт», «Айваз», «Промет», «Феникс» и др. 22 апреля завком Оптико-механического завода единогласно решил поставить на общем собрании рабочих вопрос о вооружении Красной гвардии.

К осени в 1917 года в Петрограде назрел продовольственный кризис, росла инфляция. Советами все еще руководили умеренные социалисты, которые боялись прибегать к решительным мерам, дабы, не дай бог, революция не вышла за буржуазно-демократические рамки. Советы на тот момент стали ареной ожесточенной межпартийной борьбы. И в этих условиях главной опорой рабочих стали фабзавкомы. Циркуляр министра труда, меньшевика Скобелева о запрете фабзавкомам заниматься наймом и увольнением служащих вызвал бурю рабочего негодования. Рабочие Обуховского завода в единогласно принятой резолюции заявили: «Мы считаем существование фабрично-заводских комитетов вопросами жизни и смерти рабочего класса». Это не было пустой патетикой. Рабочие, дабы избежать голода, взяли на себя заведование обеспечением продовольствием заводских столовых. Попытки отменить завоеванное фабзавкомами право контроля за наймом и увольнением рабочих и служащих привели к расширению и углублению рабочего контроля над производством.

Осенью 1917 года рабочий контроль рассматривался рабочими как спасительное средство выхода из кризиса и необходимое условие перехода к социализму. Особое внимание этим вопросам было уделено на петроградских конференциях фабзавкомах в сентябре и ноябре 1917 года.

В октябре 1917 года в Петрограде прошла Первая Всероссийская конференция фабзавкомов. На ней разгорелся спор между большевиками и анархистами. Первые рассматривали рабочий контроль как переходную меру к национализации крупной промышленности, выступали «за организованный и планомерный переход к рабочему контролю в общегосударственном масштабе», а вторые призывали рабочих захватывать предприятия, нанося тем самым «удары по капиталу». Призывы анархистов находили отклик к Нарвском и Московском районах столицы. Но в целом в фабзавкомах преобладало большевистское влияние.

В тот период возросло внимание фабзавкомов к таким важным сторонам контроля над промышленностью, как

1) обеспечение заказами,
2) коммерческие и финансовые вопросы,
3) организация производства,
4) участие в управлении,
5) реализация произведенной продукции,
6) борьба с безработицей.

Осуществлением рабочего контроля в петроградской промышленности руководил Центральный Совет фабзавкомов и созданные им специальные комиссии. Участившиеся осенью 1917 года случаи перехода управления предприятий в руки фабзавкомов были вызваны, как правило, саботажем их владельцев.

Октябрьская революция была осуществлена при активном участии отрядов Красной гвардии, фактически созданной фабзавкомами. При ВРК была создана «Центральная комендатура рабочей гвардии». 24 октября численность Красной гвардии только на Выборгской стороне достигла 10 тысяч человек, а целом в Питере было 40-45 тысяч красногвардейцев. Именно Красная гвардия взяла под контроль мосты, обезоружила 24 октября отряд юнкеров, направленный штабом округа для ареста редакции большевистской газеты «Рабочий путь». Смольный защищал сводный отряд Красной гвардии. В ходе взятия Зимнего дворца на всех направлениях к Дворцовой площади были выставлены заставы и патрули. Как свидетельствует Джон Рид, «солдатами всюду командовали красногвардейцы». (10 дней, которые потрясли мир. М.1957. С.97-98).

После перехода власти к Советам усилилась тенденция перерастания контроля в непосредственное рабочее управление. Так, 22 ноября комитет Металлического завода пиал директору: «Ввиду твердого намерения заводоуправления уничтожить предприятия, мы рабочие и служащие, вынуждены защитить свое право на свободный труд и жизнь и на основе закона создали рабочее правление (контрольно-распорядительную комиссию) для совместного управления администрацией».

14 ноября ВЦИК Советов принял Декрет о рабочем контроле. Но в большевистской партии постепенно взяла верх бюрократическая, социал-демократическая тенденция, которая выступала против расширения функций фабзавкомов, видя в этом анархистский уклон.

Большевики, которые еще в июле-августе 1917 года вместо лозунга «Вся власть Советам!» выдвигали требование «Вся власть фабзавкомам!», распустили фабзавкомы. С 1918 года Ленин, исходя из условий экономического развала, ратовал за назначение на предприятия директоров, наделенных диктаторскими полномочиями. Роспуск фабзавкомов, фактическая ликвидация рабочего контроля, кроме всего прочего, тоже содействовало бюрократизации Советской республики и перерождению революции.
(Материал о фабзавкомах взят с сайта http://www.1917.com/History/HRR/1082643581.html)

Таким образом, в очерке мы видим две стороны деятельности фабзавкомов:
а) рабочее самоуправление как творчество самих народных масс
б) поползновения в сторону анархо-синдикализма, когда рабочие того или иного завода считали, что они должны стать коллективными собственниками данного завода.

Эта вторая сторона деятельности фабзавкомов имеет мало общего с научным коммунизмом Маркса и Ленина. Ленин утверждал, что не имеет ничего общего с социализмом такое положение, когда типографские рабочие владеют типографией, обувщики – владеют обувной фабрикой, а сотрудники банка – владеют банком. При таком положении дел рабочие, владеющие современным предприятием, будут находиться в лучшем положении, нежели рабочие, владеющие отсталым предприятием; между предприятиями сохраняется конкуренция, неизбежна безработица и т.п. Подобное положение дел имело место в Югославии до конца 80-х годов прошлого века.

Научный коммунизм Маркса и Ленина состоит в том, что все рабочие и трудящиеся данной страны вместе и сообща владеют всеми предприятиями данной страны. А в перспективе, по свершению коммунистической революции в планетарном масштабе, все трудящиеся планеты Земля будут вместе и сообща владеть всеми фабриками и заводами на всём земном шаре. Управление народным хозяйством всей планеты будет вестись из единого центра. Компьютерные технологии позволяют такую централизацию уже сегодня. Технических и технологических препятствий нет. Препятствие одно: мировой империализм, базирующийся на частной собственности на основные средства производства. Достаточно свергнуть мировой империализм, уничтожить частную собственность, – и человечество получит громадную экономию всех ресурсов и труда, которые сегодня расточаются капитализмом только потому, что для продления своего существования каждый капиталист постоянно должен продавать, продавать и продавать. В противном случае, не возместив издержек на производство конкретного товара, отдельный капиталист неизбежно разоряется, а вся система впадает в кризис.

***

Таким образом, Конституция РСФСР 1918 г., программа ВКП(б) 1919 г. и рабочее самоуправление в виде фабзавкомов и профсоюзов, – всё это вместе взятое могло бы стать ориентиром на пути отмирания государства. Но уже в самом начале 20-х годов прошлого века стал формироваться партийно-государственный аппарат, который, осознавая свои групповые интересы, отмирать никак не хотел и делал всё возможное для того, чтобы препятствовать процессу отмирания государства.

О Конституции СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. фактически отказалась от того положения, что избирательной единицей является завод и фабрика. Избирательной единицей вновь стал территориальный округ (Статья 141), что есть поползновением в направлении буржуазного парламентаризма:

Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

Статья 99. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Статья 101. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Мы видим, что по сравнению с Конституцией 1918 г. исчезла норма о районных, окружных, областных съездах Советов. Вместо этого появилась норма о краевых, областных, районных, городских Советах. По такой системе избиратель голосовал отдельно за депутата сельского Совета, отдельно – за депутата областного Совета, отдельно за депутата Совета автономной и союзной республики и отдельно за депутата Верховного Совета СССР. Каждый вышестоящий орган Советской власти ни коим образом не зависел от ниже стоящих органов. В то время как по Конституции 1918 г. каждый вышестоящий съезд Советов формировался из делегатов нижестоящих съездов и, следовательно, был подотчётен этим нижестоящим органам. По Конституции 1936 г. создавалась структура иерархической подчинённости, идущая сверху вниз. Создавалась бюрократическая система управления. Кроме этого все местные Советы стали избираться сроком на два года, а не на 3 месяца, как было ранее.

Верховный Совет СССР стал избираться сроком на 4 года. Избиратели напрямую избирали депутатов Верховного Совета. Отсюда следует, что Верховный Совет ни в коей мере не зависел от нижестоящих Советских органов. В то время как по Конституции 1918 г. высшим органом власти был не Верховный Совет, а Всероссийский Съезд Советов, который формировался из депутатов нижестоящих съездов Советов и депутатов городских Советов. А поскольку выборы в местные Советы проводились через каждые 3 месяца, то, соответственно, через каждые 3 месяца менялся состав делегатов съездов всех уровней и городских Советов. А это, в свою очередь, определяло состав делегатов Всероссийского съезда Советов.

В Конституции СССР 1936 г. была заложена такая норма отзыва депутатов (Статья 142), что, начиная с депутата областного Совета и заканчивая депутатом Верховного Совета, реально выполнить эту норму не было никакой возможности. Действительно, кто и как, например, мог собрать большинство от 300 тысяч человек, от которых выдвигался депутат Совета Союза. В то время как по Конституции 1918 г., учитывая 3-ёх месячный срок полномочий депутатов, отзыв можно было осуществить вполне. Для этого было достаточно не избрать того или иного гражданина в городской или сельский Совет, и он автоматически лишался возможности быть представленным на съездах более высокого уровня, в том числе и на Всероссийском съезде Советов, поскольку эти последние составлялись исключительно из депутатов Советов низовых уровней.

В Конституции РСФСР 1918 г. совершенно отсутствуют нормы, согласно которым политические партии могли бы влиять или непосредственно участвовать в органах Советской власти. И, наоборот, в статье 126 Конституции 1936 г. записано, что Коммунистическая партия является передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляет руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

По Конституции 1936 г. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союзов и Совета Национальностей. Внешне это выглядело таким образом, что каждая самая маленькая автономная область имела своего представителя в высшем органе власти. В действительности же Конституция 1918 г. предоставляла полную возможность самой маленькой нации иметь своих представителей на Всероссийском съезде Советов. Поэтому с позиции сегодняшнего дня деление Верховного совета СССР на две равные палаты выглядит надуманным, искусственным и, в определённом смысле, является отходом от классовых позиций. Если Конституция 1918 г. без всякого лицемерия, открыто на весь мир объявила об ограничении избирательных прав определённым категориям граждан (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовные служители церквей и религиозных культов, агенты бывшей полиции и т.д.), то Конституция 1936 г. отменила подобную норму. Подобная преждевременная мера, вне всякого сомнения, привела к размыванию классового состава Советов, размыванию диктатуры пролетариата и трудящегося крестьянства. Трудно предположить, чтобы крестьянин, бывший в 1930 году единоличником, насквозь пропитанным частнособственнической психологией, вдруг за какие-то 5-6 лет, став колхозником, коренным образом изменил свою мелкобуржуазную сущность.

Подводя итог краткой сравнительной характеристике двух Конституций, можно сказать, что в конструкции Советской власти, предложенной Лениным, заложено то положение, что «пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать, не могло не отмирать» (ПСС, т. 33, стр. 24). Именно об этом говорится в статье 9 Конституции 1918 г.: «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

В противоположность этому, в Конституции 1936 г. не ставится задача отмирания государства в марксистском понимании этого слова. Наоборот, речь идёт об увековечивании бюрократического государства. Хотя бы оно называлось и советским, и социалистическим.

Пролетариат нуждается в отмирающем государстве. Государство, которое не отмирает, а консервируется, пролетариату не нужно. Перерождение бюрократического государства в мелкобуржуазное было всего лишь делом времени. Реставрация капитализма и распад СССР являются подтверждением вышесказанного. Свою лепту в этот распад внесла и Конституция СССР 1936 г.

Богдан Грицкив,
10-12 мая 2012 г.

Архив